Привычная жизнь рушится, то, что радовало раньше, — не радует, а то, что всегда работало, — не работает. Земля уходит из-под ног. Кризисы случаются в жизни каждого человека. Да-да, мы уже слышали, что кризис — это очередная ступень на нашем пути вперед и вверх, и что это неизбежно. Но что делать, когда никто тебя не понимает и сил больше нет? На основании работ ученых-психологов и собственного опыта прохождения через кризисы Игорь Герцев постарается помочь нам найти выход из, казалось бы, совершенно безвыходного состояния.
Что такое человек?
Несмотря на появление термина «православная психология», я все же считаю, что психология — наука материалистическая и она заканчивается там, где начинается религия. Случается, что мы тащим на исповедь к священнику все, что у нас есть в душе. Неверно загружать людей, которые заняты Таинством, бытовыми проблемами нашей жизни. Одна из основных задач, которые я перед собой ставлю, это дать вам основы, инструменты, тех авторов, на которые вы сможете опираться, когда столкнетесь с кризисом в своей жизни. В основу моего выступления легли работы профессора Ярославского университета Владимира Васильевича Козлова в области изучения кризисных состояний. Дополнил я их трудами Виктора Франкла, Роберто Ассаджиоли и прочих.
Разберем основные понятия.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Личность необходима для выполнения нашей социальной роли в обществе. Общество не интересует, что происходит у нас внутри, его интересуют только те атрибуты, посредством которых нас могут идентифицировать. Индивидуальное начало — это то, что позволяет человеку жить.
Кризис личности (личностный кризис) — это критический момент в функционировании личности, находящейся в ситуации, когда реализация жизненного замысла оказывается крайне затруднительной или невозможной. Мы находимся здесь, а наш замысел — там. Мы не можем к нему попасть, это вызывает в нас сопротивление, фрустрацию и приводит к угнетенным состояниям психики.
Мы находимся здесь, а наш замысел — там. Мы не можем к нему попасть, это вызывает в нас сопротивление, фрустрацию и приводит к угнетенным состояниям психики.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что человек состоит их трех ипостасей: тела, ума и души. Эта же концепция принята в классической психологии. Здесь Церковь и психология встречаются. Наше тело — это то, из чего мы состоим, благодаря чему нас можно идентифицировать как физический материальный объект. В нем есть влечения, переживания, состояния. У нас есть ум, то, что мы думаем, наши верования, планы, программы. Мысли в нашей голове, которые определяют нашу жизнь, наши решения. Решения мы принимаем чаще всего умом, не согласовывая их ни с телом, ни с душой. И у нас есть душа, тот орган, которым мы переживаем, в котором у нас возникают ощущения. Понимаемые, сочиненные, сделанные: желания, эмоции, чувства, настроения. Необходимо следить за тем, чтобы гармонично развивалась каждая часть треугольника, потому что они взаимосвязаны.
У нас есть эго, это та личность, которая в нас формировалась посредством воспитания, обучения, в процессе нашего общения в социуме и так далее. Это некая надстройка над нашим внутренним «я», которая позволяет нам жить в обществе. Свое эго можно соотнести с каждой из трех частей: это будет материальное, социальное, и духовное эго. Кризисы также проходят у нас в этих трех аспектах: это материальный, социальный и душевный кризис.
Материальный кризис — это когда у нас произошла какая-то, неприятность, болезнь, или когда такое произошло с кем-то из наших близких людей. Когда возникают проблемы с имуществом, которое есть у нас.
Социальный кризис — это, например, когда человека уволили с работы и он потерял тот статус, который имел. Это приносит разочарование в его жизнь, особенно когда оно подкреплено кризисом материальным. Хочу обратить внимание, что кризисы могут проходить отдельно, а могут и вместе, но чаще всего, как показывает опыт, начинается с чего-то одного, а потом уже заворачивает и проводит нас через каждый из трех к четвертому, духовному, про который поговорим дальше.
Духовность — совокупность проявлений духа в мире и человеке. «Духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. Это те моральные ценности и традиции, которыми мы воспитаны и которыми мы живем в обществе. Добавлю, что духовностью мы можем называть то, что поднимает нас над средним уровнем существования. Мы чувствуем потребность в знаниях, ощущениях, в переживаниях, состояниях, которые не являются необходимыми для того, чтобы мы продолжали жить.
Мы, когда говорим про себя, описываем пирамиду. В основании ее тело, которым мы едим, выше ум, которым мы думаем, душа, которой мы переживаем, а над всем эти есть некий Дух, с которым мы связаны и который обеспечивает нашу индивидуальность. Вспомните определение личности — это и есть то, чем мы отличаемся от всех остальных людей, той частичкой Духа, который находится над нами и который во многом является источником тех кризисов, в которые мы попадаем.
Духовный кризис — один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска сакрального. Проживание духовного кризиса индивидом ведет к построению у него новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретенном субъективном опыте.
Нарушение процесса поиска сакрального — это та самая богооставленность. Классическое описание духовно-материального кризиса, которое проходил человек, — это, конечно же, Книга Иова. Иов потерял все, что имел, и при этом он был болен. Вся книга — это переживания человека, когда он понимает, что Бог его оставил. Он взывает к Богу, и Бог отвечает ему, что нет, не оставил, но ты должен прожить все это. Даже верующему такое трудно принять.
Как найти свое «я»
Человек в состоянии духовного кризиса бесконечно одинок, крайне раним, у него обострена чувствительность, он совершенно по-другому воспринимает мир. Так происходит потому, что он переходит к новой реальности, как бабочка выходит из куколки. Вот стандартные симптомы, по которым можно понять, что начинается кризис: ощущение утраты смысла, чувство, что жизнь проходит мимо, досада на потерянные годы, чувство нереализованности, переживание себя «как в клетке», желание «все бросить» и кардинально изменить, утрата интереса к жизни, ощущение апатии и депрессии, чувство одиночества, переживание эмоциональной пустоты, сильное эмоциональное напряжение.
В. В. Козлов, когда описывал развитие кризиса, обратил внимание, что переживание его очень похоже на путь героя. Джозеф Кемпбелл в книге «Тысячеликий герой» исследовал сказки и мифы народов нашей планеты и пришел к выводу, что сказка, особенно в дописьменный период, — это инструмент, которым люди передавали знания и из поколения в поколение. Сказки разных народов мира проходят по одной структуре. Герой оказывается на распутье и должен сделать выбор, взяв на себя ответственность за свой шаг.
Часто при прохождении кризиса люди пытаются снять с себя эту ответственность и обвинить весь окружающий мир в том, что происходит с ними.
Согласно исследованиям, мужчины переживают кризис более тяжело. Это связано с тем, что женщины даже в состоянии кризиса более открыты и ориентированы на общение.
Кризисов в жизни человека обязательно будет несколько.
Великий итальянский психиатр Роберто Ассаджиоли разработал метод лечения, который назвал психосинтезом. Он подходит в том числе и для проживания личностного кризиса. Ассаджиоли много занимался этим вопросом, говорил о том, что если духовный рост есть, то кризисы неизбежны, потому что это связанные вещи. Он сумел добавить духовное в классическую школу психоанализа.
Рассмотрим так называемое «яйцо Ассаджиоли», классическое понятие в психологии. Это наше сознание целиком, в котором есть нижнее бессознательное, среднее бессознательное и высшее бессознательное. Находимся мы чаще всего в центре, вокруг него совсем небольшое поле сознания, в котором мы живем, сознательное «я». Чаще всего мы, развиваясь, заполняем больше, то есть живем, иногда выходя за пределы нашего сознания. Ассаджиоли обратил внимание, что вверху над всем этим есть некий центр, который не принадлежит человеку. И он назвал его высшее «я».
Пределы нашего сознания — это та личность, которую мы сами в себе ощущаем, и то, как нас воспринимают другие. Это могут быть совершенно разные значения. Ассаджиоли предположил, что помимо личности в нас есть некие субличности, которые находятся в поле нашего сознания, с которыми мы себя достаточно сильно ассоциируем.
Есть небольшое упражнение, которое поможет добраться до себя настоящего. Я начинаю давать себе характеристики, определяя, кем я себя считаю. Неважно, что люди по-другому меня видят. Не каждая из этих характеристик становится моей субличностью. Например, налоговая инспекция считает меня успешным предпринимателем. Когда я встречаюсь со специалистами, я считаю себя профессионалом. Дома я заботливый отец, на работе я ответственный сотрудник. Могут быть и отрицательные характеристики, такие как «неуверенный в себе», «боящийся успеха». Выделите пять минут и напишите список, кем вы себя считаете, все, что придет в голову. Все это в нашем поле сознания живет как наш образ. Это и есть наша личность.
Внимательно прочитайте, что вы написали, и начинайте по очереди, переживая, осознанно вычеркивать. Представляйте, что у вас больше нет этой субличности. Когда мы все вычеркнем, я уже не успешный предприниматель, и не заботливый отец, и не боящийся успеха неудачник. Что там останется? Мы остались живы в этом состоянии и ощутили то, что является нашим центром, единственным и неповторимым в нас. Все, что мы сейчас написали, — это наши искусственные части. Их в нас развивали родители, учителя, общество и так далее. Но это не имеет никакого отношения к нашему внутреннему «я».
Экхарт Толле, английский психотерапевт, проповедник, духовный учитель, написал книгу «Сила момента сейчас». Он писал о взаимодействии с нашим внутренним «я». Если мы в него войдем, то поймем, что у него нет даже будущего и прошлого. Есть только настоящее, и только переживание момента «сейчас» может сделать нас счастливыми. С моей точки зрения, развитие человека идет от несчастья к счастью. Я не вижу других мотивов, которые могли бы человека развивать. Счастье мы переживаем во внутреннем «я», более того, это та часть, которая позволяет нам общаться с Богом.
Выбор без выбора
Развитие кризиса схематически можно изобразить в виде спирали. Мы живем своей обычной жизнью, часто придуманной, потому что многое из того, что мы написали, не является для нас необходимым. Мы не хотим ничего в своей жизни менять. У каждого человека есть система психологической защиты. Это мощнейшая система, которая по своей силе соизмерима с силой инстинкта самосохранения. Ее задача — оставить человека в живых, а любой кризис — это опасность.
Психзащита будет сопротивляться переменам и максимально понижать нашу чувствительность для того, чтобы мы не вовлекались в те истории, которые нам предстоят. Но в какой-то момент наше внутреннее «я» начинает обращать внимание, что что-то идет не так.
Например, одна из причин кризиса среднего возраста в том, что человек сопоставляет свои детские идеалы и мечты с тем, кем он оказался, и, как правило, испытывает разочарование.
Когда мы получаем зов, он приходит не изнутри, а откуда-то снаружи нашей личности, мы получаем его как существа этого мира. С точки зрения В. В. Козлова, духовное развитие является развитием человека как вида. Эволюционно у человека нет другого пути. Духовное развитие возможно только за пределами нашего ограниченного социума, тела, личности. Получая зов, мы выходим за нашу персону.
Существует область психологии, она называется трансперсональная психология. Один из ее основателей, Станислав Гроф, является автором высказывания, что проблемы ума умом не понять. Их можно понять только состоянием. Мы приходим в состояние переживания, благодаря которому выходим за те пределы, где логика имеет какое-то значение. Мы идем все ближе и ближе к тому миру, который нас окружает, готовимся к слиянию с ним. Так мы получаем зов. Это может быть сон, книга, беседа с человеком. Кто-то приходит через болезнь, потери, любой сильный раздражающий фактор, в котором человек понимает, что развитие на том уровне, где он сейчас, находится больше невозможно.
Человек делает выбор: пойти на зов либо остаться там, где был. С моей точки зрения, выбора практически не существует, потому что ответ должен быть «да». В противном случае у человека начинается деградация, в том числе физическая, моральная и нравственная, мы превращаемся в овощи. Герой в сказке всегда оказывается в ситуации выбора. Вспомните «Матрицу»: герою предлагаются две таблетки. Одна возвращала его в исходное состояние, другая позволяла увидеть мир как он есть.
Когда мы сказали «да», мы оказываемся в зоне, которая нам неизвестна. Перед нами новые правила игры. В ситуации полной дезориентации мир представляется абсурдным. Человек попадает в полосу невезения, удача от него отворачивается. Почему? Что будет дальше? Хорошо, если на пути героя удается найти наставника, который уже проходил это и стоит на уровень выше. Им может быть духовник. Но это непростая задача.
Самая тяжелая стадия наступает, когда у нас заканчиваются ресурсы. Мы не нашли наставника и поддержку у близких, дальнейший путь неясен и наши силы иссякли. Я считаю, что это вопрос доверия и веры в Бога. Например, я знаю, что Бог всегда был со мной рядом. Но будет ли Он со мной завтра? Допустим, я нахожусь в неопределенности, у меня заканчиваются деньги. Я верю в то, что Господь даст мне их, но тут возникает вопрос: а когда? Как только он возник, моя вера заканчивается, потому что это то, чем можно ее испытать.
Вера — это без «когда». Это та самая вера с горчичное зерно, которая позволит нам сдвигать горы, вершина того, что мы можем достичь как верующие люди. Ее нужно развивать. Мы совершили переход, начинает что-то происходить в жизни, появляется энергия. Человек, который прошел духовный кризис, становится сильнее, опытнее, в нем появляется то, что называется харизма, другие чувствуют это издалека, им восхищаются. Человек вернулся обратно, у него опять все хорошо. На этом уровне мы будем жить до тех пор, пока не услышим следующий зов. И каждый раз эти истории будут у нас проходить на уровень сложнее.
Осознанность по будильнику
Интерес работает как жажда или голод. Их необходимо удовлетворять, чтобы жить. То же самое касается и нашего умственного, эмоционального и духовного развития. Интерес нас ведет туда, где нам чего-то не хватает.
В. В. Козлов составил таблицу, в которой есть три зоны — комфортная, гурманская и шоковая. Мы живем в рамках комфортной зоны, иногда происходят всплески вверх — это зовы, которые мы получаем из гурманской зоны. Что это такое? Чаще всего людям в обычной жизни достаточно, допустим, картошки и макарон. Но мы хотим чего-то более вкусного и идем в ресторан. Это касается и других аспектов нашей жизни. Можно ехать на машине ВАЗ-21, а можно на «мерседесе». Мы выбираем для себя то, что считаем предпочтительным, это и есть выход в гурманскую зону.
В увлечении гурманством человека может занести в шоковую зону, и люди попадают из грязи в князи. Переизбыток тоже является проблемой духовных кризисов. В шоковой зоне человек истощается, выйти из нее сложно. Это всегда расширение познания за пределами того опыта, который был у нас в предыдущей жизни.
С крысами проводили опыт: им раздражали центр удовольствия в мозгу. Крыса нажимает лапкой на педаль, центр удовольствия стимулируется снова и снова. В результате она умирает с голоду. В беседе «О цели христианской жизни» Мотовилов спросил у преподобного Серафима Саровского, что такое благодать. В ответ они просто оба оказались в благодати. Для Мотовилова это было потрясающее переживание, то, о чем писал апостол Павел, когда он поднимался до третьего неба. Преподобному это состояние было доступно всегда, но он, зная это, жил обычной жизнью, потому что еще не закончил свой путь.
В. В. Козлов пишет про четыре выхода из шоковой зоны, из сильных испытаний кризисом:
1. Позитивная дезинтеграция, то есть трансформация с переходом на новый качественный уровень сознания личности.
2. Сумасшествие.
3. Негативное развитие с потерей социальных связей, жизненности и возвратом в комфортную зону с минимальным уровнем жизни.
4. Смерть.
Либо мы выбираем развитие, либо умираем.
Когда мы живем обычной жизнью, часто есть чувство, что жизнь проходит, а я не живу и как будто сплю. Есть очень простое упражнение, которое поможет проснуться и включить осознанность. Можно начинать с одного раза в день. Во-первых, ощутить свое тело, как я себя чувствую, что у меня в нем происходит. Второе: о чем я сейчас думаю? Конкретно. Третье: что я сейчас чувствую? Остановиться в этом треугольнике хоть на пару минут. Можно заводить будильник, чтобы не забыть задать себе эти вопросы. После того, как вы «проснулись» и осознали себя, можно добавить молитву, например короткую Иисусову. Вы почувствуете, что молитва на спокойное, очищенное сознание идет особенным образом.
Часто мы крутим в голове бесполезные вещи. Важно помнить о том, что то, что было, не могло не произойти, потому что мы принимали решение исходя из того состояния, где тогда находились. Я существую только сейчас, и то, каким я хочу видеть будущее, я решаю сейчас. Если мы осознанно принимаем этот выбор, нам легче принять и ответственность за него. Поэтому будильник, раз в день, три, пять, у кого как получится.
Опасность в том, что обычно мы живем подсознательным, нашим эго, которому очень комфортно спать в этом мире. Осознанность — это смерть для него. На все упражнения, которые направлены на осознанность, отождествление — разотождествление, будут реакции со стороны эго. Оно включит механизмы психологической защиты. Один из самых простых — это депрессия. Человек становится безвольным, это нужно для того, чтобы человек отказался от своих решений, выключил будильник. Эго будет довольно и сразу станет легче.
На нас в течение дня валится 70% негативной информации и только 30% позитивной. Весь мир нас программирует на то, чтобы мы находились в подавленном состоянии сознания. Только благодаря нашему фокусу, который мы осознанно можем держать, мы способны воспринимать этот мир целиком и сохраняться в дееспособном состоянии.
Американский психотерапевт Максвелл Мольц писал, что позитивное мышление проявляет себя только тогда, когда оно совпадает с представлением человека о себе. Если такого совпадения нет, нужно изменить само представление.
Когда мы находимся в кризисной ситуации и самооценка у нас падает, нам нужно себя перепридумать, учиться менять представление о себе в лучшую сторону. У каждого есть достижения, где он состоялся, где был хорош, где он радовался.
Терапия смысла
Человеку в ситуации кризиса будет очень полезна книга «Сказать жизни “Да!”: психолог в концлагере» Виктора Франкла. Он оказался в концлагере, будучи уже известным психотерапевтом, и написал ее после освобождения. Книга стала основой для одного из видов психотерапии — логотерапии, терапии смысла. Франкл разработал теорию, которая помогает людям жить дальше, когда жизнь вокруг кажется бессмысленной.
Чтобы жизнь человека была полноценной, у него должны быть три сформированных ценности, в которых он должен реализовываться:
1. Ценность деятельности. Смысл в работе есть всегда, поступая на работу, мы заключаем моральный договор с самим собой. Например, я пришел сюда для того, чтобы заработать деньги для моей семьи. Смысл может быть простой, и Франкл писал о том, что не надо искать сверхсмыслов в том случае, если это затруднено.
Есть чудесная притча. Президент Кеннеди приехал в НАСА в тот момент, когда там готовились запускать ракету на Луну. Он встретил там уборщика и спросил его: «А вы чем здесь заняты?» «Господин президент, я помогаю запускать ракету на Луну», — ответил он.
Человек хорошо понимал ту конечную цель, которую его маленькое действие получит в мире.
2. Ценность переживания. Самое страшное, когда мы равнодушны. Психзащита, когда хочет закрыть нас от негативных переживаний, не пропускает и позитивные. Необходимо находить хотя бы одну радость в день.
3. Ценность позиции. Когда в вашей жизни крайне критическая ситуация, понимание того, что я проживаю свою единственную неповторимую жизнь один раз, и только сейчас это то, за что можно зацепиться. Мы уникальны, наш опыт никто не повторит. У всех это будет по-разному. Можно говорить только о некоторых тенденциях.
Заключенный в концлагере проходит три стадии.
Попадание. Человек снимает с себя все. Заключенных брили, все вещи отбирали и сжигали. Кроме своего «я» у них не оставалось ничего. Все характеристики, которые мы записали, тоже были отобраны. Франкл обратил внимание, что это было похоже на новое рождение.
Проживание своей жизни в лагере. Нужно было собирать себя заново.
Освобождение. Многие из тех, кто вышел оттуда, годами находились в депрессивном состоянии, потому что мысленно и эмоционально все еще были там. Даже когда самая тяжелая стадия кризиса уже прошла, могут возникать ремиссии, но по амплитуде они будут все меньше и меньше, пока не утихнут.
Подведем итог. Что поможет нам пережить кризис?
1. Развитие неизбежно. Если мы будем духовно развиваться, у нас будут кризисы.
2. Путь героя.
3. У нас есть право выбора, мы можем остановиться. Если при работе со своей осознанностью возникает сильное сопротивление, депрессивное состояние, остановитесь, подождите, но не отрекайтесь от этой идеи. Эго можно обмануть, если делать два шага вперед, один назад до тех пор, пока мы его не победим.
4. Правило «Стоп». Когда вы поняли, что что-то происходит не так, остановитесь и подумайте. Первый шаг для выхода из тяжелого состояния — это понять, что вы в нем находитесь.
5. Осознанность.
6. Треугольник Франкла: позиция, переживание, деятельность.
7. Энергия цели и смысла. Где брать энергию? Конечно же, в целях. Иногда у человека нет сил даже на создание цели. В пиковых их периодах это очень тяжелое переживание. В. В. Козлов писал, что, когда нет цели, подсознательное заполняет все. При первой же возможности нужно ставить себе цель. Помните поговорку: если не можешь идти к цели, то хотя бы ляг по направлению к ней.
8. Якорь счастья. Практика из нейролингвистического программирования, одной из методик практической психологии. Вспомните ситуацию из своей жизни, когда вы были счастливы. Придумайте какой-нибудь атрибут, который мог бы быть связан с этим состоянием. Это может быть вещь, фотография. Мы с одной девушкой придумали колокольчик. Представить себе это состояние и позвонить в колокольчик. Сделать так несколько раз, и звук колокольчика будет отправлять нас туда. Таких якорей можно придумать себе несколько. Это тоже самоанализ, работа со своей осознанностью.
Я считаю, что можно меняться без экстремальных ситуаций, когда человек доходит до нуля и заново поднимается. Для этого нужна осознанность и поддержка себя на высоком уровне самоорганизации в том числе.
Подготовила Наталия Щукина