Чем плохо быть душе материальной? Ведь любят же у нас ссылаться на псевдонаучное исследование, где якобы измерили массу души. Значит, доказать, что у души есть вес, неплохо? Но ведь это самая что ни на есть материальная характеристика.
В истории христианства было много интересных открытий. Наша вера родилась в мире, где небо было покрыто непроницаемым небесным куполом, над твердью которого были разлита вода. А потом Гагарин полетел в космос, и никакой тверди там не оказалось. Христианство родилось на планете, находящейся в самом центре Вселенной, а потом вдруг переместилось на небольшую песчинку около небольшой звезды в одной из множества галактик. Христианство выросло в мире, где власть царей казалась незыблемой, а рабовладение неизбежным. Но вот царей больше нет, рабовладение запрещено, а христианство все еще живо.
И думаю, еще многое изменится в мире, а христианство никуда не исчезнет. Хотя, конечно, многие вещи будут переосмыслены.
Вот, например, меня волнует вопрос о нематериальности души. Чем плохо быть душе материальной? Ведь любят же у нас ссылаться на псевдонаучное исследование, где якобы измерили массу души. Значит, неплохо доказать, что у души есть вес? Но ведь это самая что ни на есть материальная характеристика.
Или вот святитель Игнатий (Брянчанинов) был убежден, что души человеческие и ангелы — материальны (см. его «Слово о смерти» и прибавление к нему). По святителю Игнатию, души состоят из вещественного газа, эфира. Этот газ вполне материален, хотя и «более легкий и тонкий», чем обычные атмосферные газы. Святитель также ссылается на беседы преподобного Макария Египетского, утверждавшего, что «ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако при всей тонкости своей суть тела. Они — тела тонкие, эфирные, так как, напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы. Грубое человеческое тело служит одеждою для тонкого тела — души. На глаза, уши, руки, ноги, принадлежащие душе, надеты подобные члены тела».
Нетрудно предположить, что в таком понимании и головной мозг у нашей души есть. И сохраняет наши индивидуальные особенности.
Душа сама по себе человека не составляет
Но если даже душа материальна и в точности повторяет наше обычное тело, на этом сложности не заканчиваются. Ведь в нашей догматике прямо говорится о том, что бестелесное существо — это не человек. В христианском богословии тело — важнейшая часть человека. Этим мы отличаемся от философии Платона и именно на этом тезисе афиняне прервали проповедь апостола Павла.
В учебнике Догматического богословия священника Олега Давыденкова мы читаем, что «человеком в полном смысле слова может называться только существо, состоящее из тела и души. Душа сама по себе человека не составляет». Поэтому христиане настаивают на телесном воскресении мертвых, только после которого мы вернемся к подлинному бытию. Одной души для этого недостаточно. Даже воскресение христиане понимают материалистически, исповедуя «веру в воскресение плоти». Снова граница между мозгом и душой оказывается весьма условной, ведь человек без тела — все равно не полноценный человек.
Мой хороший приятель, священник, проделал большую работу, собирая научные свидетельства достоверности посмертного опыта. Но именно читая его труд, я убедился, что доказательств-то как раз нет. Пока доказательства основывались на «свидетельстве одной медсестры», мы слышали множество историй о чудесных вещах и необъяснимых явлениях. Находящиеся в коме пациенты рассказывали, какие необыкновенные ощущения они испытывали. Они подробно описывали детали обстановки. Иногда они даже парили под потолком и видели собственное тело, лежащее внизу. Проблема только в том, что эти свидетельства крайне расплывчаты и обычно основываются на пересказе медицинских работников.
Когда эти расплывчатые свидетельства попытались изучить научными методами (исследовательский проект AWARE), то подтвердились лишь те свидетельства, что не противоречат биологической природе души. Люди в состоянии клинической смерти видели свет, ощущали состояние покоя, иногда слышали происходящее вокруг. Но вот доказательств возможности действительно «видеть тело со стороны», увы, не нашлось, хотя ученые старались это зафиксировать.
Если душа не телесна, почему болезни мозга меняют характер человека?
Итак, в понимании святителя Игнатия наша душа вполне материальна и фактически является копией человека из более тонкого эфирного газа. Но при этом все же полноценным человеком не является. Не я первый увидел это противоречие. Против учения святителя Игнатия (Брянчанинова) о материальности души резко выступил не менее авторитетный святитель Феофан Затворник.
Святитель Феофан допускает лишь два возможных варианта: либо душа человека полностью духовна и нематериальна, либо она нематериальна по сути, но при этом имеет тонкую оболочку, делающую ее видимой. Такая точка зрения понятна. Но чем больше мы узнаем о работе мозга, тем сложнее эту точку зрения защищать. Если душа просто вселяется в тело, то почему болезни мозга так сильно меняют характер человека?
Еще античный философ Платон, на которого часто ссылались Отцы Церкви, доказывал бессмертие души ее независимостью от тела. Бессмертие души доказывает то, что она не страдает ни от повреждений тела, ни от нравственных грехов. Физические повреждения не делают человека менее справедливым или благочестивым, а значит, и душа не телесна. Но ведь сегодня мы знаем, что это не так. Заболевания мозга меняют поведение и характер человека.
История железнодорожного рабочего Финеаса Гейджа из Вермонта показала, насколько сильно повреждения мозга влияют на характер человека. Во время строительства железной дороги произошел несчастный случай, и голову Финеаса насквозь пробил железный прут толщиной 3 см. Чудесным образом Финеас выжил, хотя и лишился значительной части левой лобной коры. Однако характер его при этом радикально изменился. Он стал вспыльчив, неуживчив, грубо ругался и совершенно не мог общаться с коллегами. Друзья сказали, что он стал совершенно другим человеком. Впрочем, Гейдж получил травму достаточно молодым, в 25 лет, и позже оставшиеся отделы мозга смогли скомпенсировать травму. Со временем его характер улучшился, а ученые стали все более активно исследовать связь определенных частей мозга с тем или иным типом поведения.
Травма Финеаса Гейджа — яркий, но вовсе не единственный пример. Сегодня за резко изменившимся поведением, отношением к другим людям врачи сразу начинают искать заболевание той или иной области головного мозга. Не всегда это так. Но часто причина оказывается именно в органических повреждениях мозга. Впрочем, и это тоже не ново для христиан. Примерно о том же писал еще преподобный Анастасий Синаит. Он воспринимал тело как некий интерфейс, позволяющий душе проявлять себя в мире. Душа проявляет себя через тело и конкретно через мозг. Одно из объяснений трудности покаяния после смерти связано именно с отсутствием тела. Усопшие не имеют возможности для деятельного покаяния, именно потому что у них нет тела.
Может быть, мы воскреснем телесно именно потому, что человека нельзя разделить на части?
Вот и получается замкнутый круг:
- Если душа состоит из тонкого вещества и в точности повторяет человека, то зачем мы делаем такой акцент на воскресении мертвых?
- Если душа нематериальна, но почему состояние мозга человека так сильно влияет на его характер?
У меня есть идея, как это противоречие снять. Может быть, человек тождествен его телу, раз уж мы так настаиваем на телесном воскресении тела? Поэтому в Царствии и будут воскресшие и исцеленные телесно люди. Слепые прозреют, хромые начнут ходить, шизофреники перестанут видеть повсюду теории заговора. Бог сделает то, что сегодня мы неумело пытаемся сделать медицинскими методами. Правда, я думаю, что и святитель Феофан, и святитель Игнатий объединились бы против такого взгляда на устройство человека. Ведь для них было важно защитить традиционную религиозность, наполненную различными чудесами и влиянием духов. Но ведь сегодня традиционный крестьянский мир все дальше уходит в прошлое, а христианство становится религией горожан.
Христианство всегда старалось оставаться между крайностями. Ранних христиан даже называли атеистами за их несогласие с традиционной греческой религиозностью. Так и с материальностью души сложно удержать баланс между верой в вечную жизнь и неотделимостью этой жизни от нашего тела.
С одной стороны, наше тело очень важно для нас. Это не «темница души», как у того же Платона. С другой стороны, жизнь не сводится к этому миру и после всеобщего воскресения нас ожидает новая жизнь. И духовное исцеление может оказаться исцелением мозга на химическом уровне. Ведь дух человека и химия сильно связаны, причем в обе стороны. Не только химия лечит душу человека, но и душа человека лечит тело: вера в действие таблетки помогает исцелить болезнь (эффект плацебо), а если человек долго остается в состоянии клинической депрессии, то его мозг меняется и на химическом уровне.
Может, и бесы действуют на мозг химически?
Интересно, что даже в официальных документах Русской Православной Церкви сегодня появляются странные оговорки. С одной стороны, наше предание полно рассказов о реальном действии бесов на человека. В житиях святые даже летают на бесах в паломничество. С другой стороны, когда речь заходит о практике, то психиатрическое объяснение неадекватного состояния человека выглядит более вероятным:
«Влияние на душевное здоровье человека может осуществляться диаволом как непосредственно через душу человека, так и через его тело (Иов 2:6). Причем влияние на человеческую душу зачастую осуществляется бесами именно через тело человека» Пастырское попечение в РПЦ о психически больных
Документ Комиссии Межсоборного Присутствия, 2020
Получается, влияние темных сил переводится с духовного уровня на материальный. Значит ли это, что бесы действуют на мозг химически? Или это просто попытка удовлетворить и ваших, и наших: медикам — подтвердить биологическую природу расстройств, а традиционным верующим — не исказить их привычную картину мира? И что интересно, когда готовили упомянутый выше документ, участники согласились, что абсолютное большинство случаев «беснования» имеет медицинскую причину. Но в документ, разумеется, внесли более традиционные формулировки, защищающие «классическую» одержимость.
Тогда почему нам так сложно говорить о материальной природе нашей души? Ведь это не вопрос вечной жизни для христианина, покуда мы настаиваем на телесном воскресении мертвых. Даже воскресший Христос являлся ученикам телесно. Проблема возникает не в воскресении мертвых, которого мы чаем. Речь лишь о сложном для понимания промежутке времени между личной смертью и всеобщим воскресением. Об этом периоде вообще мало что известно, и мы веками спорим с католиками о том, как оно устроено. Слова Писания на этот счет отрывочны, информации об этом мало. Считается лишь, что души в этот период находятся в некоем «преддверии» будущего блаженства или мучений.
«Телесное» и «духовное» христианство
С одной стороны, у нас есть «телесное» христианство, подробно разработанное в эпоху борьбы с гностицизмом. Здесь и телесное воскресение Христа, и всеобщее воскресение в будущем веке. Скорее всего, здесь же мы встретим положительное отношение к супружеству и вообще жизни человека в этом «добром зело» мире.
А с другой стороны, мы видим «духовные» спиритуалистические представления о человеке, существующие гораздо дольше христианства. Здесь тело человека — это если и не «темница души», то как минимум «необходимое зло». Главное в человеке бестелесно и с телом никак не связано. Обычно здесь мы встречаем нелюбовь и к тварному миру, который «во зле лежит», и к собственному телу. Да и с отказом от медицинского лечения психических болезней. Как говорят сторонники этой точки зрения: «Таблетка не может повлиять на мою бессмертную душу и тем более на бесов». Священники с такими взглядами могут запрещать обращаться к психиатрам и лечить шизофрению и депрессию постом и молитвой. Вплоть до летального исхода. Подобные случаи, увы, встречаются и сегодня.
Но даже если душа человека имеет биологическую природу, это не освобождает нас от необходимости работать над собой. В любом случае устройство души человека остается крайне сложным, и действительно нет волшебной таблетки, которая сделает человека добрее или общительнее. Да, можно вылечить заболевания и вернуть мозг в «нормальное» состояние. Таблетками можно убрать симптомы психоза (бред, галлюцинации), можно вернуть к обычной жизни человека, лежащего в глубокой депрессии. Но на этом химическое воздействие заканчивается.
И дальше даже современная медицина предлагает лишь медленный труд по изменению самого себя — психотерапию. Человек может измениться, но для этого придется потрудиться. Зато если удастся, то эти изменения можно будет увидеть не только в поведении, но и в структуре мозга. Мы даже знаем, что душа человека может влиять на работу его организма: вспомним знаменитый эффект плацебо. Казалось бы, это невозможно. И все же человек выздоравливает от веры в то, что получил лекарство. Если человек верит, то часто пустышка работает не хуже патентованного лекарства.
Биологическое устройство души даже не означает того, что все наши поступки предопределены. Если система состоит из молекул, то это не значит, что ее будущее предсказано. Это в начале развития классической механики казалось, что все в мире предопределено. Но даже на физическом уровне процессы гораздо сложнее.
Я и не говорю о квантовой механике, которая вообще убрала из мира предопределенность. Простая классическая механика при работе со сложными системами перестает быть предсказуемой. Даже задача движения трех тел в общем случае не имеет решения, несмотря на простые уравнения. Вся мощь наших компьютеров не позволяет сделать прогноз погоды дольше чем на пять дней. Система неустойчива и, как говорят, взмах крыльев бабочки в Айове может вызвать цепочку эффектов, которые приведут к тайфуну в Индонезии. А ведь все эти механические системы гораздо проще обычного человеческого мозга. Так что никакой предопределенности в нашем мире нет. Есть тенденции, предрасположенности, но они ничего не предопределяют.
Каждый из нас выбирает свою точку зрения. Но мне кажется, что это не выбор между верой и безверием. Даже в святоотеческом богословии роль тела несравненно выше, чем в народных преданиях. Человек остается человеком независимо от того, имеет ли его душа нематериальную природу, или состоит из «легких газов» (как у свт. Игнатия (Брянчанинова), или же связана с человеческим мозгом. Если мы хотим изменить свое поведение, нам предстоит длительная работа над собой.
Лично мне неважно, будут ли происходить эти изменения на нематериальном или на биологическом уровне. Главное, что буду меняться я сам, что бы это ни значило.
Да что там человеческая душа. Даже смысл этой статьи не сильно изменится независимо от того, будет ли она лежать в виде рукописи, или распечатана на принтере, или записана на жестком диске моего компьютера, или храниться на облачном сервере. Главное ведь содержание, а не то, на каком носителе оно находится.