Почему у нас нет единства

Игумен Силуан (Туманов)

Председатель издательского совета Санкт-Петербургской митрополии. Настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Парголово.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

 

В продолжение темы общей жизни в храме публикуем размышления игумена Силуана Туманова, впервые опубликованные в его ФБ.

 

Люди в Церкви обычно не привыкли ощущать себя частью целого. На словах мы говорим о единстве, а на деле не совсем понятно, в чем оно заключается. Душа зачесалась – в храм. Не чешется – и ладно. Что лишний раз ноги топтать/лоб крестить? А под духовным единством часто понимается единство политическое или национальное. Что тоже не ново.

Так получилось. Никого не обвиняю. Сам очевидные вещи только открываю для себя последние 20 лет.


Очевидно, что поколения православных христиан в массе своей не видят необходимости ни в едином приходе/общине, ни в единстве с другими, пришедшими в храм людьми. Делаем как положено и уповаем на милосердие Божие.

Этому способствует многое. Не в последнюю очередь это и элементы молитвенного правила, вышедшего из монашеской среды, и молитвы до и после причащения, где все наши переживания сосредотачиваются вокруг личных ощущений, и многочисленные советы “какими молитвами молиться, пока в храме идёт литургия” и сам взгляд на святость, как на отход от мира и личное освящение, и многое другое, иногда сбивающее с толку человека, не ушедшего в затвор под наблюдением духовного отца.

Определённая доля смысла в этом есть: единение по человеческим принципам для Церкви малополезно. Все разные. Символ веры единый со всеми прочитал и из одной Чаши причастился – и довольно. Что там разговоры разговаривать? Иди домой, твори добро по всей земле. А “батарейка духовная” подсядет – в храм или паломничество на подзарядку.

На практике иногда это оборачивается совершенным нечувствием важности Евангелия, заповедей, общей храмовой, евхаристической молитвы.

Впрочем, и искусственно рождённая “общинность” может обернуться “гонками за батюшкой”, хождением в храм за компанию, “партийностью” и прочими прелестями непреображенного сознания.

Как происходит наше единение вокруг Чаши, вокруг храма? Я не знаю. Это Тайна, потому и Таинство.

Я знаю, что об этом говорил Христос: христиане – это те, кто не только вошли через крещение в Церковь, но и вкушают Причастие, соблюдают заповеди и приносят плоды любви друг ко другу – видят в других людях людей, независимо от личного отношения и приязни.

И ещё я знаю, что нельзя “вычёркивать Бога” из наших человеческих схем. Что бы мы не набедокурили и какие бы чудовищные ошибки не допускали в жизни, Христос терпеливо ждёт момента нашего покаяния – то есть острого осознания неправильности эгоистической жизни и желания деятельно исправить положение, призывая Его Имя и делаясь причастным Его Тайне, разводя в душé костерок любви. И после очередного падения снова ждёт. И снова. До нашей смерти. До новой, совсем иной жизни.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle