О событии Крещения Господня говорится во всех четырех Евангелиях (см.: Мф 3:13–17; Мк 1:9–11; Лк 3:21–22; Ин 1:29–34). При этом каждый из евангелистов по-разному говорит об этом эпизоде, акцентируя внимание на различных подробностях.
Будучи около 30 лет от роду, Христос приходит к святому Иоанну Предтече и принимает от него крещение в реке Иордан. И в этот момент совершается важное библейское событие: голос с небес произносит, что Иисус — Сын Божий, и на Христа сходит Святой Дух в виде голубя. Из этого эпизода происходит второе название праздника — Теофа́ния, или Богоявление.
После того как Святым Духом было указано на Иисуса как на Мессию, началось общественное служение Спасителя и провозглашение Его благой вести — Евангелия.
Литургическое почитание
Первые свидетельства о праздновании Крещения Господня появляются на христианском Востоке в IV столетии: в Египте, Сирии и Малой Азии 6 января совершалось празднование Богоявления. Изначально праздник включал в себя два события — Рождество Христово и Крещение Господне. Но со временем западная традиция празднования Рождества Христова в отдельную дату распространилась и на Востоке. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за воспоминанием событий Крещения Спасителя.
Богослужебные особенности
Богослужение праздника Богоявления во многом сходно с рождественским.
Накануне праздника утром совершаются Великие (Царские) часы — особое последование 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов с чтением Священного Писания, пением стихир и тропарей, раскрывающих смысл евангельского события. После этого следуют чтение изобразительных и совершается великая вечерня в соединении с Литургией святителя Василия Великого.
Во время вечерни читаются 13 паремий. В древности в это время совершалось крещение новых членов общины, после чего они полноценно участвовали в Божественной литургии и дальнейшей церковной жизни.
Первое освящение воды происходит после Литургии 18 января. Оно называется великим освящением, а освященная вода — «агиасмой» (с греч. яз. — «святыня»). Уже в IV веке святитель Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорил о чудесных свойствах богоявленской воды:
В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей.
В сам день праздника на Литургии поются праздничные антифоны, диакон на входе с Евангелием произносит вхо́дный стих: «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь и явися нам» («Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня. Бог — Господь, и осиял нас»).
После Литургии, как и накануне, совершается великое освящение воды. Освящения 18 января и в сам день праздника совершаются по одному чину, поэтому вода, набранная в крещенский сочельник, ничем не отличается от воды, набранной на Богоявление.
Иконография праздника
Уже в III столетии появляется иконография евангельского сюжета Крещения Господня. На ранних изображениях Христос представлен обнаженным безбородым юношей, стоящим в воде, с возложенной на голову правой рукой святого Иоанна Крестителя. Иногда присутствует фигура голубя. Одно из самых ранних изображений сохранилось в катакомбах святого Каллиста в Риме.
Сцена Крещения Господня была распространена на рельефных саркофагах. В композицию могли включать фигуру некоего мужчины со свитком в руках. Исследователи считают, что это изображен пророк Исаия, который пророчествовал о Христе.
Современная иконография праздника берет свое начало в V–VI веках. Конечно, она время от времени менялась: появились дополнения и отличия в деталях. Новая иконография сохранилась в мозаиках баптистериев в Равенне. На них фигура старца олицетворяет реку Иордан. Иисус изображен на некоторых мозаиках как безбородый юноша, на других, наоборот, с бородой.
Примерно с этого же периода под воздействием богослужебных текстов праздника в композиции появляются фигуры ангелов, не упоминаемых в евангельском событии персонажей и деталей. Этим, например, объясняется Христа где Он изображен нагим, которое толкуется как знак добровольного умаления Творца до образа раба.
Позже в иконографии праздника стали изображаться древо с прислоненной к нему секирой, появившееся в связи со словами из проповеди святого Иоанна Крестителя: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3:10; Лк 3:9).
Русская иконография продолжила византийскую традицию изображения праздника Крещения Господня. Особо можно выделить фрески XII века Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и церкви Спаса на Нередице.