Пять томов «Добротолюбия»: для чего и о чем

Дарья Смирнова

Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Духовная жизнь — это большое путешествие к Богу, и, как всякое путешествие, оно полно испытаний. Путешественники часто пишут путевые заметки, писали свои заметки и избранники Божии, проследившие все тропы своей духовной жизни. Эти заметки собраны в известной во всем христианском мире книге «Добротолюбие», или по-гречески Фιλοκαλια (Филокалия).

Что означает название?

«Филокалия» переводится с греческого как «любовь к красоте» или «любовь к прекрасному». Более древняя глагольная форма φιλοκαλέω (filokaleo) означает «украшать, улучшать, ухаживать, очищать, говорить изящно». «Добротолюбие» у ряда авторов почти отождествлялось с «любомудрием» (философией).

«Что есть философия? Любовь к мудрости. Что есть филокалия? Любовь к красоте… А что такое мудрость? Разве она не является истинной красотой?»

Блаженный Августин

Для святителя Григория Нисского «любовь к прекрасному» — это все устрояющий промысл Творца. Слово «добротолюбие» также относится к сборникам избранных отрывков, или антологии (например, «Библиотека» святителя Фотия).

Полное название книги — «Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется».

Кто написал «Добротолюбие»?

Прп. Никодим Святогорец. Гравюра, 1819 г.

Христианские подвижники IV–XV веков, принадлежащие к разным монашеским традициям и богословским школам. Составители сборника — Коринфский митрополит св. Макарий Нотарас и афонский монах св. Никодим Святогорец. В 1777 году св. Макарий закончил собирать материал, хранившийся в монастырских библиотеках горы Афон, и свел их в одну книгу. Прп. Никодим редактировал этот труд, а также написал предисловие и вступительные статьи к каждому автору. Впервые «Добротолюбие» было опубликовано на греческом языке в Венеции в 1782 году на средства богатого аристократа Иоанна Маврокордата.

Кто переводил сборник?

Прп. Паисий Величковский. Портрет, XVIII в.

Один экземпляр «Добротолюбия» был отослан старцу Паисию (Величковскому), который вместе с учениками перевел большую часть книги на славянский язык. Еще до издания греческого «Добротолюбия» почти все вошедшие в него творения уже были переведены прп. Паисием на церковнославянский язык. На протяжении 60–90-х годов XVIII века он собирал святоотеческие тексты. Этот первоначальный корпус переводов условно называется «Прото-Добротолюбие».

Славянское «Добротолюбие» было издано в 1793 году по инициативе митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова). В 1857 году святитель Игнатий Брянчанинов подготовил дополненное издание перевода преподобного Паисия и опубликовал его в Петербурге.

Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. XIX в.

Святитель Феофан Затворник работал над русским переводом «Добротолюбия» при участии монахов русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1866 по 1889 год. Он подготовил пятитомное издание, которое было напечатано в Санкт-Петербурге и Москве. Каждый из томов начинается с введения и содержит труды нескольких Святых Отцов, предваряющиеся кратким описанием их жизни и деятельности, разделенные по тематике или адресатам. Согласно традиции того времени, названия глав составлены по первой теме, затронутой в главе. Дальше может быть написано совершенно о другом. По сути, русское «Добротолюбие» описывает путь от борьбы со своим греховным человеком до высших стадий духовной жизни.

Для кого написано «Добротолюбие»?

«Добротолюбие». Титульный лист. Венеция, 1782 г.

Авторы «Добротолюбия» писали преимущественно для монашеской аудитории, однако как составители, так и его переводчики обращаются к более широкому кругу читателей. Эту книгу можно читать, открыв на любом месте. Любое изречение или мысль — тема для размышления. Поэтому за один раз вряд ли стоит читать больше нескольких страниц. Бывает, что и неверующие читатели находят в «Добротолюбии» духовную поддержку. С другой стороны, многие принципы, содержащиеся в книге, с трудом применимы даже для духовно опытных монахов.

О чем эта книга?

«Добротолюбие». Русский перевод. Издание 1905 г.

«Добротолюбие» — сборник аскетических текстов для внутреннего духовного совершенствования, основанный на традиции созерцательного монашества. В нем затронуты темы бесстрастия, «безо́бразной молитвы», борьбы с помыслами, Богопознания и обо́жения. Многие авторы придерживались схемы Евагрия Понтийского о трех этапах духовной жизни: деятельность, естественное созерцание и богословие.

Деятельный этап — телесные труды и борьба со страстями с помощью внешних подвигов. Однако это не является самоцелью: «Телесные добродетели да будут тебе залогом душевных, душевные — духовных, а эти — невещественного и существенного ведения» (Добротолюбие. Т. 2). Основной акцент не столько на телесных трудах, сколько на памятовании о Боге, непрестанной молитве и хранении ума. Для этого необходимо пребывать в состоянии бодрствования, или «трезвения». Это «путь ко всякой добродетели и заповеди Божией, который называется сердечным безмолвием и, если совершается без воображений, есть хранение ума» (прп. Исихий).

Главная тема «Добротолюбия» — молитвенная практика исихастов, заключающаяся в постоянном призывании имени Господа Иисуса Христа. В книге содержатся многочисленные описания Иисусовой молитвы, необходимой для спасения христианина. Помимо этого, отцы «Добротолюбия» писали о Пресвятой Троице, нетварном Фаворском свете, творении, грехопадении, событиях домостроительства Господа Иисуса Христа, которые истолковываются с точки зрения аскетики.

Основные жанры сборникапоучение, трактат, сотница, житие, а также отдельные главы.

Том 1 — как жить христианину. Советы подвижников

Первый том «Добротолюбия» посвящен трудам великих египетских подвижников IV века, которые делятся с читателями опытом духовной жизни.

Преподобный Антоний Великий. Икона. XVI в.

Преподобный Антоний Великий — основоположник отшельнического монашества. Его жизнь описана святителем Афанасием Александрийским. С детства св. Антоний был расположен к монашеской жизни. После смерти родителей он, раздав все свое имущество, стал жить в уединении, в гробнице за селением. За советами в духовной жизни он около 15 лет ходил к известным тогда подвижникам, от которых научился аскетическим подвигам: воздержанию в пище, сну на голой земле, продолжительному бдению и молитве, вниманию к помыслам и Богомыслию, трудолюбию и терпению. У них св. Антоний перенимал дух твердой веры во Христа и братской любви ко всем. Он зарабатывал на жизнь рукоделием, а ел раз в один-два дня только хлеб, который ему приносил один селянин. Преподобный постоянно боролся со страстями и нападениями бесов. С людьми он почти не общался, иногда ходил в храм на Литургию.

После явного нападения бесов св. Антоний ушел в пустыню, где 25 лет жил в безмолвии. Вернулся он оттуда преображенным Духом Святым и стал служить людям. Святой обладал дарами чудотворений, власти над бесами, над силами природы и животными, прозорливостью, дарами откровений и видений, а также даром слова и утешения.

