«И увидел я новое небо и новую землю». Наступление Царства Божьего

Владимир Стрелов

Ректор библейского колледжа «Наследие»

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Почему мы читаем Книгу Откровения в Рождественский пост? Потому что это книга встречи. Встречи не ветхозаветной, а новозаветной — которая поможет нашей личной встрече с Господом.

Пожалуй, самое замечательное в Книге Откровения — это главы с 18-й по 22-ю, потому что в них рассказывается об окончательной победе над царством зла, над царством вавилонской блудницы. Христос представлен здесь как Победитель.

Увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».

— то есть Христос побеждает Своею жертвою.

И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы.

То есть это опять-таки о Слове Свидетельства, которое будет судить и проникать до разделения внутри сердца самого человеческого.

И вот Христос в конце приходит действительно как такой Победитель, но Он приходит не только для того, чтобы одних наказать, а других почтить какими-то наградами, — все гораздо интереснее.

Один из самых глубоких образов взаимоотношений между человеком и Богом — это брачный пир. Этот образ мы видим уже в Книге Песнь Песней. Этот образ используется евангелистом Иоанном Богословом, например, в разговоре о Кане Галилейской. Это то, о чем говорит Сам Христос, «что Царство Божие похоже брачному пиру, похоже на брачный пир». И кто же жених на этом брачном пире? Сам Христос. А кто невеста? Невеста — Церковь или конкретная душа человеческая.

И можно надеяться, и не просто надеяться: мы верим в то, что в конце концов мы встретимся с Господом, и наше общение будет с Ним таким же глубоким, каким может быть общение между женихом и невестой; таким же глубоким, каким может быть общение между людьми, много лет прожившими в одном браке, в брачном союзе. И это первая радость, которую обещает нам окончание Книги Откровения.

Конечно, в 20-й главе говорится о том, что зло еще может поднять голову, и по-видимому, будет поднимать голову, но в конце концов оно будет побеждено. И тогда, как говорят нам 21-я и 22-я главы, с неба сойдет новый Иерусалим.

Когда мы думаем о рае, мы зачастую представляем себе такие райские уголки, где-то в джунглях, может быть, где светит солнце, где нет никаких строений, но автор Откровения говорит нам о том, что это будет город, сияющий город, о котором и в песне поется. И это не просто… Почему город? Потому что во времена Иоанна Богослова город — это место и научной деятельности, и общение людей между собой; это место, где собственно вершится суд и где происходит все самое важное; место, где находится власть. И эта власть в этом новом городе будет уже полностью принадлежать Богу и Агнцу. Но даже сам этот город не нужно понимать в каком-то физическом смысле. У меня большое подозрение, что под этими стенами, под этими улицами города тайнозритель Апокалипсиса подразумевает непосредственно людей, которые живут перед Богом и которые Ему радуются.

Во II веке Ориген, когда размышлял над этими текстами, то увидел в этом уже современную ему Церковь. Он говорит, что на самом деле посреди этого мира, среди темноты уже есть начатки нового творения, этот Новый Город, сходящий с неба, — и это Церковь.

Можно очень много рассуждать о том, что значит каждая из деталей в описании этого города, но мне хотелось бы обратить ваше внимание на начало 22-й главы.

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, дерево жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.

И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.

И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.

И вот еще раз мы возвращаемся к картине Серафины из Санлиса, которая, как мне кажется, изобразила здесь как раз это райское дерево и поток с водой жизни. Удивительно, мы в этом мире действительно страдаем, жизнь уходит, наши человеческие отношения рвутся, люди, которые дороги для нас, могут терять здоровье, могут терять память, могут уходить из этой жизни, но вот в этом втором новом мире, сотворенном Богом, все будет иначе.

Мы увидим там вот это дерево… И дерево нужно, конечно, понимать не только в буквальном смысле. Как Отцы, когда толковали начало Книги Бытия, говорили о том, что Древо Жизни посреди рая — Сам Христос, точно так же и здесь мы можем предполагать, что это универсальный образ, который говорит нам о том, что действительно в этом мире уже не будет ничего проклятого, но будет изобилие жизни, будет возможность исцелиться от всего того, с чем мы живем сейчас.

И Откровение заканчивается удивительными строками:

И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

То есть для того, чтобы войти в это Царство, в этот новый Иерусалим, нам нужно очень его захотеть, и я надеюсь, что эти небольшие встречи, посвященные Книге Откровения, дадут вам желание углубляться в Слово Божие, встречаться с ним, встречаться с самим Христом и ничего не бояться, какие бы трудности нам ни встретились, потому что в конце нас ждет наш Жених, нас ждет этот небесный Иерусалим, в котором не будет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle