Еще одна статья о том, «что делать» в условиях несовершенства современной церковной жизни.
На портале Предание опубликовали статью “Чинить окно или привыкать к сквозняку”, в которой автор решила высказаться о церковных проблемах. Я согласен с автором по сути: нет никаких богословских возражений против реформы календаря, женских дней, смены языка богослужения или устава поста. Проблема лишь в том, что богословские аргументы в этой дискуссии мало кого интересуют.
Когда мы говорим о Русской Православной Церкви, мы одним термином описываем две совершенно разные реальности. Первая реальность это «государственная религия». Такая официальная религия до недавнего времени была во всех государствах. Официальной религии совсем не обязательно быть христианской. Она должна способствовать спокойной жизни граждан. Жрец должен взять на себя посредничество между людьми и Богом с помощью ритуала. Вспомним дневник о. Александра Шмемана:
«Вчера на 71-й улице – крестины двух девочек Сони Ширинской. «Высший свет». Но, увы, нигде я так не чувствую себя «шаманом», совершающим какие-то непонятные церемонии, как именно в этой – русской, «образованной» – среде. Вспоминаю слова священника, сказанные другому священнику, запутавшемуся в службе и спрашивавшему в панике: «Что дальше делать?» Тот ответил: «Do something religious…». Вот мы и делаем «something religious».
Вот именно этим официальная религия должна заниматься. Желательно, чтобы ритуалы были доступными по цене, красивыми и не слишком продолжительными. И именно к этой церкви принадлежит 70% населения России. И обычно именно они содержат храмы и священников. И часто выступают в защиту «традиционных ценностей» и против всяких новшеств и экуменизма. Вот я сейчас жду машину в автосервисе и уже час мне под ухом РенТВ рассказывает о том какие замечательные русские женщины и какие отвратительные женщины европейские. Не моются, вечно пьяные и вообще сексуальные извращенцы. С кучей роликов из ютюба.
Но помимо официальной церкви, есть и Церковь Христова. Иногда она совпадает по названию с официальной религией, иногда государство к ней нейтрально, иногда гонит. Это те люди, кто пытается превратить Церковь не в музей, а в свой дом. Чтобы жить в нем и спасаться. И ожидают помощи не только от Бога через таинства, но и через других людей, братьев и сестер во Христе. Через совместную молитву, изучение Евангелия и простое человеческое общение. И да, этим людям хочется честной молитвы, а не каких-то обрывков непонятных текстов на незнакомом языке. Лично мне наше богослужение иногда напоминает сказку про богача, который из овцы хотел сделать семь шапок. Шапки-то есть, только не особо греют. Почему нельзя, зафиксировав продолжительность службы на два – два с половиной часа, составить ее из целых элементов? Зачем туда набивать элементов, рассчитанных часов на 12? Почему нельзя прочитать не обрывки из трех канонов, а один полноценный канон? Не вычитывать все положенные часы, а перевести на русский и прочитать давно исчезнувший синаксарь? Вернуть хотя бы немного чтений святых отцов?
И вот мы имеем меньшинство, за пределами фейсбука особо и не заметное, которое вечно чем-то недовольно. Его проще игнорировать, не замечать, наказывать. Их слишком мало как в количественном, так и в финансовом отношении. И они, как правило, одиночки, мечтают о странном. Вот как вы отнесетесь к странным людям, которые захотят сделать евроремонт где-нибудь в квартире Пушкина? И начать там жить? Нет, разумеется, никто из защитников традиции не собирается жить в древних апартаментах. Но они должны существовать как память, как гарант стабильности. Это память, история, музей, но не жизнь. Вот так и с реформой в Церкви. Для большинства прихожан (не говоря уж о 70% населения), Церковь – «чужой монастырь, в который со своим уставом не ходят». Тут нет поля для диалога, богословия, разума
Что же, ничего с этим нельзя поделать? Конечно можно. Замечательная особенность той Церкви, которая Христова – это свобода и личная ответственность перед Богом. Ей, основанной Бродягой (если не сказать Бомжом), нужно мало материального. Ей нужно сердце и ребра. Я предлагаю не биться головой о стену, а делать то, что мы можем сделать мы сами. Не рвать с официальной религией, но дополнить ее тем, чего у нее нет. Например, однажды воскресным вечером (или субботним, если Вы уже бросили ходить на всенощные), позвать домой пару-тройку верующих друзей. Даже одного хватит. Взять любой богослужебный текст на любом языке и помолиться. Можно мирским чином, а можно просто по-человечески. Почитать Евангелие. Или просто важную тему по семейной психологии.
Я предлагаю вспомнить, что Христос обещал быть посреди нас, может и в этот раз Он зайдет? И дальше посмотрим что будет получаться. Будет ли плод. Удастся ли от мытья чаши снаружи, перейти к вытаскиванию грязи изнутри? Не с поступками бороться, а с их причинами. Удастся ли стать ближе к Богу? В общем, взять на себя немножко ответственности. Потому что у священника, на которого приходится восемь тысяч граждан и сотни три прихожан на это нет времени. И скорее всего не будет. Те, у кого действительно есть духовник – могут тихонько благодарить Бога и забыть про эту статью.
Будут ли нас ругать? Конечно. Если наших учителей гнали, то почему нас должны хвалить? Многие великие святители имели массу проблем со священноначалием. От святителей Григория Богослова и Иоанна Златоустого и до Кирилла Казанского и иже с ним новомученников, запрещенных в служении. Синодальный перевод Библии свт. Филарета Дроздова, который сегодня является оплотом консерватизма, когда-то сжигали. Да-да, работы по переводу были остановлены более чем на 20 лет, печать Нового завета и Псалтири запрещена, Пятикнижие сжигали. К счастью нам, мирянам, это сегодня не угрожает. Нас слишком мало, чтобы тратить на нас силы и время. И государство давно уже не теократическое и за внутрицерковные споры не будут выгонять со светской работы.
В общем, я призываю учиться быть Церковью в ребрах. В малых группах, потому что человеку сложно научиться быть близким с сотней людей. А вот с двумя-тремя или пятью – можно. И когда мы научимся это делать, когда нас, совместно молящихся (а не вычитывающих молитвы) станет много (5-10% от числа прихожан) – тогда можно будет попробовать что-то глобально сдвинуть. Пока же перевод богослужения может лишь оттолкнет традиционалистов. Точнее, он этого не сделает, поскольку никакой реформы не будет. Эта реформа не нужна тем, кто ходит в храм и платит за его содержание.
Я не верю, что русификация богослужения поможет не отпасть или вернуться на приходы отпавшим христианам. Потому что отталкивает вовсе не язык. Я считаю, что ищущим спасения не хватает воплотившейся Церкви, того Тела в котором все нужно: руки, ноги, глаза. В котором, собираясь на Вечерю, ждут друг друга, радуются друг другу, вкушают от Чаши вместе с близкими людьми. Разговаривают друг с другом, делятся важным, получают поддержку и помощь. И я полагаю, что Та Церковь не может состоять из больших общин. 12 человек – вот тот масштаб собрание, о котором говорит Евангелие. И где-то рядом 70 человек.
Разумеется, можно собрать на богослужение и тысячу человек. Но это совсем другое. Это место встречи, но не общения. А общение все равно должно быть вынесено в малые группы. Как те же афонские монахи, которые обычно живут небольшой группой вокруг старца (3-5 человек), часто без священника, но при этом собираются в храме на общественное богослужение. Разумеется, общественно богослужение я не призываю бросать. Но тем, кто уже бросил, напоминаю, что эта не единственная форма жизни Церкви. И никакой устав поста или женские дни не могут помешать попытаться у себя дома искать свой путь к Богу. «Келья устава не знает»
Рекомендуем: Раздел Евангельских групп. Евангельские группы – одна из форм внебогослужебного объединения верующих вокруг того, что составляет сущностную сторону веры. Если кто-то не знает, с чего начать, в разделе Евангельских групп можно найти как рекомендации как начать и как проводить такие группы, так и список уже существующих групп, к которым можно присоединиться. если они рядом с вами.