Св. Антоний произносил и пространные речи, и краткие проповеди. Но чаще всего ограничивался краткими изречениями, которые переходили потом из уст в уста. Иногда св. Антоний писал послания к духовным чадам и инокам разных обителей.

В первом томе «Добротолюбия» можно найти извлечения из его посланий и слов, содержащие наставления о жизни во Христе, 170 глав о нравственности и святости, Устав отшельнической жизни, где описана внутренняя и внешняя жизнь монаха, изречения св. Антония и сказания о нем, вопросы учеников с ответами старца. Его труды отвечают на главный вопрос — как жить христианину, какие у него есть помощники в духовной жизни.

Преподобный Макарий Великий — египетский подвижник IV века, преемник св. Антония Великого. Из трудов св. Макария сохранилось 50 бесед и послание. В «Добротолюбии» представлены некоторые выдержки из его наставлений. Св. Макарий не касается частностей подвижнической жизни, а больше уделяет внимание ее цели — освящению души благодатью Святого Духа (одуховлению души). Преподобный говорит о том, как из падшего состояния тьмы и смерти выйти на свет и ожить. Св. Макарий описывает райское состояние человека как естественное Богообщение и противопоставляет ему падшее состояние после грехопадения. Спасение человека устраивает Сам Господь. Оно начинается с желания и твердой решимости спастись. Нужно постоянно трудиться, чтобы измениться благодатью Святого Духа. Важно помнить, что всегда есть риск падения. Св. Макарий говорит, как этого избежать, как бороться со страстями и нападениями бесов. В завершение он описывает высшую степень совершенства — созерцание Бога, затрагивает темы жизни после смерти и воскресения.

Авва Исаия Нитрийский — отшельник, живший во второй половине IV века в Египте, в пустыне Скеф недалеко от Александрии. Сын бедных и незнатных родителей. Св. Исаия обладал смирением и даром плача, был также преемником св. Антония Великого. В «Добротолюбии» помещены 29 слов аввы Исаии, правила для новоначальных монахов, 27 глав о хранении ума, 19 глав о подвижничестве и безмолвии, а также его изречения. Авва Исаия отвечает на вопрос, что делать, чтобы вернуться в естественное состояние до грехопадения, дает практические советы христианину о том, как общаться с другими людьми и жить в мире друг с другом. Совесть, по учению св. Исаии Отшельника, — помощник в борьбе со страстями. Ориентир для христианина — Сам Бог и Его слово. Слова св. Исаии полны аллегорий (интересно его толкование притчи о зерне горчичном, иносказательное толкование жизни Иисуса Христа, а также пример вина как образа духовной жизни). Св. Исаия пишет о двух путях — жизни и смерти, что помогает, а что мешает быть с Богом, как освободиться от власти греха и что делать во время искушений.

Преподобный Марк Подвижник — один из египетских отцов IV — V вв. Кроткий и тихий, он с юных лет любил изучать Священное Писание, знал наизусть Ветхий и Новый Завет. Св. Марк прожил более ста лет, много учил и писал. Но до нас дошли только некоторые его творения. В «Добротолюбии» помещены послание к монаху Николаю о подвижнической жизни, наставления о духовной жизни из слов св. Марка как продолжение уроков, данных в послании, краткие изречения, 200 глав о духовном законе и 226 глав к тем, кто думает оправдаться делами. Св. Марк учит, что добрые дела сами по себе не спасают. Важно расположение сердца. Также и крещение — это не всё. Вера христианина в исполнении заповедей Божиих. Преподобный пишет о важности духовной работы в борьбе с грехом и свободе выбора — Бог или грех; затрагивает темы прощения грехов, покаяния, молитвы и поста, говорит о причинах скорбей и их значении в жизни христианина.

Авва Евагрий Понтийский — монах IV века из города Ивора, недалеко от Понта Эвксинского (так называлось в древности Черное море). Ученик святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, который и рукоположил Евагрия в диаконы.

Согласно жизнеописанию, составленному учеником аввы Евагрия Палладием, авва Евагрий некоторое время служил в Константинополе. Там он взаимно полюбил одну знатную женщину. Не желая совершить грех, он пообещал Богу, что станет монахом, и уехал в Иерусалим. Там «его обуяло ораторское тщеславие», и он отложил постриг. Евагрий тяжело заболел. По молитвам святой Мелании Римляныни, которой он все рассказал, Бог исцелил будущего отшельника. По выздоровлении Евагрий, став монахом, отправился в Египет, где два года прожил на Нитрийской горе, а затем ушел в пустыню. 14 лет он прожил в так называемых «келлиях», питаясь только хлебом и водой, терпя множество искушений. Он постоянно боролся со страстями и даже был избит демонами. В Египте он стал учеником Макария Египетского и Макария Александрийского, подражая их святой жизни.

Внутренне преобразившись, Евагрий получил от Духа Святого дары ведения и различения духов. Он написал сто молитв и несколько книг: сборник кратких изречений в стихах и притчах, «Монах, или деятельные уроки», и «Противоборство» (о борьбе с демонами и страстями). Блаженный Иероним писал, что «книги Евагрия читаются не только греками по всему Востоку, но и на Западе латинянами, в переводе Руффина ученика его».

Из трудов Евагрия сохранились главы о деятельной жизни к Анатолию (все, что осталось от книги «Монах»), 71 глава уроков подвижнической деятельности, статья «Образ иночества, поучающий, как должно подвизаться и безмолвствовать», 33 главы об отражении духовного в видимом, 25 глав афористических изречений о духовных вещах, расположенных по алфавиту, и 26 изречений не по алфавиту, часть «Противоборства» о восьми порочных помыслах и краткие правила монахам и деве. Все это есть в переводе в «Добротолюбии».

В своих трудах авва Евагрий делится личным духовным опытом и опытом старцев: учит распознавать демонов и бороться с ними и со своими страстями, описывает добродетели воздержания и безмолвия, дает советы о духовной жизни.

Том 2 — о борьбе со страстями для очищения сердца

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Современная греческая икона

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянинмонах и богослов IV–V веков, родом из Галльской области. Сын знатных и богатых родителей, получил хорошее научное образование. Принял монашество в Вифлеемском монастыре, а через два года отправился в Египет учиться у местных подвижников. В общей сложности он прожил там в скитах, в келлиях и монастырях около 10 лет. В 400 г. св. Иоанн Кассиан поехал в Константинополь, где был принят св. Иоанном Златоустом, который рукоположил его в диакона.

Св. Иоанн Кассиан больше не возвращался на Восток, а вернулся на родину и там продолжил свою подвижническую жизнь, стал священником. Он прославился святостью жизни и мудростью, что привлекало к нему многих людей. Вскоре возникло два монастыря, мужской и женский, жившие по уставу египетских монастырей.

Священноначалие Галльской области, желая завести и у себя такие же порядки, попросило св. Иоанна Кассиана написать иноческие восточные уставы, что он и сделал, написав 12 книг постановлений и 24 собеседования.

В «Добротолюбие» вошли в наиболее полном переводе восемь книг о борьбе с восемью главными страстями и отрывки из собеседований, в которых раскрывается значение и смысл борьбы со страстями в духовной жизни, приводится описание страстей и способов борьбы с ними, а также описывается борьба с помыслами и скорбями от бед и напастей. Св. Иоанн Кассиан говорит и о мотивах борьбы со страстями: страх наказания (состояние раба), надежда на Царство (состояние наемника), любовь к добродетели (состояние сына). После этого располагаются наставления о благодати и произволении, о непрестанной молитве, покаянии и степенях совершенства духовной жизни.

Согласно св. Иоанну Кассиану, подвижническая жизнь начинается с отречения от мира. Ее конец — Царство Божие, а цель — чистота сердца. В человеке постоянно ведется борьба плоти (наклонность ко греху) и духа (стремление к святости). Своими силами без помощи Божией невозможно достичь святости. Для этого нужно действие благодати Божией.

Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимскийпалестинский подвижник V века, учитель, проповедник и толкователь Священного Писания. Родом из Иерусалима, ученик св. Григория Богослова. Активно изучал духовную христианскую жизнь по книгам, из бесед с современными подвижниками Палестины и на своем личном опыте. В 412 г. Иерусалимский архиепископ рукоположил св. Исихия в пресвитера.

В «Добротолюбии» содержится слово к Феодулу, разделенное на 203 главы, о трезвении как основе духовной жизни, внимании и хранении сердца для обретения через деятельную жизнь Царства Небесного. Св. Исихий в своих наставлениях дает практические советы по борьбе с помыслами, говорит о внимании и молитве.

Преподобный Нил Синайскийхристианский подвижник V века, ученик св. Иоанна Златоуста. Благодаря знатному происхождению и личным достоинствам стал префектом Константинополя. Но жизнь в столице и должностные обязанности противоречили стремлению его духа, поэтому он с согласия своей супруги, с которой имел уже двоих детей, оставил мир и, взяв с собой сына Феодула, поселился на Синае. А жена с дочерью — в одной из Египетских женских обителей.

В Синайской пустыне прп. Нил жил очень строго: своими руками они с сыном выкопали себе пещеру и, живя в ней, питались дикими горькими растениями, все время посвящая молитве, изучению Писания, Богомыслию и трудам. Много разных людей (даже царь) обращались к нему со своими духовными нуждами. Никто не был оставлен без назидания.

Прп. Нил пережил нападение на Синай и окрестные области племен из Аравии, которые все разграбили, многих убили или забрали в плен. В числе пленников был и его сын Феодул, которого хотели принести в жертву Венере. Но жертва не состоялась, пленники были проданы в христианские страны. Купил Феодула епископ города Елуза. Он рукоположил его и приехавшего за ним св. Нила в священники и благословил вернуться на Синай, где они и оставались до конца жизни.

Писания преподобного — в основном нравственного и аскетического содержания. Из них в русское «Добротолюбие» взяты слова о молитве и о восьми духах лукавствия (восьми страстях), а также два сборника кратких изречений и наставлений.

О молитве преподобный пишет, в частности, что важно молиться со слезами, советует остерегаться «праведного» гнева на ближнего во время молитвы и дает много других, простых и глубоких практических советов. «Увещательные главы» прп. Нила представляют собой прекрасный сборник духовных афоризмов.

Преподобный Ефрем Сирин — святой IV века, уроженец города Низибия (византийская крепость в Месопотамии на реке Мигдония, современный город Нусайбин в Турции). Сын небогатых и благочестивых родителей.

В юности св. Ефрем думал, что все в нашей жизни случайно. От этих душевных настроений Бог избавил его таким уроком. Его и двух других людей обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. Через семь дней заключения св. Ефрему во сне было открыто, что хотя в этот раз они все невиновны, но страдают за прежние грехи. Их оправдали, но происшедшее поразило св. Ефрема, и он ушел в окрестные горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова Низибийского. Духовные подвиги и изучение Слова Божьего изменили св. Ефрема. Некогда гневливый и терзающийся сомнениями юноша стал смиренным и сокрушенным пустынником.

Св. Иаков, видя достоинства своего ученика, когда стал епископом, поручал ему проповедь Слова Божия, обучение детей в училище, взял его с собой на первый Вселенский собор в Никею.

По кончине св. Иакова в 338 г. св. Ефрем поехал на родину своей матери, город Амида в Месопотамии, а затем в Эдессу, чтобы поклониться местным святыням, и там остался. Он ушел в пещеры в горах, где жили другие подвижники, и продолжил изучение Священного Писания. Там же проявился дар проповеди. В беседах св. Ефрема были и увещания, и обличения себя и других, мудрые правила и советы, славословие любви Божией и покаянные прошения. Все это подкреплялось библейскими примерами и изречениями, опытом подвижнической жизни, притчами и сравнениями из мира природы. Св. Ефрем Сирин написал немало толкований Священного Писания и догматических трудов против еретиков.

В конце своей жизни преподобный захотел увидеть египетских подвижников и свт. Василия Великого. Св. Ефрем посетил Нитрийскую гору, Кесарию Каппадокийскую, где был рукоположен свт. Василием в сан диакона. Затем он вернулся в Эдесскую пустынь и вскоре мирно скончался от болезни.

В «Добротолюбии» помещены некоторые труды св. Ефрема о покаянии, подвижнической жизни, о страстях и добродетелях. В них преподобный призывает к покаянию, объясняет зачем оно нужно, как правильно каяться, на что обращать внимание. Говорит о готовности встретиться с Богом: христианину необходимо помнить о смерти, о внезапном пришествии Христа и о страшном суде. Целью жизни христианина, согласно учению св. Ефрема, является совершенство через очищение сердца. Он объясняет, как возрастать в духовных и телесных добродетелях и бороться со страстями, говорит о важности воздержания, внимательной молитвы, подражания жизни святых, чтения Писания и дает другие советы, касающиеся духовной жизни.

Преподобный Иоанн Лествичник. Новгородская икона, XIII в.

Преподобный Иоанн Лествичник — подвижник VI–VII вв. Получив хорошее образование, он в 16 лет ушел в монастырь на горе Синай, где почти 20 лет прожил под руководством старца Макария. Св. Иоанн обладал удивительным послушанием своему духовнику, простотой и смирением. После смерти старца преподобный жил в уединении, в строгом подвижничестве, и только по субботам и воскресеньям приходил в монастырь на богослужение и Причастие, а также за советами старцев. После сорока лет уединения св. Иоанн был избран игуменом Синайского монастыря.

По просьбе игумена Раифского Иоанна, преподобный написал «Лествицу духовную», в которой в тридцати словах изобразил степени восхождения к духовному совершенству. В «Добротолюбии» представлена выборка из «Лествицы» о начале духовной жизни. В текстах раскрываются темы смирения и покаяния, а именно плача о грехах и исповеди. Св. Иоанн говорит о причинах совершения грехов, откуда берутся добродетели, как бороться со страстями и о бесстрастии.

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк — святые VI века.

Св. Варсонофий (именно так он называется в «Добротолюбии») был родом из Египта. С детства он желал подвижнической жизни. Известно, что он был иноком в Палестине. Придя в Иерусалим для паломничества, он остался там и жил сначала под руководством старца Маркелла, а затем аввы Серида недалеко от Газы. Здесь св. Варсонофий жил в уединении и безмолвии, питался не более чем тремя хлебцами в неделю. Преподобный обладал даром покаянного плача, с помощью которого достиг чистоты сердца и состояния бесстрастия. При этом он был удивительно смиренным, считая себя «землей и пеплом». Св. Варсонофий сподобился даров рассуждения, прозорливости и пророчества. Он удостоился «и высочайшего дарования — восхищения к Богу, в коем возносился до седьмого неба не на мечтательных крыльях мысли, но в неизреченной силе Духа, и там получил благословение и видел неизреченные блага и тайны Царствия Божия, не зная, в теле ли он был, или вне тела, подобно великому Павлу (2 Кор 12:3)».

Обладал он и даром чудотворения: воскрешал мертвых, изгонял демонов, исцелял неизлечимые болезни, как пророк Илия, мог заключать и отверзать небо. Все это св. Варсонофий достиг, пройдя через тяжелые искушения, болезни и скорби.

Прп. Иоанн, как и св. Варсонофий, жил в безмолвии и сподобился таких же даров Святого Духа, особенно прозорливости и пророчества, почему и назывался пророком. Например, он предсказал время своей кончины. Никто не видел его улыбающимся или смущенным. Он всегда со слезами причащался Святых Таин.

Преподобные Варсонофий и Иоанн оставили ответы на вопросы духовных чад, из которых была составлена книга. Она содержит 850 ответов на вопросы разных людей: епископов, свяшенников, монахов, мирян, старцев и юных, немощных и здоровых. Основные темы — благодарение Бога, перенесение скорбей, болезней и искушений, борьба с помыслами и страстями, воздержание в пище, послушание и смирение, милостыня.

Свт. Феофан Затворник называет эту книгу «учительницей терпения, искоренительницей роптания, мечом, отсекающим свою волю, секирой, поражающей человекоугодие, руководительницей к истинному и совершенному смирению, поучающей нас почитать себя за ничто, провозвестницей покаяния, родительницей плача и ходатаицей спасения душ и совершенства во Христе Господе».

Преподобный авва Дорофей. Фреска. Монастырь Дионисиат, Афон, 1547 г.

Преподобный авва Дорофей — подвижник конца VI — начала VII века. Происходил из богатой семьи, получил хорошее светское образование. Живя недалеко от обители аввы Серида, он познакомился со старцами Варсонофием и Иоанном, наставления которых сподвигли его принять монашество. Под их руководством св. Дорофей жил в монастыре, где занимался сначала приемом странников, а затем руководил больницей. После смерти аввы Серида и старца Иоанна прп. Дорофей ушел из обители, став настоятелем другого монастыря. Вероятно, к этому времени относятся его поучения. Сохранилось всего 21 поучение и несколько посланий. В «Добротолюбии» можно прочитать подвижнические наставления аввы Дорофея об очищении сердца, исполнении заповедей, о смирении, совести, страхе Божием, осуждении и суде, а также о делании добра и борьбе со страстями. Преподобный учит, что не стоит полагаться на себя, говорит о том, как переносить оскорбления, разногласия, болезни.

Преподобный Исаак Сирин — святой VII века, родом из Ниневии (современный Ирак). В юном возрасте поступил в монастырь святого Матфия, став монахом. В дальнейшем св. Исаак, получив необходимую подготовку в монастыре, ушел в пустынь, где взял на себя подвиг безмолвия. Но Бог призвал его к служению Церкви: преподобный был рукоположен в епископа Ниневии. Однако его служение длилось недолго. Обязанности епископа мешали духовной жизни св. Исаака, не давали сохранить то, что он приобрел, живя в безмолвии. Поэтому преподобный вернулся в свою любимую пустынь, где и оставался до смерти.

Св. Исаак много писал, основываясь на своем личном опыте. Его труды дошли до нас на сирийском и арабском языках. В «Добротолюбие» вошли выдержки из подвижнических наставлений св. Исаака Сирина, в которых он затрагивает темы страха Божьего и страха смерти, говорит о добродетели, чистоте души, целомудрии и отношении к телу. Преподобный выделяет три степени ведения: жизнь по плоти, жизнь в соответствии с душевными помышлениями и пожеланиями и жизнь по духу (степень совершенства). Также он пишет о молитве, безмолвии и созерцании Бога, о ревности, желании добра и исполнении заповедей, о связи добродетелей и искушений. Отдельно выделяет добродетель смирения.

Том 3 — о достижении добродетелей и Богообщении

Блаженный Диадох Фотикийский — епископ Фотики в Эпире Иллирийском, живший в V веке, автор богословских и аскетических трудов. О его происхождении и жизни до епископства ничего неизвестно. Св. епископ Диадох прославился святостью жизни и мудростью. Епископ Утики (древний город к северо-западу от Карфагена, современный Тунис) Виктор писал: «Сей блаженный Диадох достоин быть превознесенным всякими похвалами, так как он оставил весьма много памятников православного учения о догматах и жизни христианской».

Из трудов св. Диадоха известны слово на Вознесение Господне с изложением православного учения о воплощении Бога Слова, слово против ариан, 100 подвижнических глав о духовной жизни. На его труды ссылались патриарх Иерусалимский Софроний, прп. Максим Исповедник.

В «Добротолюбии» помещены подвижнические главы блаженного Диадоха, которые он, как написано в предисловии греческого «Добротолюбия», «прекрасно составил, почерпая духовную мудрость из долговременного опыта своего и из божественных восхождений сердца своего. Разделив его на сто глав, он со всем тщанием раскрывает в них самые глубочайшие тайны желанной добродетели, преисполняя их притом частыми свидетельствами Божественного Писания и созерцаниями просвещенного верою разума».

В главах св. Диадох пишет о пределах духовного совершенства, пребывании в Боге и следовании Его воле, объясняет, откуда берется добро и зло, как получить дары ведения и премудрости. Много пишет о любви: истинной и ложной, плотской и духовной, о том, что мешает любить. Говоря о действии благодати и восприятии славы Божией, блаженный отмечает, что страх Божий исцеляет душу. Он затрагивает такие важные вопросы духовной жизни, как: связь веры и дел, непрестанная молитва, различение помыслов, осознание грехов и исповедание их Богу, нужно ли верить снам, что попускает Бог и для чего. Пишет о духовных и телесных добродетелях, как бороться с унынием, гневом и осуждением и достичь смирения. Блаженный предупреждает о трудности пути добродетелей, но именно этот путь ведет к восстановлению образа Божия.

Преподобный Иоанн Карпафийский — подвижник с острова Карпатос, или Карпаф (остров в Эгейском море, Греция). Больше о нем ничего не известно. В «Добротолюбии» опубликованы сто увещательных глав «к монахам, находившимся в Индии, писавшим к нему», в котором св. Иоанн наставляет мужественно переносить скорби и искушения. Преподобный, в частности, говорит о духовной брани и возникновении страстей. Если человек согрешил, — учит св. Иоанн, — важно не унывать и не прекращать борьбу с грехом, надеясь на Бога и доверяя Ему. Грех побеждается самопринуждением и помощью Божией.

Преподобный Зосима Палестинский — отшельник, живший в VI веке в Палестине. Скорее всего, именно он встретил в пустыне преподобную Марию Египетскую, узнал о ее жизни и подвигах и рассказал о ней другим.

Авва Зосима в юности поступил в монастырь в Тире (современный Сур, Ливан), где прожил более 50 лет, а затем перешел в монастырь св. Герасима у Иордана. Сам он ничего не писал, а только говорил. Помещенные в «Добротолюбии» собеседования аввы Зосимы, вероятно, были записаны со слов старца его учеником. В собеседованиях содержится много примеров из жизни старца и других монахов.

Духовный путь, по мнению старца, начинается с желания исполнять заповеди. Этот путь полон трудностей и испытаний. Но перенесение искушений исцеляет душу. Верной Богу душе ничто не может повредить. Важно чем-то жертвовать ради Христа. Избавившись от пристрастия к вещам, можно достичь любой добродетели. В своих наставлениях св. Зосима говорит о кротости и смирении, как бороться с гневом, объясняет значение труда и времени в духовной жизни.

Преподобный Максим Исповедник. Современная икона

Преподобный Максим Исповедник — богослов и философ VI–VII вв., активно боровшийся с ересью монофелитства. Родился в Константинополе и происходил из знатного рода. Получив полное богословское и философское образование, он стал придворным и первым секретарем при императоре Ираклии. Когда возникла монофелитская ересь, которой придерживались и император с Константинопольским патриархом, св. Максим оставил государственную службу и стал монахом Хрисопольской обители. Вскоре он был избран настоятелем монастыря.

Смута, связанная с распространением ереси, усиливалась, и преподобный уехал в Рим, где принял участие в соборе против монофелитов, созванном св. папой Римским Мартином. Причиной собора был царский приказ принять типик (изложение исповедания веры, составленное императором), содержащий еретическое учение. Собор осудил и предал анафеме монофелитство, царский типик и всех последователей ереси.

Разгневанный царь приказал схватить св. папу Мартина и св. Максима и привезти в Константинополь. Св. Мартина после пыток сослали в Херсонес, а св. Максима попытались разными способами склонить на свою сторону. Власти хотели заставить преподобного либо согласиться на их учение и подписать типик, либо хотя бы молчать. Ни заключение в тюрьму, ни угрозы, ни уговоры и обещания, ни пытки — ничто не помогло. Чтобы св. Максим не мог ни говорить, ни писать, ему отрезали язык и отсекли правую руку и отослали в Мингрелию. Там, прожив в заключении три года, преподобный отошел ко Господу.

Св. Максим оставил много трудов, догматических, нравоучительных и аскетических. В «Добротолюбии» помещены главы о молитве, выборка из семисот глав о Пресвятой Троице и воплощении Бога Слова, подвижническое слово в форме вопросов ученика и ответов старца, 400 глав о любви.

В своих трудах прп. Максим дает ответы на вопросы о цели Боговоплощения, о необходимости исполнять заповеди и что этому мешает. Особый акцент он делает на том, как непросто любить тех, кто не любит нас, на любви к Богу, борьбе с диаволом и трезвении. Быть с Богом, по учению святого, невозможно без любви, воздержания, молитвы и добрых дел. Однако, спасение совершается не нашими трудами, а Богом.

В главах о любви преподобный пишет, что такое любовь и как ее достичь — через очищение сердца и постоянное возрастание в добродетелях. Христианин должен искать Бога, стремиться к познанию Его, в том числе через творение, к Богообщению. Путь восхождения к Богу лежит через послушание и деятельную жизнь. На этом пути ему помогают дары Святого Духа. Особенно важен дар различения добра и зла. Конечная цель жизни христианина — это обо́жение. Св. Максим пишет и о трудностях духовной жизни, возникновении страстей, борьбе с грехом, о труде и подвигах, о действии бесов. Скорби и искушения попускаются Богом для спасения, чтобы человек достиг состояния бесстрастия, живя не по плоти, а по духу.

Блаженный авва Фалассий — подвижник, живший в первой половине VII в., современник прп. Максима Исповедника. Был пресвитером и настоятелем одного монастыря в Ливийской пустыне (Северная Африка). Блаженный отличался любовью к благочестию и духовному просвещению, много занимался изучением Священного Писания.

«Добротолюбие» предлагает читателям 400 глав аввы Фалассия о любви, воздержании и духовной жизни. Большинство из них нравственно-аскетического содержания (основная тема — как избавиться от страстей), но часть глав содержит догматические мысли, которые использовал св. Иоанн Дамаскин в своем изложении веры. Интересно, что если прочитать подряд только начальные буквы изречений по подлиннику, то получится определенная мысль, которая записана в начале каждой сотни глав.

Святитель Феодор Савваит, епископ Эдесский — христианский подвижник и богослов IX в. Родился в Эдессе (современная Турция). В 17 лет, лишившись родителей, он раздал имение и ушел в обитель св. Саввы Освященного недалеко от Иерусалима, где 12 лет пробыл в общежитии и 24 года в затворе. По решению патриархов Антиохийского и Иерусалимского был рукоположен в епископа Эдесского. В то время Эдесса находилась под властью арабов, которые препятствовали деятельности св. Феодора. Он был вынужден поехать в Багдад к халифу Мавию. Исцелив халифа от болезни, епископ Феодор уговорил его дать повеления правителям Киликии, Сирии и Месопотамии не притеснять христиан Эдесской Церкви. Предвидя приближение смерти св. Феодор вернулся в Палестину, где вскоре и скончался.

В «Добротолюбии» помещены сто душеполезных глав, написанных св. Феодором по просьбе старцев обители, когда он был еще в затворе. Составители греческого «Добротолюбия» пишут об этих главах, что они «добре изображают дело священного трезвения, и потому богатую могут принести духовную пользу тем, кои с достодолжным вниманием будут читать его».

Св. Феодор пишет об обязательности соблюдения заповедей, так как вера без дел и дела без веры мертвы. Святитель описывает, как грех и страсти влияют на душу, как с ними бороться, а также о том, что грех побеждается силой Божией. Основное оружие против искушения — это молитва. В духовной жизни необходимы бодрствование, воздержание, забота о чистоте души, укреплении веры и страх Божий. Также св. Феодор говорит, как любить Бога и ближних.

Преподобный Феодор — неизвестный подвижник, написавший «Умозрительное слово». Это аскетический труд о духовной жизни христианина, где автор дает советы для подвизающихся. Составители греческого «Добротолюбия» отнесли этот труд к писаниям св. Феодора Едесского, но доказательств его авторства нет. Поэтому в русском «Добротолюбии» слово помещено отдельно.

Прп. Феодор говорит об очищении души как пути к совершенству и обо́жению, затрагивает тему естественного и сверхъестественного познания. Говоря о добродетелях, преподобный отмечает, что мешает, а что помогает их достичь. Цель жизни христианина — созерцание Бога Троицы и обо́жение в Царстве Небесном. Прп. Феодор освящает и вопросы антропологии: он пишет о двух естествах в человеке, телесном (чувства) и душевном (ум), рассказывает, в чем суть грехопадения Адама. Задача человека, по мысли преподобного, — обратиться от чувственного к мысленному, к Богу, т.е. порабощение плоти.

Преподобный авва Филимон. Фактические сведения о жизни святого не известны. Все, что мы знаем о нем, содержится в «Сказании об авве Филимоне», помещенном в «Добротолюбии». В третьем томе о нем говорится как о «трезвеннейшем и слезно-сокрушеннейшем из богоносных отцов», «муже благоговейнейшем и многоопытном», который любил безмолвие. Авва Филимон день и ночь проводил в слезной молитве в пустынной пещерке, непрестанно предстоя Богу. За это он сподобился даров рассуждения, прозорливости и предвидения.

В сказании приводятся также учение аввы Филимона о священном трезвении, основанное на его собственном духовном опыте, и его ответы на практические вопросы о духовной жизни. Преподобный учит, как избавиться от страстей и власти греха, достичь бесстрастия и благодати, стать новым человеком во Христе. Этого можно достичь с помощью очищения ума и хранения души через безмолвие. Все это подкрепляется примерами из жизни аввы Филимона.

Преподобный Феогност. Есть предположение, что это был некий толковник из Александрии. Но никаких сведений о его жизни не сохранилось. Прп. Феогност является автором 75 глав о деятельной и созерцательной жизни. В них говорится о достижении истинной добродетели через смирение, воздержание, чистую молитву и борьбу со страстями. Преподобный учит, как достичь ведения и бесстрастия, особенно отмечая подвиг целомудрия и девственности. Предупреждает, что не нужно стремиться увидеть Бога, Он Сам откроет Себя, а также говорит о необходимости благодарения Бога. В завершении св. Феогност пишет о том, каким должен быть священник.

Преподобный Филофей Синайский — игумен Синайского монастыря. В какое время он жил, неизвестно. Сохранилось его слово о трезвении, разделенное на 40 глав, главной темой которого является хранение ума и чистоты сердца. Прп. Филофей писал о борьбе с греховными чувствами и мыслями и о телесном подвижничестве, которые способствуют стяжанию Бога в сердце и Боговидению. Хранение ума и борьба с помыслами достигаются практикой Иисусовой молитвы. Не менее важно жить в смирении и трезвении, постоянно помнить о Боге и смерти.

Илия Э́кдик — автор аскетических сочинений, живший, скорее всего, не позже XI в. О его жизни ничего не известно. Вероятно, он носил титул экдика (церковного судьи), был пресвитером и монахом.

В «Добротолюбии» помещены главы из его сочинения «Гномическая антология добродетельных философов», названные составителями «Цветословие». Скорее всего, они были написаны на основе мыслей святых отцов, которых изучал Илия пресвитер. Некоторые главы пропущены «по неудобопонятности их».

В «Цветословии» затронуты различные вопросы, касающиеся деятельной духовной жизни: о делании тела (пост, бдение) и делании души (перенесение скорбей и искушений, достижение добродетелей, воздержание и молитва, исповедание грехов). Все это помогает человеку освободиться от страстей.

Том 4 — подвижнические наставления

Четвертый том «Добротолюбия» полностью посвящен жизни и трудам преподобного Феодора Студита — монаха, богослова и философа.

Преподобный Феодор Студит. Мозаика. Монастырь Неа Мони, остров Хиос. XI в.

Преподобный Феодор Студит был родом из богатой и знатной семьи, получил хорошее образование, обладал ораторскими способностями. Во время иконоборческих гонений при императоре Константине Копрониме родители св. Феодора стали монахами, а он остался в Константинополе, чтобы продолжить обучение. Там на Седьмом Вселенском соборе в 787 году была осуждена иконоборческая ересь. Дядя св. Феодора прп. Платон по окончании собора взял с собой в пустынь Саккудион (на горе Олимп в Малой Азии) и племянника, решившего принять иночество. В этом уединенном месте они основали монастырь с храмом св. Иоанна Богослова.

Св. Феодор много трудился на благо монастыря и в деле поста, бдения и молитвы. Для упражнения в смирении он брал на себя самую тяжелую работу: рубил дрова, носил воду, копал и удобрял землю в саду и огороде. Каждый день исповедовался своему старцу Платону, настоятелю монастыря, занимался богомыслием и умной молитвой, читал Священное Писание и Святых Отцов.

По ходатайству прп. Платона св. Феодор был рукоположен св. патриархом Тарасием в сан священника. А когда блаженный Платон ушел на покой, монахи единодушно избрали прп. Феодора игуменом монастыря.

Св. Феодор был требовательным как к себе, так и к монахам. Особенно строго он боролся с беспечностью, показным благочестием и любостяжанием. Кто-то роптал, кто-то исправлялся, но уровень духовной жизни в монастыре возрос.

Мирную жизнь монастыря нарушили внешние обстоятельства — конфликт св. Феодора с императором Константином VI, которого преподобный обличал за незаконный брак. По приказу императора св. Феодор был избит и отправлен в ссылку в Солунь (Фессалоники). После смерти Константина к власти пришла его мать Ирина, которая освободила св. Феодора, и он вернулся в монастырь. Вскоре он переселился в Константинополь, где стал игуменом Студийского монастыря.

Прп. Феодор занялся благоустройством обители. Постепенно число монахов увеличилось с двенадцати человек до тысячи. Преподобный разделил свои обязанности по управлению монастырем с опытными старцами. Чтобы братия не выходили в город, св. Феодор организовал в обители мастерские, где монахи по своим способностям занимались разными ремеслами, чтобы обеспечить монастырь всем необходимым. Жизнь в Студийском монастыре была строго организована, все было благочинно, с благоговением и молитвой.

В 802 году императором стал Никифор I, свергший императрицу Ирину. Конфликт св. Феодора с властями возобновился. За обличение императора преподобный вновь был сослан вместе с некоторыми монахами Студийского монастыря. После смерти Никифора и его сына на войне императором стал Михаил Киропалат. Он возвратил из заточения св. Феодора и его монахов.

После двух лет спокойной жизни к власти пришел Лев Армянин, который способствовал возобновлению ереси иконоборчества. В полемике с императором участвовал и св. Феодор, всеми силами защищая иконопочитание. За это он был сослан и заключен в тюрьму. Из заключения преподобный рассылал письма, объясняя важность святых икон и призывая молитвой и делами помочь православной Церкви в борьбе с ересью.

Около семи лет св. Феодор Студит провел в заточении, терпя побои, голод и болезни, пока к власти не пришел Михаил Травл. Преподобный вернулся из ссылки и поселился в Херонисе, где жил до своей кончины в 826 г.

В «Добротолюбие» вошли наставления из Малого и Большого Катехизисов, составленных св. Феодором Студитом. Объем его трудов был настолько большим, что составители выделили для них целый том. Он посвящен внутреннему и внешнему устройству иноческой жизни в монастыре. Если первые три тома «Добротолюбия» и пятый том всесторонне описывают внутреннюю жизнь христианина, то в четвертом томе акцент ставится на устроение монастырской жизни в соответствии с целью иночества.

Св. Феодор оставил множество наставлений монахам о подвижнической жизни: о главной цели иночества и иноческом служении, общежительном житии, исполнении устава. Любое послушание, по мысли преподобного, драгоценно для Бога. Всякой труд — это шаг в Царство Небесное, к мученическому венцу. Св. Феодор много писал и о добродетелях и духовной борьбе, о стяжании Бога в сердце и служении Ему. Христианин должен постоянно находиться в состоянии бодрствования, подражать примеру Святых Отцов, стремиться исполнять заповеди, живя в страхе Божием, но и не забывая о заповеди непрестанно радоваться. Преподобный говорит о пути к Богу как о восхождении, но на нем есть и падения, и скорби. Пишет о плодах подвижнической жизни, необходимости подвигов. Св. Феодор уделяет внимание и богослужению, особенно в период Великого поста. Не обходит и насущные для него темы веры и общения с еретиками.

Четвертый том неоценим для монахов, но и для мирян здесь найдется много полезного. Св. Феодор пишет о Царстве Божием, смерти и суде, призывает к покаянию и исправлению жизни.

Том 5 — о деятельной жизни и достижении совершенства в соединении с Богом

Преподобный Симеон Новый Богослов. Современная икона

Преподобный Симеон Новый Богослов — монах, богослов, представитель традиции исихазма, гимнограф, живший в Х–ХI вв.

Св. Симеон был родом из Пафлагонии (горная область в северной части Малой Азии), воспитывался в Константинополе. Вскоре после окончания обучения вступил в Студийский монастырь, где жил его духовник старец Симеон Благоговейный, а затем перешел в обитель св. Маманта. Там после смерти настоятеля св. Симеон был избран в игумены и рукоположен в священники патриархом Николаем Хрисовергом. Обустроив обитель, преподобный взял на себя подвиг безмолвия. За установление праздника в честь своего усопшего духовника Симеона Благоговейного св. Симеон был вынужден уехать из Константинополя и поселился в окрестностях города, где устроил монастырь. После тридцати лет жизни в безмолвии почил в начале XI века.

Св. Симеон оставил много посланий и наставлений общехристианского и подвижнического содержания, собранных учеником преподобного Никитой Стифатом — 92 слова, аскетические главы, 55 молитв в стихотворной форме.

В «Добротолюбии» помещены аскетические главы св. Симеона Нового Богослова, в которых преподобный пишет о том, что такое вера во Христа и что значит быть христианином. Цель жизни христианина — благоугодить Христу, примириться с Богом Отцом через принятие Святого Духа. Христос стал человеком, чтобы мы стали сынами Божиими. В главах говорится об отречении от мира, непрестанной памяти о Боге и исполнении Его воли. Преподобный указывает на важность послушания духовному отцу, дает советы, как найти руководителя в духовной жизни, кто может быть наставником и как не попасть к лжеучителям.

Св. Симеон много пишет о Богопознании, слышании и созерцании Бога, духовном зрении и видении света, о духовном совершенстве. Чтобы этого достичь, нужно отказаться от злых дел, бороться с греховными мыслями и помыслами, не уделять много внимания своему телу — плоть мешает духовному созерцанию. Не грешить, по учению св. Симеона, — значит хранить в себе образ Божий. В каждом верном прибывает Христос. Святой дает рекомендации, как любить тех, кто нас обижает, что делать во время искушения, как бороться с помыслами; предостерегает от тщеславия, расслабления и лени. Отдельная тема — страх и его виды: страх Божий, страх суда и мучений, который помогает не грешить, и страхования.

Не менее важны в духовной жизни добродетели, которые очищают сердце, если в нем действует Дух Святой. Особенно важно смирение, которое приводит к покаянию. Настоящее покаяние — с плачем и слезами. Смирение от плача рождает радость и надежду. Достигнуть совершенства в добродетелях можно в любом месте: и в мире, и в монашестве.

Св. Симеон затрагивает также темы молитвы, двойственности природы человека, его воли, пишет о видимом и невидимом мире, об ангелах, о Боге как любви и Солнце правды. Интересно, что св. Симеон сравнивает духовную жизнь с браком, говоря об обручении души человека Духу Святому и о том, как Его благодать действует в человеке.

Старец Симеон Благоговейный — духовник прп. Симеона Нового Богослова. В «Добротолюбии» приводится его подвижническое слово, в котором говорится о жизни в монастыре — о посещении богослужения, посте, трапезе, молитве, об отношениях с другими монахами. Христианину важно жить в страхе Божием, исследовать себя, что хорошего и плохого сделал за день, и исповедовать помыслы.

Преподобный Никита Стифат — священник Студийского монастыря, ученик св. Симеона Нового Богослова. Исходя из своего духовного опыта, а также изучая Священное Писание, св. Никита составил руководство (правило) деятельной жизни, которое охватывает всю жизнь христианина. Св. Никита пишет о начале жизни по Боге, о Боговедении и вере. Объясняет, почему возникают помыслы и страсти, и от каких надо избавляться в первую очередь. Преподобный дает две классификации чувств в человеке, разделяя их на низшие и высшие, внешние и внутренние. Страсти, по мнению прп. Никиты, бывают естественными, свойственными человеку по природе, и противоестественными, греховными. Грех — это болезнь души, которая отлучает от Бога. Начало греха — гордыня.

Цель духовной жизни — преображение человека как восстановление в себе образа Божия, восхождение к духовному совершенству путем заповедей. Это достигается духовными подвигами и трудами. Краткий путь к стяжанию добродетелей — бездействие чувств. Во главе добродетелей находится искренняя вера.

Св. Никита объясняет, за что мы лишаемся благодати Божией, и что тогда происходит с душой. Внутреннее делание ведет человека либо к венцам, либо к наказанию. У человека всегда есть возможности встать после падения и идти дальше, с покаянием, смирением и страхом Божиим.

Преподобный выделяет три состояния жизни (плотское, душевное и духовное) и пять аскетических чувств — бдение, богомыслие, молитва, воздержание и уединение, через которые очищается ум и достигаются добродетели. Св. Никита отдельно говорит о Боге и Его образе в человеке, о Богоподобии, любви Божией, о борьбе плоти и духа и совоскресении Христу.

Святитель Феолипт, митрополит Филадельфийский — подвижник XIV века, духовный наставник будущего святителя Григория Паламы. Принял монашеский постриг на горе Афон, а затем стал митрополитом в Филадельфии. Жил в трезвении и занимался практикой умной молитвы.

В пятый том «Добротолюбия» вошло его слово о сокровенном во Христе делании, основная тема которого — молитвенное делание. Святитель Феолипт пишет и о монашестве — об отречении от мира и что из этого следует. Затрагивает темы добродетелей и духовной брани, памятования о Боге, хранения чувств, исполнения заповедей и познания.

Преподобный Григорий Синаит — монах Синайского монастыря, живший в царствование Андроника Палеолога, XIV век. Прп. Григорий восстановил на горе Афон практику умной непрестанной молитвы, рассказав афонским подвижникам, которые больше уделяли внимания деятельной жизни, о хранении ума, трезвении, безмолвии и созерцании.

В своих главах, которые включены в «Добротолюбие», св. Григорий показывает деятельный способ умной сердечной молитвы, учит добродетельной жизни по заповедям, говорит о необходимости стяжать чистоту, о борьбе со страстями, объясняет, как отличить прелесть от благодати. Преподобный описывает состояние потери благодати и окамененного нечувствия, говорит о рае и тлении. Страсти, по словам прп. Григория, — это задатки адских мук. Также он пишет о воздаянии, о Пресвятой Троице и Богопознании, дает наставления тем, кто практикует безмолвие.

Преподобный Никифор Уединенник — афонский подвижник, аскет конца XIII — начала XIV в. Наставник святителя Григория Паламы. Много лет прожил в безмолвии, удостоившись даров благодати Святого Духа. На основании своего собственного опыта, а также примеров из жизни преподобных отцов составил слово о трезвении и хранении сердца, внимании и умной молитве, которая позволяет человеку войти в общение с Господом. Этому способствует достижение бесстрастия и избавление от страха прелести.

Святитель Григорий Палама. Икона. 70–80-е гг. XIV в.

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, богослов, философ XIV века. Родился в Константинополе, в богатой и знатной семье. Рано лишившись отца, был воспитан матерью. Получив образование, св. Григорий решил принять иноческий постриг и отправился на Афон, став послушником у старца Никодима. После смерти своего духовника, св. Григорий вступил в Афонскую Лавру, а затем переселился в пустыню, где жил в подвиге, духовной брани и молитве. В этот период будущий святитель неоднократно получал откровения от Бога, удостоился дара исцеления, чудотворения, изгнания бесов. После многих лет жизни в пустыне, по повелению Божию св. Григорий принял сан священства. Его жизнь была полна скорбей и искушений. Свт. Григорий Палама активно боролся с еретиками Варлаамом Калабрийским и Акиндином. Для борьбы с ересью св. Григория рукоположили в митрополита Фессалоникийского, и он занимался этой деятельностью тридцать лет до конца своей жизни.

Святитель много писал, в том числе и аскетические труды, которые и вошли в пятый том «Добротолюбия». В аскетических главах св. Григорий пишет о двух путях — к вечной жизни и к смерти души. Душа может вернуться к Богу только через Господа Иисуса Христа. Святитель напоминает о долготерпении Божием, но призывает трудиться над собой. Пишет о трудностях пути жизни, о девстве и браке. Св. Григорий уделяет внимание и вопросам антропологии: он различает три силы души — мыслительную, раздражительную и желательную, говорит о страстях и добродетелях, о плодах умного делания. Дает интересное толкование десяти заповедей Ветхого Завета. Отдельные главы посвящены священнобезмолствующим, истинной и совершенной молитве и чистоте сердца.

Святые братья Каллист и Игнатий Ксанфопулы — афонские монахи-аскеты из Константинополя, жившие при императоре Андронике II Палеологе (XIV в.). О св. Каллисте известно, что он был патриархом Константинопольским, а также учеником св. Григория Синаита.

Вместе со своим братом и сподвижником св. Игнатием св. Каллист написал наставления безмолвствующим в ста главах. Это книга представляет собой систематическое изложение всего хода духовной жизни. В ней говорится о жизни по заповедям, обо́жении через возрастание в добродетелях. Среди них особо выделяются безмолвие, послушание духовному руководителю, рассудительность, страх Божий, творение добрых дел, пост, кротость и терпение в перенесении искушений, а также вера, надежда и любовь.

Центральная тема — молитвенное делание и, в частности, умная молитва. Авторы описывают метод Иисусовой молитвы. Имя Иисуса Христа нужно призывать в мире и любви. Для этого важно покаяние и чистота. Свв. Каллист и Игнатий выделяют пять видов делания для тех, кто приступает к безмолвию: молитва, псалмопение, чтение, богомыслие и рукоделие. Чистой молитве мешает мечтание и праздность. Плод молитвы — теплота сердца. Истинная молитва очищает ум и изменяет человека.

Свв. Каллист и Игнатий затрагивают и темы Таинств и действия Бога в мире. Они пишут о жизни в Боге, о благодати Крещения и Святом Причащении, о раздаянии даров Божиих, действии Духа Святого, о прелести, истинном и ложном утешении. Касаются и вопросов антропологии — говорят об уме, душе и сердце и силах души, о духовной брани, страстях и бесстрастии.

Святитель Симеон, архиепископ Солунский — исихаст, богослов, литургист конца XIV — XV вв. О его жизни в «Добротолюбии» ничего не говорится. В пятом томе помещены его труды о молитве и толкование молитвы «Господи, помилуй». Непрестанная молитва, по учению свт. Симеона, — главное дело, соединяющее нас с Богом. В ней мы подражаем ангелам. Самая главная молитва — молитва Господня «Отче наш», а после нее — Иисусова молитва. Свт. Симеон говорит о значении этой молитвы и дает подробное ее толкование.

Преподобный Максим Кавсокаливит — подвижник из византийского города Лампсак, живший в XIV веке. «Добротолюбие» также не говорит о его жизни, но в нем приводится беседа прп. Максима со св. Григорием Синаитом об умной молитве. Из беседы мы узнаем о подвигах прп. Максима — безмолвии и непрестанной молитве, а также о том, что он был удостоен явления Божией Матери. Преподобный говорит о том, как отличить прелесть от благодати. Прелесть — это пребывание в состоянии ожесточения, гнева, гордости, отсутствие смирения. Признаками же действия в человеке Святого Духа является собранность и внимание ума, смирение, память о грехах и смерти, сокрушенное сердце и покаяние с плачем, мир, утешение и созерцание Бога.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle