Мы провели лекцию «Образ Христа на киноэкране: возможности и пределы дозволенного»: смотрите или слушайте. В связи с лекцией решили посмотреть, какие фильмы по Евангелиям есть у нас в медиатеке: сначала три фильма, о которых шла речь в лекции, затем — другие.
«I.N.R.I» (Иисус Назаретянин, Царь Иудейский; 1923) — черно-белый немой фильм Роберта Вине, экранизация Евангелия. Изначально «I.N.R.I» был экранизацией романа Петера Розеггера (социалист убивает правителя, его приговаривают к смерти; его история сравнивается с историей Иисуса). Но в большинстве версий (в том числе предлагаемой здесь) история социалиста выпала, осталось только евангельская половина. Христа играет Григорий Хмара, русский эмигрант, бывший актер МХАТа.
«Евангелие от Матфея» (1966) — шедевр Пьера Паоло Пазолини. Снятая в документальной манере, лента хочет показать евангельские события «как они могли бы быть в реальности». При этом Пазолини, будучи марксистом, изображает Христа как «первого революционера», борца против властей мира сего.
Характерно, что может быть лучший фильм по Евангелию снял левак. Не изменяя евангельского текста Пазолини представляет Иисуса — политическим активистом, коммунистом. Не женоподобный, рахитичный благочестивый иисусик, но настоящий евангельский Иисус. Пазолиниевский Иисус действительно мог выгнать торговцев из Храма и говорить все эти жестокие слова вроде «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер…»; о большинстве образов Иисуса такого не скажешь. При том Пазолини почти ничего не меняет в евангельском тексте.
«Страсти Христовы» (2004) — нашумевший фильм Мела Гибсона, экранизация — весьма натуралистичная — последних часов жизни Иисуса Христа (от Гефсимании до Воскресения).
«Нетерпимость» (1916) Дэвида Гриффита — безусловный шедевр мирового кино. Уникальная в своем роде «кинофуга», как называют этот фильм.
Этот фильм сплетается из четырех разных историй. Режиссер говорил так:
Эти разные истории сперва потекут, подобно четырем потокам, на которые смотришь с вершины горы. Вначале эти четыре потока побегут отдельно, плавно и спокойно. Но чем дальше будут они бежать, тем все больше и больше будут сближаться, тем быстрее будет их течение, и, наконец, в последнем акте они сольются в единый поток взволнованной эмоции.
Как понятно из названия, «Нетерпимость» посвящена ненависти и насилию. Кроме тематического единства, «кинофуга» скреплена образом женщины, укачивающей ребенка, и строками Уитмена:
И вечно будет колыбель качаться,
Плетя времен связующую нить,
Воспев и радости, и горькое страданье.
Четыре новеллы: Древний Вавилон, казнь Христа, Варфоломеевская ночь, обвинение невинного человека в убийстве в наши дни. Все истории посвящены религии, любви и ненависти. В эпилоге эти четыре истории находят свою кульминацию.
Сеймур Стерн, исследователь творчества Гриффита, писал:
В эпилоге Гриффит показывает в ярких кадрах Армагеддона грядущих времен, развязывающего мировую войну, а также бомбардировку Нью-Йорка, низвержение последних мировых тиранов, уничтожение тюрем и всех орудий угнетения, освобождение всех людей и всех наций от всех видов порабощения, начало всеобщего мира на основах всеобщей любви и, как бы венец всему, — апокалипсическое видение, сопровождаемое субтитром: «И истинная любовь принесет нам вечный мир».
«Царь царей» (1961) Николаса Рея — во многом типичная голливудская экранизация Евангелия. Примечательны в «Царе царей» две вещи. Первое — одним из сценаристов выступил Рэй Брэдбери. Второе — строение сюжета. Жизнь Иисуса оттенена жизнью Вараввы, израильского революционера — того самого, кого толпа предпочла Иисусу.
«Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965) Дэвида Лина и Джорджа Стивенса — один из лучших фильмов на основе Евангелия. Масштабное, прекрасно сделанное кино. Создатели твердо держатся буквы Писания; события переданы весьма реалистично.
«Мессия» (1975) Роберто Росселлини — может быть, лучшая попытка в таком спорном деле, как экранизация Евангелия. Последний фильм Росселлини. Крайне минималистский (телевизионная постановка), «без эффектов» — как раз поэтому фильм производит эффект подлинности, «настоящести». Евангелие ведь тоже «просто» и минималистки написано — как и сам кенозис Бога. Добавим еще, что впервые в истории «фильмографии» Евангелия была изображена сцена Пьеты — мертвый Иисус на руках Марии.
«Иисус из Назарета» (1977) — четырехсерийный телевизионный художественный фильм Франко Дзеффирелли. Подробное описание жизни Иисуса от Рождества до Вознесения. Снятый по заказу Ватикана, фильм стал как бы официальной католической киноверсией Евангелия. Безусловно, одна из лучших попыток экранизации Евангелия.
«Чудотворец» (2000) — кукольный мультфильм 2000 года, посвященный Иисусу Христу. Режиссеры: Дерек В. Хайс, Станислав Соколов. Мультфильм действительно чудесный, способный раскрыть детям Евангелие.
«Библия» (2013) — десятисерийный мини-сериал по библейским событиям. Масштабные съемки в духе современных исторических фильмов. От сотворения мира до Пасхи. Предупреждаем, что некоторые сцены, что называется, — «сцены жестокости». Последние серии посвящены евангельским событиям.
Читайте также: «Кинотеологии» — христиане о кино и христианские фильмы. Книги, лекции и статьи о кино и 12 самых популярных христианских фильмов на «Предании».