Как читать Книгу Деяний святых апостолов в XXI веке? Ненавидит ли Бог язычников? Как общаться со сторонниками «философического» богословия и стоит ли грозить Страшным судом и без того запуганному человеку? Разбираем важнейшую книгу Нового Завета вместе с Владимиром Стреловым, ректором библейского колледжа «Наследие».
Переносимся в I век нашей эры
Книгу Деяний условно относят к разряду исторических книг. В ней вы найдете и мистику — например, в случае со Стефаном, — и апологетику: сама книга построена таким образом, чтобы убедить нас в том, что христианство — это что-то хорошее. В ней есть и глубокое богословие. Но все-таки в целом сам автор, апостол Лука, пишет ее как историческую книгу. Книга Деяний написана, как большинство ученых предполагает, где-то в 80–90-х. Почему такие границы? Потому что, с одной стороны, уже написано Евангелие от Марка и разрушен Иерусалим. С другой стороны, это все-таки воспоминания очевидца. Есть некоторые географические подробности и политические реалии, которые мог описать только человек, живший в конце первого века.
Экзегет Крейг Кинер, составивший один из самых подробных комментариев к Евангелию — порядка четырех тысяч страниц в четырех томах, — приходит к тому, что мы можем доверять Книге Деяний как историческому источнику, но именно в том смысле, в котором писали историю жившие тогда древние люди. Это не была история в нашем сегодняшнем смысле слова. Они могли, например, включить в книгу речи, которые знали буквально по нескольким опорным положениям, могли немного их расширить или, наоборот, сузить. Но апостол Лука достаточно точно относится к своим источникам.
Иметь глаза, чтобы увидеть
Господь говорил: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1). И церковная традиция это связывает с праздником Преображения. Но не только это. Интуиция, что Господь должен прийти в ближайшее время, жила и среди первых христиан. И апостол Павел в 1-м Послании к Фессалоникийцам говорит о том, что «не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор 15:51). То есть он ждет, что кто-то, может быть, умрет, а кто-то и дождется Второго пришествия. Но вот уже умерло чуть ли не все поколение свидетелей жизни самого Христа, парусия — Второе пришествие — таким образом, откладывается. «На что же мне надеяться? Как же нам дальше жить?» — вопрошают друзья, слушатели Луки. И апостол Лука пишет свой труд — для того чтобы показать нам: Бог никуда не ушел, Он продолжает присутствовать в своей Церкви. Лука предлагает трехчастную концепцию истории: было время Ветхого Завета, когда люди спасались через Закон, было время, когда с нами был Спаситель, и, наконец, наступает время Духа, когда Бог присутствует в Духе Своем невидимым образом, среди своей Церкви. Апостол хочет показать: все, что происходило в служении самого Господа Иисуса, происходит в служении Его учеников.
В начале своего Евангелия он пишет про Богородицу — и в начале Книги Деяний он упоминает о Ней. В начале Евангелия идет разговор о Духе Святом, Который сходит на Богородицу для того, чтобы Она зачала, — и в начале Книги Деяний мы тоже видим этот разговор о Духе. Мы можем увидеть совпадение и в плане чудес, и в плане страданий. Например, страдание самого Господа имеет полную параллель в страданиях Стефана. Апостол Лука показывает, что Иисус никуда не исчез, Он живет в Своей Церкви. Просто нужно иметь глаза, чтобы это увидеть.
Путешествие на край земли
Два стиха — 7-й и 8-й стихи первой главы — фактически задают тон всей книге. Когда ученики спрашивают Иисуса: «Не в это ли время Ты, Господи, восстановляешь Царство Израилю?», Он отвечает им: «Не ваше время знать времена и сроки, которые Отец положил в своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой. И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». И вот, собственно, это — план всей Книги Деяний. Первые восемь глав — разговор о том, что происходит в Иерусалиме, а затем в Самарии. И потом — путешествие до Рима, который считается фактически тем самым краем земли.
Читая Деяния, мы можем видеть, как Бог действует и открывает Свою волю после Вознесения, как живут первые христиане, как и о чем они свидетельствуют миру. И это три важных составляющих — Дух, община и свидетельство.
Если мы забываем о Духе Святом, то мы действуем только своими силами. И какая из нас будет церковь, какое из нас будет свидетельство? Если же мы забываем об общине, если мы христиане-одиночки, то, скорее всего, наше свидетельство достаточно быстро сдуется.
Мы это видим на примере некоторых известных в 90-е годы миссионеров, видим, как они выгорают, потому что нет поддержки со стороны братьев и сестер. А если, наконец, не будет свидетельства, то зачем тогда нужна Церковь? По большому счету, Богу тогда не нужно особенно вмешиваться в жизнь Церкви: «Хорошо живете, ребята, вы уже все получили». Бог начинает действовать тогда, когда люди берутся за задачу, превышающую их силы. А свидетельствовать — это, безусловно, и есть такая задача.
Немного о праксисе
В древности Книга Деяний святых апостолов называлась просто Праксис — Деяния. Только святитель Иоанн Златоуст задается вопросом: «А чьи, собственно, Деяния?» Не апостолов, не Петра и Павла, которые, казалось бы, являются главными героями. А на самом деле — Деяние Божие, Деяние Духа Святого. И очень важно, когда мы читаем эту книгу, увидеть за внешней канвой повествования то, что действительно Господь продолжает действовать.У Луки есть специальный прием, он работает на контрасте. Мы постоянно видим две реакции. Одни будут говорить: «Ах, что это с ними произошло, что это за чудесное действие Божие? Мы понимаем, как они благовествуют о Спасении и проповедуют о великих делах Божьих». А другие скажут: «Да они просто напились сладкого вина». Произойдет обращение сотника Корнилия — и одни будут удивляться, что Дух Божий излился на язычников, а другие будут упрекать Петра за то, что он ходил, ел и пил с обрезанными. То есть Книга Деяний на самом деле призывает нас к некоторой духовной чуткости, к тому, чтобы видеть за обычными событиями действие Божие. А как научиться узнавать волю Божию, слышать голос Божий?
Сегодня есть некоторые миссионеры, которые Бога представляют этаким судьей, который предлагает: «Вот вам 10 заповедей и еще блаженства. Хотите попасть в рай — давайте с нами. Не хотите — Бог вас осудит». Бог у Луки не выглядит этим страшным судьей. Еще древние замечали, что если Бога мы будем представлять только как судью, это будет не Бог, а скорее дьявол. Его Суд всегда уравновешивается Его милостью. Если мы откроем с вами, например, 17-ю главу Деяний, где апостол Павел проповедует в афинском Ареопаге, он говорит там такие замечательные слова о Боге: «Бог, сотворивший мир и все что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-то нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян 17:24). Бог, у Которого есть все, не нуждается в том, чтобы мы что-то Ему такое особенное делали, что-то Ему давали. «От одной крови он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя он и недалеко от каждого из нас» (Деян 17:26–27). Какие прекрасные слова…
«Мы — подобные вам человеки…»
Для чего Господь создает разные нации? Для чего Он создает людей? Некоторые думают: для творчества. Другие думают: чтобы оставить свое потомство в детях. Павел же говорит: «Дабы они искали Бога. Не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян 17:27).
Мне кажется, здорово, что Господь создает нас для себя. Но дальше намечается развилка: Бог выбирает Израиль. А про остальных Павел говорит, что Бог им оставляет пока ходить своими собственными путями. Если в Афинах Павел проповедовал высоким интеллектуалам, то в Листре он обращается к людям, которые являются еще дремучими язычниками, готовыми приносить жертву Гермесу и Зевсу. «Мы — подобные вам человеки, благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные, и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян 14:15–17). То есть нет такого, что Бог ненавидит язычников. «Бог дал им свободу до определенного времени и благодетельствовал им», — говорит Павел. Он посылал и продолжает посылать свидетелей о Себе.
Это можно видеть, например, в речи Стефана, который вспоминает о том, как Бог явился Аврааму, потом всем праотцам, Иосифу в Египте, Моисею и так далее. И, наконец, послал Своего Сына Иисуса Христа. Интересно отметить: проповедуя, Павел нигде не говорит о том, что вот вы, дескать, верили как-то несовершенно, а теперь я вам совершенную веру предлагаю, у вас было что-то плохое, а я вам теперь предложу хорошее. Нет, он как бы говорит: произошло важное событие, пришел Сам Господь, Иисус, и вот теперь открывается новое время абсолютно для всех. И для меня, и для варваров, и для образованных язычников, и для иудеев. Просто открывается новая эра Спасения. «Вот вы, — говорит Павел иудеям в 13-й главе, — не могли получить оправдание по Закону». Действительно, если вы посмотрите ветхозаветное законодательство, то хоть как-то искупить можно было только те грехи, которые совершены по неведению, по ошибке. Все остальные грехи остаются на тебе тяжким грузом. И хоть будет Йом Кипур, ты каждый год будешь сидеть и трястись: продолжит Господь или не продолжит твою жизнь? А здесь апостол говорит о том, что теперь все грехи могут быть прощены. Бог готов дать оправдание всякому не по Закону, а по вере. Готов простить и изменить нашу жизнь.
Чудеса и обстоятельства
В своих проповедях апостол Павел довольно часто предупреждает людей об ответственности. При этом интересно, что, когда он общается с дремучими язычниками, он об ответственности не говорит. Ему важно, чтобы они просто увидели: Богу есть до них дело. А вот когда апостол Павел говорит с римскими наместниками, которые прокручивают всякие схемки для того, чтобы получить деньги (вспомним Феликса), то сообщает о Суде будущем, и Феликс начинает трепетать. Сегодняшние проповедники порой говорят о Суде с теми, кто и так уже боится, и боятся говорить о Суде с теми, кому об этом действительно нужно говорить.
Бог в Деяниях действует очень по-разному.
Он действует через людей. Например, посылает Филиппа для того, чтобы тот пристал к эфиопскому евнуху и начал ему благовествовать о Христе. Человек ехал, у него были свои какие-то мысли — и вдруг неожиданно путник на дороге. И происходит обращение. Это очень важно. Ведь мы иногда думаем, что просто случайно встретили на жизненном пути человека. Но Деяния, мне кажется, показывают, что нет случайных встреч. Особенно если люди пытаются как-то услышать волю Божию.
Бог действует и через обстоятельства. Иногда апостол Павел понимает, что нужно делать, не потому что ему что-то открылось, а потому, что так не получается и нужно действовать как-то иначе.
Теперь о чудесах. В Книге Деяний их много. Комментаторы смотрят на них очень по-разному. Кто-то говорил, что чудеса были нужны для того, чтобы подкрепить проповедь знамениями. Но ведь и когда человек начинает жить полной жизнью во Христе, например, становится миссионером, в его жизни тоже начинают происходить чудеса. Это мы можем отметить и из жизнеописания святителя Николая Японского, и из разговоров с теми, кто сегодня занимается миссионерской деятельностью. Ведь пока мы ни на что не дерзаем, то Богу нет смысла вмешиваться. Может быть, чудеса, которые происходят сейчас, не столь яркие, как те, что описаны в Книге Деяний. Но, с другой стороны, это опять-таки вопрос нашей веры. Имеет ли кто-то из современных христиан, например, такое дерзновение, чтобы подойти и сказать человеку, у которого болит нога: «Серебра и золота у меня нет, но то, что имею, даю тебе. Во имя Иисуса Христа встань и ходи спокойно!» (Деян 3:6)? Для этого, конечно, нужно иметь большую веру. Это не только вопрос Божьего действия, это вопрос и нашей собственной веры. Там нет ничего сказочного. Все это могло происходить, происходило и может происходить. Вопрос только в том, есть ли у нас вера, чтобы допустить это.
Чуткое сердце
Бог может действовать непосредственно через Дух. Но для этого действительно нужно иметь чуткое сердце. Господь не гарантирует, что у нас не будет гонений, не будет скорбей. Более того, с определенного момента апостол Павел начинает об этом постоянно говорить как раз после того, как его самого побили камнями: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Трудности будут, но Бог будет с вами — вот что пытается донести до нас Лука, автор Деяний. Эта книга не заканчивается, мы не видим здесь смерти апостола Павла, например. Хотя, скорее всего, как я уже сказал, написана она в 80-е годы, когда о смерти Павла совершенно точно было известно. Почему? Потому, что Лука не хотел, чтобы мы расставались с его героем на такой печальной ноте?
Довольно давно в Церкви возникла мысль о том, что апостол Лука просто хотел, чтобы мы вошли вот в это повествование. Чтобы это повествование не закончилось только на апостолах. Мы сами своей жизнью продолжаем писать эту историю. И мы сами тоже призваны стать свидетелями Евангелия.
Я отдельно буду говорить о теме общения.
Жизнь первых христиан состояла из четырех важных элементов. В Книге Деяний в 42-м стихе 2-й главы говорится: «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, в преломлении хлеба и в молитве». Отец Александр Мень говорил: «Это как четыре ножки стола или стула. Вот попробуй, подпили одну ножку, стол и стул стоять уже не будет». В современной церковной жизни мы сплошь и рядом видим, как люди то одну, то другую ножку ставят во главу угла, а про все остальные забывают. Кто-то говорит: «Иисусова молитва — самое главное». Кто-то говорит: «Причащайтесь — это самое главное». Только четыре основы действительно работают. Общение проявляется в заботе друг о друге. В Книге Деяний в 6-й главе рассказывается о том, что «произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей». С чем это было связано? Многие из языческих стран хотели приехать в Иерусалиме, и умереть на Святой земле. Но вот представьте: человек приезжает со своей женой и умирает. А как жена? Пенсии никакой нет. И местные говорят: «А зачем ты сюда приехала? Ты хочешь здесь какие-то бонусы получить от Церкви? Нет! Возвращайся к себе обратно, откуда приехала». Возник этот вопрос, и Церковь его решила: мы о приехавших заботимся так же, как о наших местных.
Единство или разделение?
Откроем Послание апостола Павла к Ефесянам, которое посвящено как раз теме христианского единства. Видим: «Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф 4:3–4). Апостол Павел ищет единство. Сегодня откройте учебники по сравнительному богословию, и вы увидите, что нас разделяет с католиками. Во-первых, разговор о том, откуда и как исходит Дух Святой. Во-вторых, чистилище. В-третьих, Вознесение Божьей Матери. В-четвертых, учение о Папе. В-пятых, индульгенции. В-шестых, непорочное зачатие. Как изменилось наше мышление: вместо того чтобы, как Павел призывает, искать общее, мы начинаем искать то, что нас разделяет! И это ведь не только у православных так. То же самое мы можем увидеть у таких ревнителей абсолютно во всех христианских конфессиях. Это не значит, что такая разница не важна. Но это говорит о том, на чем мы делаем акценты. Вот первые христиане старались общение сохранить. Сегодняшние христиане стараются друг от друга, наоборот, дистанцироваться во многом. И в этом смысле приведу потрясающий случай из Книги Деяний, историю с Аполлосом.
Аполлос был из Александрии, сторонник, видимо, такого философического богословия. Некоторые считают его автором Послания к Евреям. И он, по-видимому, говорил о Господе и учил, правильно зная лишь только крещение Иоанново. То есть он вообще ничего не говорил о крещении Иисусовом, крещении Духом Святым, о третьем Лице Святой Троицы. И об Иисусе тоже говорил как-то не до конца (все правильно, но не до конца). Он был похож, я бы сказал, на свидетеля Иеговы. И что делает церковь, как вы думаете? Наверное, идет к римским властям и говорит: «Вот там Аполлос проповедует неправильно»? Нет. Услышав Аполлоса, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. Представляете, вот человек учит, но очень многое упускает, а Церковь берет его, все объясняет и поддерживает. И мне кажется, это очень важно для нас.
Вопросы для размышления
Мы много говорили сейчас о Деяниях, говорили о том, что было тогда. И это ставит перед нами вопросы: а как Господь действует сегодня? Как Он вошел в мою жизнь и действует в ней? Как сегодня происходят эти встречи? Как я распознаю Его волю? Как мне ее распознать? Кого Он мне дал? Кто мои братья и сестры, и в чем моя братская любовь проявляется? К чему Господь меня призвал? Кто мои сотрудники в этом деле? Как сегодня мне начинать разговор о Боге? И чего нам не хватает для полноты жизни во Христе? Если мы не можем ответить хотя бы на один из этих вопросов, это значит, что мы не прочли Книгу Деяний. В качестве домашнего задания предлагаю поразмышлять над этими вопросами.
Подготовила Елизавета Трофимова по лекции «Читаем Книгу Деяний: церковная община, жизнь в Духе и свидетельство о Христе»