Писательница Юлия Вознесенская, антрополог Дэвид Гребер, ЖЗЛ святых

21.09.2020
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Юлия Вознесенская

14 сентября исполнилось бы 80 лет православной писательнице Юлии Вознесенской.

«В поисках правды: ко дню памяти Юлии Вознесенской»

Алеся Храмова: правозащитница, поэт, христианский демократ, диссидент, политзаключенная, православная сказочница-миссионер… Биография Юлии Вознесенской убеждает в том, что главным порывом ее души было желание всем помочь и всех спасти.



Звезда ЧернобыльРанние повести, написанные Юлией Вознесенской в жанре социального реализма, свидетельствуют о подлинной реальности: то, о чем она писала тогда, являлось для нее и для многих формой утверждения богоугодной правды. Ведь та «правда», о которой писали в «Правде» была для многих христиан ложью, причем такой, которая имела самые трагичные последствия.

Подобное было как раз описано ею в 1987 году в произведении «Звезда Чернобыль» (текст и аудиоверсия). Это повесть о трех сестрах: партийно-верующей Анастасии, диссидентке Анне, высланной за рубеж (прототип самого автора), и младшей Алене, оказавшейся в эпицентре трагедии. Свои глубинные мысли о безбожной лжи, происходящей в СССР, Ю. Вознесенская, вероятно, вложила в уста одного из героев повести, погибающего от облучения в больнице.

Книга живописная, через диалоги предельно честно раскрывающая образ мышления и логику поступков многих людей того времени. Иллюстрированная исторически подлинными фактами, вырезками из газет и сдобренная аутентичными диалогами, она в объемном варианте рисует действительность происходящего во время чернобыльской трагедии. И наглядно показывает: исказив правду в угоду «красивой общественной витрине», люди оказываются совершенно беспомощными в созданной ими же самими фальшивой реальности.



Женский декамеронЗнакомая с бытом почти всех советских казенных учреждений — от женской консультации до женской зоны — Юлия Вознесенская не понаслышке знала о бесправии женщин в этих сферах и не переставала об этом писать в самиздате. И пока жила в СССР и после изгнания. Так в 1987 году родилась довольно горькая местами по своей болезненной правдивости повесть «Женский Декамерон», где женщины самых разных возрастов и «классов», собравшись вместе, делятся своим личным и интимным опытом, как это – быть женщиной в СССР, в стране якобы победившего равноправия и сурового унисекса. (Стоит заметить, что, в отличие от современного радикального феминизма, Ю. Вознесенская как раз была сторонницей возвращения женщине женственности и «права на слабость».) Наверное, не всем это произведение может показаться полезным, а для кого-то и вовсе может быть травмирующим. Но, увы, такова была, а местами и сейчас есть, правда жизни.



Утоли моя печали«Утоли моя печали» — сборник рассказов Юлии Вознесенской о том, как вера преодолевает трагедии — несчастную любовь, болезнь, смерть близкого…

«Вдвоем на льдине» (2015) — экранизация одноименного рассказа (входящего в сборник «Утоли моя печали») Юлии Вознесенской. Юноша и девушка, музыкант и художника встречаются в онкологической больнице…

Другие книги Ю. Вознесенской и их аудиоверсии смотрите здесь.

Дэвид Гребер

«Памяти Дэвида Гребера. Рыночная ценность vs человеческие ценности ». Владимир Шалларь

2 сентября скончался антрополог Дэвид Гребер — совершенно поразительный ученый и мыслитель. Мне он напоминает Честертона — парадоксальностью взгляда, высветляющей кажущиеся обычными, тривиальными вещи во всей их странности, экзотичности, и служит этот взгляд в конечном итоге здравому смыслу, рациональности и, не побоимся этого сказать, доброте, человечности.

Гребер — антрополог, но исследует он не народности в отдаленных уголках мира (хотя начинал с этого), а современный западный мир: таинственные ритуалы бюрократии, темную метафизику денег и кредитов, дикие обычаи наемной работы, каннибальские мифы экономики… Жители Нью-Йорка, Лондона, Москвы представали в его книгах экзотическим племенем, чья жизнь и верования — загадка, требующая пристальных и вдумчивых исследований.



Долг: первые 5000 лет истории«Долг: первые 5000 лет истории» — блестящая антропологическая, историческая работа о феномене денег. Связка экономики и «духовности» здесь показана как нигде. Гребер различает виртуальные деньги и наличные деньги. Эпохи виртуальных денег (например, Средневековье) — эпохи веры, религии, уменьшения войн и прекращения рабства. Эпохи наличных денег (например, Новое время) — эпохи материализма, войн, рабства.

Важно, что все великие религии (например, библейские пророки, Новый Завет, Отцы Церкви) появились как протест против эпохи наличных денег. Если такие эпохи есть эпохи долгового закабаления людей, то религии проповедуют прощение долгов. Если такие эпохи имеют главным своим принципом подчинение всей жизни деньгам, то религии проповедуют ценности, не выражаемые в денежном выражении. Так, например, Гребер описывает переход от рабовладения (эпохи наличных денег) к Средневековью (эпохе виртуальных денег):

«Если Осевое время [рабовладельческая эпоха] стало эпохой материализма, то Средние века были прежде всего эпохой трансцендентности. Крушение древних империй почти нигде не привело к появлению новых. Народные религиозные движения, некогда носившие подрывной характер, вдруг стали доминирующими институтами. Рабство пришло в упадок или исчезло, заметно снизился общий уровень насилия. По мере роста торговли ускорялось развитие технологий; более мирные условия сделали более свободным перемещение не только шелка и специй, но и людей и идей. Тот факт, что средневековые китайские монахи могли посвящать свое время переводу древних трактатов с санскрита, а студенты медресе в средневековой Индонезии спорили по-арабски о юридических терминах, свидетельствует о космополитизме этой эпохи».

Выкладываем также и другие книги Гребера — «Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда», «Утопия правил. О технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии», «Фрагменты анархистской антропологии».

Статьи

«За столбами: грань между болезнью и здоровьем». Анна Леонтьева написала откровенно и «изнутри» историю клинической депрессии своей дочери и долгого, трудного пути к выздоровлению. Как вести себя в самый непростой период жизни подростков? Как серьезно отнестись к проявлениям их пограничных и депрессивных состояний, появлению суицидальных мыслей?



«Богородичные праздники: сентябрь»

Диакон Алексей Ремизов: в каждом месяце есть большое количество праздников, посвященных Богородице. В сентябре их несколько. Разбираемся, почему столько праздников в честь Богородицы и каково их происхождение.



«Почему чувство прогресса важнее для ребенка, чем собственная комната»

Денис Собур: желание дать детям все самое лучшее кажется правильным. Но оно может привести ребенка в тупик…



«9 историй христианства на Британских островах»

Владимир Шалларь: святые, писатели, историки об истории британского христианства.



«Иоанн Креститель — пророк двух Заветов»

Мария Пискунова: мы знаем имя величайшего из рожденных женщинами. Это Иоанн Креститель. Почему именно он? В чем величие Иоанна?



«Кнут и пряник современного образования»

Юлия Алексеева: времена, когда учительница могла линейкой ударить по голове, давно в прошлом. Необъективное отношение со стороны педагога теперь выглядит намного интеллигентнее. Но это только с виду…

ЖЗЛ святых

Серафим Саровский«Серафим Саровский» Валентина Степашкина — современная, исторически выверенная биография может быть «главного» русского святого. Игумен Петр (Мещеринов) писал об этой книге:

«Вышла книга Валентина Степашкина “Серафим Саровский”. Написана она, на мой взгляд, не очень хорошим языком; но автор не литератор, и главное в книге не это. Главное — что автор является учёным, исследователем, и что он строит жизнеописание своего героя и разбор его наследия на основании архивных документов, с которыми он работал. (Жалко, что Валентин Степашкин занимался только документами, связанными с преп. Серафимом Саровским. Если бы он “брал шире”, то не допустил бы грубого “ляпа” в своей книге — он упоминает про нынешние “нетленные мощи” преп. Александра Свирского как про подлинное чудо Божие, в то время как эти “мощи” — фальшивка.) Автор очень почитает преподобного, поэтому он редко делает какие-либо определённые выводы, а просто приводит то, что соответствует документам (впрочем, — что относится к недостаткам книги, — обильно разбавляя их пространными экскурсами во второстепенные вещи). Но от выводов никуда не деться, потому что из документов видно следующее:
1. Колокольни не было.
2. Камня не было.
3. Кормления медведя не было.
4. Разбойников не было.
5. Беседы с Мотовиловым не было…
Ну и так далее. Думаю, что сказанного уже достаточно. Мотовилов разобран по косточкам — психически нездоровый человек, всё, что с ним связано, не заслуживает доверия. Про “заместительную смерть” Елены Мантуровой и вовсе не сказано ни слова — и в самом деле, совестно такое приводить в жизнеописании, основанном на документах. Общение батюшки Серафима с дивеевскими сестрами (по некоторым свидетельством последних) приведено, но оговорено, что старец, конечно, такого не мог говорить (ибо если это правда, то это чистое хлыстовство, в котором обвиняют прп. Серафима старообрядцы, — добавлю я уже от себя). В итоге прп. Серафим предстаёт пред нами как человек-загадка. Достоверно можно о нём сказать очень немногое, все остальное — фантазии разной степени вероятности»
.



«Александр Шморель» Игоря Храмова — биография немецкого православного студента, одного из основателей «Белой Розы» — антинацистской организации, действовавшей в Германии во время власти Гитлера. Александр Шморель канонизирован Православной Церковью как мученик.



«Михаил Тверской» Николая Борисова — биография святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, выигравшего битву с войсками Московии и Орды и мученически погибшего в Орде.

Книги

Христианство на Северном Кавказе: история и современностьСборник статей «Христианство на Северном Кавказе: история и современность»: влияние христианства на ингушское общество в исторической ретроспективе. Христианство в Карачаево-Черкесии: вехи истории. Протестантское движение в Адыгее.



Сборник «К истории христианства в Средней Азии (XIX-XX вв.)»: русские православные в Туркестане (конец XIX — начало XX в.). Казаки-старообрядцы в Средней Азии. Христианские секты в Туркестане.



Отношение пророков к обрядовому закону Моисея. Св. Иустин и синоптические ЕвангелияСборник работ выдающегося историка Церкви А. А. Спасского: «Отношение пророков к обрядовому закону Моисея», «Св. Иустин и синоптические Евангелия», «Гус и Виклиф», «Новейший византинизм и его значение», «Отчеты о годичных занятиях…».



«Легенда о святых», или «Золотая легенда» Иакова Ворагинского — собрание сказаний о мучениках, подвижниках, христианских праздниках. Одна из главных книг западного мира — она была чрезвычайно популярна в Западном Средневековье (католическом мире).

Лекция

Женская нога на мужской голове: Юдифь«Женская нога на мужской голове: Юдифь»

Образ Юдифи волновал художников, поэтов, писателей на протяжении многих веков. На лекции мы говорим о происхождении библейской Книги Юдифи, историческом контексте сюжета и, конечно, о художественной и поэтической интерпретации образа еврейской героини в культуре.

Перед нами красавица-вдова, она умащает свое молодое тело маслами и благовониями, надевает звенящие украшения, выбирает шелковые одежды. Это Юдифь. Она идет соблазнять.

Библейский автор приоткрывает шатер Юдифи. Мы недоумеваем, не можем оторваться от загадочности этой женщины более двух тысяч лет. Следующая страница — и тут совсем другая, уже кровожадная Юдифь несет в своем походном мешке голову Олоферна, голову своего врага, убийцы своего народа. Стража в ошеломлении пропускает эту женщину, не в силах воспрепятствовать ее дерзости. Потому что она — чувствуют солдаты — от Бога идет.

Лектор: Надежда Завальная, историк, выпускница исторического факультета СПбГУ, школьный преподаватель, журналист и публицист, жена священника.

Музыка

Христос«Христос» — грандиозное трехчасовое творение великого композитора Ференца Листа (он создавал его будучи францисканцем-терциарием, а под конец — аббатом). История Спасителя: Рождество, жизнь и учение, Страсти и Воскресение:

Часть 1. Рождественская оратория

I. Motivum — Введение
II. Пастораль и Благовещение
III. Stabat Mater speciosa («Стояла прекрасная Мать»)
IV. Песня пастухов в яслях
V. Три короля

Часть 2. После Крещения

VI. Блаженства
VII. Pater noster: Отче наш
VIII. Основание церкви
IX. Чудо
X. Вход в Иерусалим

Часть 3. Страсти и Воскресение

XI. Tristis est anima mea («Печаль моя душа»)
XII. Stabat Mater dolorosa («Стояла скорбная Мать»)
XIII. O filii et filiae («О сыновья и дочери»)
XIV. «Он воскрес!»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle