Статьи
«А кто не умеет отдыхать — учитесь!»
Игумен Силуан (Туманов): «надо вместо этого всего молиться, ибо». Хорошо, но почему одно исключает другое? Почему нельзя получать образование через познание мира (а сюда входят и кинофильмы, и книги, и музыка) и молиться? Апостол Павел, заповедавший христианам «непрестанно молиться» (1 Сол 5:17), явно не непрестанную Иисусову молитву практиковал (она появилась в позднем Средневековье среди немногих монахов), но при этом совершил множество путешествий, получил хорошее образование. Как видим, молитва этому не помешала.
Непрестанная молитва — это освящение молитвой времени суток, трапезы и основных событий в жизни, периодическое собрание на молитву в храме. А не только наборматывание старинных текстов перед аналое.
Ольга Бартошевич-Жагель: в просвещенной части православного сообщества распространено мнение, что молитва — это личный разговор с Богом, а святые не нужны. Им молится разве что «языческое» простонародье, которое просит святого Спиридона в помощи в делах квартирных, а «Матронушку» — об исцелении и всем подряд. Чем более популярен святой «в народе», чем с большим презрением к этому «культу» принято относиться.
Вопрос, зачем при этом вообще прославляют святых, с какой стати им молились веками и иконы писали, остается открытым. Как и то, что такое молитва. Может быть, на святых, как на «народ», распространяется интеллигентский снобизм? Между тем в Евангелии народ идет к Иисусу именно как народ к «Матронушке», и Он не считает зазорным «помогать».
«Святые силовики. Триады в защиту христианской политики»
Владимир Шалларь: «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского — настольная книга православных христиан, где мы можем найти потрясающее количество разных типажей святых, образцов для нас, в частности — святых силовиков. Как ведет себя святой силовик, с кого брать пример современным силовикам?
Скажем, 8 февраля Церковь отмечает память темничного стража Петра — примера для подражания работников СИЗО, тюрем и пр. В гонение Диоклетиана священник Анания попадает в тюрьму, где подвергается пыткам. Видя это, темничный страж Петр сам обращается ко Христу. Начинают пытать и его. Видя это, ко Христу обращаются еще семь силовиков. И Ананию, и Петра, и семь неназванных силовиков в итоге убивают — они обретают мученические венцы. Пример того, как работники репрессивного аппарата переходят на сторону своих жертв. Вообще же «Жития» — в значительной степени описание пыток невинных жертв, описание зверств силовиков (не святых), и храбрости жертв (святых). «Жития» в этом смысле — необыкновенно политически актуальны: репрессивный аппарат, пытки, героизм жертв — все это сама плоть политики.
«Супруги-новомученики: любящие и сильные»
Тимур Щукин: новомученики расширили наше представление о святости. Да и как могло быть иначе: в сонм, составленный из византийских и древнерусских святых, которые и жили иначе, о которых и рассказывали по-другому, вошла дивизия новобранцев — наших современников.
Они родились и выросли в эпоху радио и кино, железных дорог и индустриализации, рабочих демонстраций и женской эмансипации, распада сословного и вообще традиционного общества. Конечно, эти люди на всё (кроме главного) смотрели по-другому. Совсем иначе — об этом говорят письма, воспоминания, дневники — они понимали брак, отношения мужчины и женщины.
Если кратко: христианское благочестие оказалось совместимым с «романтикой», с идеализацией супруга, с опытом взаимопроникновения полов как чем-то самоценным. А может быть, христианский брак научился не прятаться, не стесняться себя.
«Мы шли в пижаме, епитрахили и СИЗе»
«Больничный священник» — книга епископа Пантелеимона (Шатова), в которой собран многолетний опыт больничного и социального служения. В этой книге, вышедшей в издательстве «Никея», даны ответы на самые актуальные вопросы больничного служения: в чем состоит христианский смысл страдания? зачем нужен больничный священник? как подготовить человека к участию в таинствах и к первой исповеди? как организовать богослужения в больнице? как разрешать конфликтные ситуации с медперсоналом? — и многие другие.
Предлагаем вашему вниманию вошедшее в книгу интервью с протоиереем Иоанном Кудрявцевым, записанное 19 июня 2020 года в Москве.
Отец Иоанн — настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» при Боткинской больнице, заместитель председателя Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы. Стаж больничного служения — 6 лет. В составе группы больничных священников окормлял больных с коронавирусом во время эпидемии.
Личные границы (взгляд психолога)
Клинический психолог Наталия Матвеева в новом проекте «Предания.ру» — «Личные границы (взгляд психолога)»:
Личные границы в отношениях с родителями. Об отношениях взрослых детей с их родителями.
Личные границы: когда формируются и от чего ограждают. О том, почему важно помочь ребенку выстроить личные границы.
Сретение
«Религия — это ожидание, христианство — это встреча»
Тимур Щукин: Симеон Богоприимец и пророчица Анна ждали Бога, надеялись на Него, но не пытались предугадать, каким будет Его пришествие. Потому Вочеловечение не стало для них неожиданностью, не стало чем-то невозможным, не вмещающимся в опыт.
Владимир Берхин: мы запросто терпим ужасные вещи, пока они происходят не с нами, и нас нисколько не веселят прекрасные события, случившиеся с кем-то другим. Но чем ближе подходит счастье, чем ближе подступает горе — тем они реальнее.
Курсы лекций о Библии
Борис Михайлович Балтер (6.07.1952 –19.09.2020) — выпускник физфака МГУ им. М. В. Ломоносова. Научный сотрудник Института космических исследований РАН. Полиглот, знал латынь, английский, французский, немецкий, испанский, румынский языки, хорошо разбирался в греческом и иврите. Тонкий знаток поэзии и ценитель музыки. Борис Михайлович Балтер глубоко изучал Священное Писание. Результатами своих исследований он делился во время лекций, которые читал более 15 лет в храме Космы и Дамиана в Шубине (Москва). Предлагаемые лекции по книгам Ветхого Завета — это живой и глубокий взгляд православного христианина на Священное Писание, принадлежащее двум авраамическим религиям. Центральная линия автора — образ Христа в ветхозаветной литературе. Эти лекции могут быть интересны всем, кто самостоятельно изучает Писание. Их отличает оригинальный подход, увлекательный поиск духовных смыслов и ряд самостоятельных идей, прочной основой которых является глубоко христианское мировоззрение автора. Выложили огромное количество его курсов лекций: о Пятикнижии Моисея, Книге Иисуса Навина, Книге Судей, Книгам Царств, Псалтири, Книге Екклезиаста, Книге Иова, книгах Исайи, Даниила, Иоиля, Наума, Ионы, Послании к Евреям.
И еще лекции
«”Опустошение” Христа: теодицея кеносиса»
В пятой лекции цикла о теодицее кандидат философских наук Игорь Зайцев говорит о том, почему всеблагой и всесильный Бог допускает подлинному злу случаться.
Термин «кеносис» буквально означает «опустошение»; в богословии применяется к вочеловечению Христа, потому что Он, принимая облик человека бесконечно умалился. Почему всеблагой и всесильный Бог допускает подлинному злу случаться? Вслед за Кальвином эта традиция не видит существенной разницы между: Бог имеет волю ко злу и Бог допускает зло быть.
Новый курс лекций Андрея Зубова* по ведической религии: религия индской цивилизации, индоарийская культура, индоарийское общество и знание, основные категории ведической религии, дэвы и асуры пр.
Выложили также заключительные лекции Зубова* по древнеримской религии: религия Рима эпохи Империи, религия императорского Рима: между вселенскостью и репрессией.
Книги
«Жизнь за океаном. Очерки религиозной, общественно-экономической и политической жизни в Соединенных Штатах Америки» — чрезвычайно интересные очерки (мемуары) о США последней четверти XIX века от Александра Лопухина, автора «Толковой Библии» и множества других богословских книг. Вот цитаты на пробу:
«Если присмотреться к политической и общественной жизни американцев, то можно видеть, что главный рычаг, заправляющий всем механизмом их жизни, заключается именно в кармане, наполненном, разумеется, долларами. У них все рассчитано на доллары. Долларами политиканы прокладывают себе дорогу к президентству, на доллары оценивается положение и значение человека в обществе, долларами нас вознаграждают за телесное повреждение, напр., на железных дорогах, за неправильный арест, за клевету и т. д. На доллары наконец взвешена у них и самая молитва. Когда у человека вдруг является желание молитвы, то он не сразу может удовлетворить своему желанию. Чтобы войти в храм молитвы, он должен предварительно справиться с карманом, достаточно ли его содержимое для свободного входа».
«Американцы, как можно было заметить даже при беглом наблюдении, довольно религиозны. Для удовлетворения своего религиозного чувства они по воскресеньям сразу останавливают колесо своей, по-видимому, бесконечной житейской суеты и идут в храмы с таким усердием, которому нельзя не позавидовать. Побыть в воскресный день при богослужении и выслушать утреннюю и вечернюю проповедь у них считается одним из высших удовольствий. Какой важный интерес дня составляют здесь воскресные проповеди, можно судить даже по тому факту, что светские газеты в понедельниковых номерах открывают специальный отдел «по церковной кафедре», где и обозреваются произнесенные накануне проповеди с большими выдержками из лучших. Библия у них настольная книга, и в книжных магазинах, которые в Нью-Йорке своей красотой и богатством едва ли не превосходят даже лондонские магазины, на первом месте и в самых изящных, роскошных и до бесконечности разнообразных формах и переплетах вы непременно видите «святую Библию», как она обыкновенно называется у них. Чутким чувством религиозности, быть может, объясняется и тот бросающийся в глаза факт, что имя Бога у них окружено какою-то недоступною святостью».
«Неотложная задача. О союзе христианской политики» — небольшая книга (статья, изданная отдельной брошюрой) Сергея Булгакова, одного из главных православных богословов и философов XX века, бывшего в свое время известным марксистским политэкономом. Манифест христианского социализма, где ясно и доходчиво объясняется, почему христианская политика необходима с точки зрения самого христианства («политика не дело христиан» — не христианский принцип) и что таковая политика совпадает с марксизмом. Точнее: политический и экономический идеал христианства в пределе — анархический коммунизм, а на современном этапе, как переход к анархическому коммунизму — марксизм. Разумеется, подлинная христианская политика не только не клерикальная, но антиклерикальная. Союз христианской политики — политическая организация христианских социалистов, созданная в период Революции 1905 г.
Выложили несколько ранних книг великого христианского философа Семена Франка:
— «Введение в философию в сжатом изложении»: с одной стороны, общедоступное введение в основные проблемы философии, с другой — критика модерной философии (идеализма и материализма) с точки зрения христианского онтологизма.
— «Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания». Эта книга развивает гносеологию в духе соловьевской философии всеединства.
— «Душа человека. Опыт введение в философскую психологию». Эта книга посвящена христианской философии души.
Музыка
«Стихи покаянные для смешанного хора без сопровождения в 12 частях. К 1000-летию крещения Руси. Тексты XVI века» — сочинение великого композитора Альфреда Шнитке.
*Андрей Зубов внесен в реестр иностранных агентов.