Семь уроков святителя Феофана

Тимур Щукин

Публицист, патролог, философ.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Епископ Феофан (Говоров). Литография П. Ф. Бореля. 1860 г.

Не удивительно ли, что родившийся 206 лет назад святитель Феофан (Говоров) до сих пор остается одним из самых читаемых духовных авторов. Писал он вроде для другого поколения, для другого общества, для людей, которые вели совсем другой образ жизни. Но советы святителя пригодятся и нам, потому что обращены к «внутреннему человеку», который всегда тот же, и в XIX веке, и в XX.

Урок первый. Не бояться уныния

Конечно, уныние — это грех. Но это еще и естественное состояние человеческой души. Естественное в смысле неизбежности. Не бывает идеальных геометрических фигур — это умственный идеал, и ни одна вещь этому идеалу не соответствует. Так и человеческая жизнь не может быть идеальной. Может быть, мимолетное соприкосновение с идеалом и есть чудо?

Когда ослабляется теплота духа, надо всяко хлопотать о восстановлении ее, со страхом и трепетом припадая к Богу. Все от Него. Уныние, скука, тягота духа и тела придут иногда, может быть, надолго. Не робеть надо и твердо стоять на своем, усердно исполняя принятые правила, и не ожидайте, чтоб на душе не было уже никакого вкуса. Вы и не ожидайте, чтоб на душе было всегда одинаково тепло и сладко. Так не бывает. Напротив, постоянно ждите нечаянных изменений. Когда придет вялость и отяжеление, думайте, что это вы — настоящая, — как есть; сладость же духовную принимайте, как незаслуженную милость.

Письмо 701

Урок второй. Вспоминать о хорошем

Когда невмочь пересилить лень и подступает отчаяние, когда «ничего не получается», не нужно искать глазами синий троллейбус, нужно просто о нем вспомнить. Это ведь не байки: память о жене и детях бережет солдат в окопах, память о солнце не дает свихнуться заключенному, а воспоминание о мимолетном духовном наслаждении помогает настроиться на молитву.

Душа знает, что доставит ей тот или другой предмет, и тянется к нему, желая вкусить от него сласти… Перенесите это к духовному. Надо узреть и, хоть предположительно, увериться, что от того или другого духовного предмета или дела будет такое и такое благо, утешение, услаждение. Если благо сие было уже испытано хоть однажды, то тут уверенность будет не предположительная, а действительная, на опыте основанная… Извольте теперь становиться на это твердою ногою всякий раз, как одолевает леность, а это то же, что душевного и плотского хотите, а духовного — нет, и понапрягитесь немного восставить ощущение испытанного уже блага от духовного дела, от которого теперь отвлекает леность. Как только это успеете сделать, душа уступит, ибо она бессильна стоять против духа. Если вы припомните духовные ощущения, то не можете не сознать, что эти ощущения, как небо от земли, стоят выше душевно-телесных. По этому превосходству, уже испытанному, и слабый след духовного ощущения отталкивает всякое душевное и силен увлечь к себе сознание и произволение наше.

Письмо 952

Урок третий. От воображения к уверенности

Мы часто думаем, что вера — это интеллектуальная процедура, что это следствие простого принятия какого-то факта, без аргументации или с ней, не так уж важно. Святитель Феофан Затворник (вслед за византийскими отцами) думает иначе: вера — это соединение (пусть и таинственное, но вполне реальное) с истиной.

Сомнения. — Да кто их не испытывает? — И я испытывал их. Но станешь разбирать его, и оно разлетится. Сомнение то же, что возраженье. Возраженье — вдруг может смутить; но присмотревшись и обдумавши, его опровергают. То же и с сомнениями. Станешь обдумывать, — и дойдешь до решения: нет, это пустое; ничего твердого нет, все только кажущееся, призрачное, как и все вражеское. Но есть способ, как дойти до того, чтобы сомнения совсем не рождались. Мне рассказывал один, как его кто-то научил, как до сего достигнуть. Вообрази, говорит, истину и молись о ней, или ее во время молитвы вращай в уме, и молитвы составляй из нее же. Придет момент, когда истина сия войдет в сердце и обымет все существо души, питая ее и обвеселяя. Это есть сроднение души с истиною; и после сего сомнения уже не могут колебать ее. Они могут в памяти проходить, но бывают далеко от души, как говор или шепот за стеною. — Так, говорит, меня научил некто. Я стал так делать, и по милости Божией, хоть и грешен есмь, но ум мой плавает в области истины спокойно и утешается ею.

Письмо 140

Урок четвертый. Молиться своими словами

Будет неправдой сказать, что святитель Феофан Затворник был противником молитвенного правила, «вычитывания» определенного объема молитв. Как раз наоборот, его рекомендации духовным чадам полны рекомендаций в уставном стиле: «Акафисты читайте вот так-то и столько-то раз… Поклонов кладите столько-то, но не переусердствуйте». И все-таки существо молитвы он видел в другом.

Чем меньше будете иметь нужду в молитвеннике, тем лучше. Навыкайте паче всего быть в памяти Божией и памяти смертной. Жертва Богу — дух сокрушен. Тогда и считайте, что хорошо помолились, когда отходите от молитвы с сокрушением и самоуничижением полным. И днем, вместо перебирания четок, старайтесь быть умно пред Богом, молитвою Иисусовою. Как Ангелы всегда пред лицем Бога, так и нам надо стараться. Они приносят жертву хвалы, а мы — сокрушения… Одно скажу: станьте, да молитесь Господу, как душа требует, сказывая Ему, что на душе. Бог везде есть и все слышит. Надо только внятно сказать. Речь к Богу не языком произносится, а чувствами сердца. Если будете так, и это будет истинная молитва.

Письмо 89

Урок пятый. Начальствовать с любовью

Святитель Феофан на пальцах показывает, что значит «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф 20:26–27). Это не красивая метафора, это социальная закономерность. Груз проблем каждого из подчиненных ложится на начальника (если он хороший начальник), и пока эти проблемы разруливаешь, воистину о своем «я» забудешь.

Надо действовать не борзясь, потихоньку. Пылить нечего. Главное — возлюбить надо братию, и большую, и малую, и в духе любви действовать. Кто чем немощнее, тем более надо возыметь к нему любовь. Если будете так действовать, любовь научит вас всему. Как огня бойтесь действовать по страсти. Где хотя малая тень страсти есть, там не жди проку. Тут прячется враг и все перепутает. Когда взыскивать приходится, избегайте того движения сердца, по коему благочинный известное нечиние считал бы оскорблением лично себе. Как он смел, когда я велел? Как он смел у меня на глазах так поступать? Надо «я» во всех его видах отбросить.

Письмо 309

Урок шестой. Спасаться вместе с детьми

Жить нужно в предлагаемых обстоятельствах. Если одинок, пользуйся благами одиночества. Если случилось стать семейным, твой жизненный успех, в том числе религиозный, накрепко связан с успехом твоей семьи. Нельзя быть хорошим в одиночку, если ты никакой не одиночка. Ты уже составляешь «целое» с кем-то — как может часть целого отваживаться быть счастливым независимо от других частей. Это невозможно.

Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы, то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки, то что дивного, что они отчуждаются от вас? Невестка на отместку! [т. е. сама виновата. Присказка из архангельских говоров. Святитель Феофан, уроженец средней полосы, нахватался подобных выражений, когда был ректором Олонецкой семинарии. — Т. Щ.] Вам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление.

Письмо 1247

Урок седьмой. Каждый день как первый

Еще о пассажирах подводной лодки. Совсем короткий совет, который, пожалуй, и в комментарии не нуждается.

Очень рад, что совершился наконец брак твой. Благослови тебя Господи! Молюсь всегда, чтобы Господь во всем благопоспешил тебе. Хорошо ты делаешь, что все дома. Худо, когда кто в семье своей не находит себе счастья. Если находишь, благодари Господа. Но постарайся, чтоб и всегда так было. Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый после свадьбы.

Письмо 146

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle