Солнце, хозяйство и вера
В древнем мире было лишь четыре настоящих праздника. Большинство людей жило сельским хозяйством и подчинялось законам природы. А в годовом круге есть лишь четыре выдающихся даты: два равноденствия, осеннее и весеннее, и два солнцестояния. Каждый из них означает изменение в окружающем мире. Так, зимнее солнцестояние напоминает, что холод и тьма не навсегда. День начинает удлиняться, становится светлее. Особенно это важно для ремесленников: при естественном освещении работать приятнее, чем при лучине.
Наш преподаватель философии предполагал, что в Западной Европе именно поэтому Рождество стало казаться важнее Пасхи. Жители Западной Европы жили в городах и ремесленников было много. Для сельской Руси в центре оставались праздники, связанные с началом весны. Здесь и собственно Пасха, привязанная когда-то к первому полнолунию после весеннего равноденствия. И Благовещение, которое празднуется 25 марта, но по старому стилю. А еще осталась Масленица, которую сдвинули на более раннее время ради Великого поста. Просто запретить языческие праздники оказалось невозможно.
Интересна история с Петровским постом. Из-за него летнее солнцестояние всегда оказывается постным днем. В то же время к летнему солнцестоянию привязано Рождество Иоанна Крестителя (24 июня по старому стилю). Видимо, все это было сделано с целью отвратить народ от участия в языческих летних празднованиях. Сельские жители привыкли бурно праздновать летнее солнцестояние. С ним были связаны и общенародное жертвоприношение быка, которого потом съедали всем селом, и не самое целомудренное поведение молодежи. Замещение одного праздника другим шло медленно. Точнее сказать, вообще не шло. Народ продолжал отмечать традиционные праздники несмотря на крещение Руси.
Ужесточение правил Петровского поста на Руси, по мнению академика А. В. Рыбакова, связано именно с попытками избавиться от народных праздников. В частности, запретить языческие жертвоприношения с последующей трапезой. Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси» приводит свидетельство киевского митрополита-грека Георгия (1061–1073), удивлявшегося русскому запрету есть мясо после праздника Пятидесятницы:
Несть лепо подражати мясопусту других по пянтикостии (через неделю после Троицы) чрез (вопреки) письмена святая — един бо мясопуст уставихом.
По мнению митрополита, есть только один мясопуст в году и излишне изобретать другие. Но ни строгие запреты, ни проповеди не смогли переубедить народ. И в житии святителя Иоасафа Белгородского (XVIII век) описывается, что народные обычаи никуда не ушли. И борьба с ними особого успеха не имела. Празднования Купалы продолжались, пока был жив деревенский уклад жизни, и были сметены лишь урбанизацией в начале XX века.
Народ издавна привык и не скоро оставляет эти <купальские> обычаи, а ревностным священникам приходилось терпеть и обиды. Ольшанский, напр., священник Потап чуть не был избит сотником за эту ревность. Наговоры, заговоры, залом колоса, гаданье с сушеною жабою, чтение заговорных волшебных тетрадей даже военными, гадание с родильною младенческою рубашкою, отравы — все это было в большом ходу среди насельников Белгородской епархии.
А. Кононов. Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский. 1915 г.
Новые смыслы
Гораздо успешнее оказалось не бороться с языческими праздниками, а наполнять их новыми смыслами. Так произошло с праздником Богоявления и Рождества Христова. Первые христиане не праздновали этот день, как не праздновали Рождество Христово. Даже дата рождения Иисуса из Назарета не сохранилась. Жизнь первых христиан была выстроена вокруг Воскресения Христа и праздника Пасхи.
Михаил Скабалланович (1871–1931), профессор Киевской Духовной Академии и церковный историк, посвятил ряд работ истории христианских праздников. Говоря о Рождестве, он пишет, что Церковь была принуждена праздновать Рождество внешними влияниями. Первыми начали праздновать день Крещения Господня еретики-гностики. Причем делали это торжественно, используя за богослужением красивые песнопения. Это оказалось талантливым миссионерским ходом. Многие христиане приходили на еретические богослужения и оставались там, не разбираясь в догматических тонкостях.
Скабалланович пишет, что ради удержания слабых в вере православные также установили праздник Крещения Господня и назвали его Богоявлением. Этим указывалось на ошибку гностиков: в Крещении Иисус не впервые стал Богом. Он был Им от начала времен. Чтобы подчеркнуть это, христиане стали праздновать не только Крещение, но и Рождество Христово. Оба эти праздника праздновались в один день. Лишь позже, в IV веке, праздники разделили. Рождество Христово стало праздноваться в день зимнего солнцестояния, которое тогда приходилось на 25 декабря. И опять же цель была миссионерская: не дать новообращенным христианам посещать римские праздники непобедимого Солнца. Место языческого Солнца в сердцах новых христиан должен был занять Иисус Христос, названный в текстах богослужения Солнцем Правды.
Ничего так не завлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой такой же, и вот тогдашняя православная церковь установила и у себя торжественный праздник в честь крещения Господня и назвала его Богоявлением (θεοφάνεια), внушая этим названием мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил себя Богом, предстал как Бог, как Единый от Троицы.
М. Н. Скабалланович. Христианские праздники
Запрещать народные праздники оказалось бесполезно. Большинство новообращенных христиан все равно не отказывались от старых празднований. Да, некоторые особо ревностные христиане отказывались от всего языческого. Так, в 1990-е годы было модно не участвовать в новогодних застольях и напоминать всем о Рождественском посте. Но сейчас даже воцерковленные христиане обычно не отказываются навестить родных в этот общенародный праздник. И потихоньку звучат голоса, призывающие вернуть церковный календарь в соответствие с астрономическим. Ведь даже из воцерковленных христиан мало кто помнит, что Рождество празднуется 25 декабря, а вовсе не 7 января. Просто Церковь живет по юлианскому календарю, который все сильнее отличается от астрономического. В 2100 году это расхождение увеличится еще на один день, и Рождество будет попадать уже на 8 января. Лично я уверен, что к тому времени и Русская Православная Церковь перейдет на новоюлианский календарь, как это уже сделали многие другие поместные православные Церкви.
Традиция или новодел?
Споры о том, можно ли праздновать чужие праздники, идут и по сей день. Пусть мало кто лепит жаворонков на Сорок мучеников Севастийских, но сжигание Масленицы на городских гуляньях никуда не делось.
Конечно, на православном приходе сегодня не будут сжигать чучело, но уж от блинов никто не откажется. Сохранились не делись и праздники урожая. Яблочный, медовый, ореховый Спас не теряют своих почитателей. И хотя многие священники возражают против этого как пережитка язычества, традиция никуда не уходит. Даже если яблоки на освящение приносят не с собственного огорода, а из ближайшего супермаркета.
Многие люди под Церковью понимают не Христа и христианскую жизнь, а Масленицу, Красную горку, яблочные и прочие «Спасы», «народные приметы» и тому подобные вещи. Вдумайтесь, дорогие читатели: может ли наше спасение быть «медовым»? Можно ли Господа нашего Иисуса Христа назвать «яблочным»? Вот это и есть самый настоящий лубок — когда вместо серьезного разговора о самых значимых и важных для всех людей вещах — о счастье, о смерти — мы говорим о куличах и пасхах…
А ведь есть еще новые праздники. Все более привычным становится День святого Валентина, который часто празднуется и в школе. День святых Петра и Февронии не может его вытеснить. Во-первых, потому, что День Петра и Февронии празднуется летом, и ничего не мешает праздновать и то, и другое. Во-вторых, школьнику легче представить себя влюбленным, чем супругом. Если и возражает кто-то против Дня всех влюбленных, так это прежде всего одинокие люди. В знак протеста они установили 15 февраля свой праздник — День одиноких. Но мало кто вспоминает, что в этот день уже празднуется Сретение Господне. Можно раскрыть эту идею и показать, что одинокий человек все равно не одинок. Бог идет ему навстречу, даже если люди Его не замечают. Но эта миссионерская идея пока развития не получила.
Ну и, конечно, Хеллоуин. Этот древний ирландский праздник урожая одновременно был связан со смертью и всем сверхъестественным. Следуя церковной традиции, римский папа Григорий I в 601 году призывал миссионеров не бороться с местными праздниками, а наполнять их христианским смыслом. Так этот праздник стал вечером Всех Святых (All-Hallows-Even), днем поминовения усопших. Много веков спустя ирландские эмигранты принесли этот праздник в Америку, где он стал национальным. По содержанию, кстати, очень напоминающим наши рождественские колядки. Те же заигрывания с нечистой силой (вспомним «Ночь перед Рождеством» Гоголя), то же выпрашивание детьми сладостей. Сегодня Хеллоуин распространяется по всему миру вслед за западной культурой. Это не только фильмы, но и компьютерные онлайн-игры. Там почти всегда есть тематические события, связанные и с Рождеством, и с Хеллоуином.
Относиться к Хеллоуину можно по-разному. Можно возмущаться этим и призывать людей вернуться к корням. Но история Церкви показывает, что это обычно не работает. Церковные запреты не смогли победить дохристианские праздники даже в эпоху, когда люди в массе своей были религиозными. Петровский пост не смог победить русалии. И призыв импортозаместить Хеллоуин отечественными колядками не поможет. Ничего не мешает детям веселится и там, и там. Праздновать и Святки, и Хеллоуин. Поэтому с древности Церковь использовала другой подход.
Приблизимся к реальности
Праздники лучше не запрещать, но находить в них христианские смыслы. О загробной жизни, о том, что ждет человека после смерти. О том, где живут наши умершие, и возможно ли общение с ними. Тем более Хеллоуин сегодня — это не языческий праздник: он также прошел длительное воцерковление в западном христианском мире. Это День Всех Святых, которые не отделены от мира живых неприступной стеной. И уж точно этот день школьники помнят лучше, чем православный День Всех Святых, празднуемый в первое воскресенье после Дня Святой Троицы.
Хеллоуин — прекрасный повод поговорить с детьми о смерти. Тема смерти — одна из самых сложных тем человеческого существования. Но эта тема сегодня оказалась вытеснена. Мы не видим похоронных процессий на улицах. Детей часто не берут на отпевание родственников, стараясь не травмировать их психику. Но скрыть существование смерти невозможно, рано или поздно с ней сталкивается каждый. Странно отказываться от него по причине западного происхождения праздника. От нас не требуется навязывать детям тему: за нас это уже сделали маркетологи праздника с его бесконечными тыквами. Но мы можем идти глубже и за тыквами увидеть подлинный вопрос: «Почему человек умирает и зачем он живет?» Конечно, в общеобразовательной школе сложнее говорить на эти темы. Хотя и здесь можно обсудить ее культурологически, сравнив отношения к смерти в разных культурах. Ну а в воскресных школах мы можем объяснить детям истинный смысл праздника и поговорить о смерти. Можно сходить на кладбище около храма — дети это очень любят. Правда, на кладбище сложно убедить детей вести себя пристойно: группа подростков — это очень шумная компания.
Невозможно бороться с секуляризмом, не поняв предварительно, что привело его в мир, не приняв или хотя бы не признав участие христианства в его появлении. И здесь смерть стоит в самом центре. Ибо, как я уже говорил, отношение человека к смерти наиболее ярко характеризует его отношение к жизни и ее смыслу.
Протопресвитер Александр Шмеман. Литургия смерти и современная культура
Пару лет назад кто-то в шутку переименовал Хеллоуин в Тыквенный Спас. Я даже знаю приход, где в воскресной школе в этот день вместо привычного чая пили тыквенный сок. Пока только в шутку и среди взрослых. Но кто знает, что будет дальше. Конечно, многие родители настроены радикально против этого праздника. С другой стороны, многие дети из воскресной школы празднуют Хеллоуин с друзьями и не видят в нем ничего дурного. Возможно, для них запрет Хеллоуина окажется чем-то сродни отказу везти внуков к бабушке на Новый год в разгар Рождественского поста. А ведь такие ситуации очень часто возникали среди православных еще недавно. Но прошло время и выросло новое поколение, которое даже радо возможности покончить с предновогодней суетой, шумно встретить Новый год с друзьями, а потом тихо радоваться Рождению Христа. Не заморачиваясь насчет того, кто первый придумал этот праздник.