Очередной выпуск цикла «Крылатые выражения из Библии»:
Сегодня мы поговорим о выражении «не мечите бисер перед свиньями», которое часто используется в речи в применении к ситуациям, которые не заслуживают нашего внимания, нашего серьезного отношения. Но если обратиться к тексту Евангелия, то мы увидим, что там возникают совершенно другие значения, другие смыслы, которые помогают нам глубже понять Евангелие.
В 7-й главе Евангелия от Матфея читаем: «не давайте святыню псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и обратившись не растерзали вас». Нужно этот стих прочитать целиком, чтобы понять это вроде бы простое выражение «не мечите бисер».
Во-первых. Первое поколение христиан применяло это выражение к, как это ни странно, к катехуменам и к некрещеным людям: им запрещалось присутствовать при совершении Евхаристии. Конечно, сегодня такое толкование может показаться обидным и оскорбительным; разве только в некоторых сектах, закрытых сообществах, буквально применяют этот текст к тем, кто не является членом общины и поэтому не допускается даже к просто к присутствию на богослужении. Действительно, тут вопрос очень серьезный, потому что Христос употребляет понятие «священного», а в Новом Завете буквально два-три места, где употребляется это слово в высказываниях Иисуса Христа. Поэтому тут перед нами действительно серьезная вещь. А когда речь идет о чем-то серьезном, тем более
нужно остерегаться искушения искать в словах Христа оправдания нашим предрассудкам и представлениям.
Нередко христиане используют слова Христа для того, чтобы оправдать свое поведение, кое в действительности бывает очень далеким от евангельской истины и евангельского духа и вообще не имеет никакого отношения ко Христу.
Если отбросить все предрассудки, то прежде всего мы увидим классический параллелизм — такой прием, когда автор текста или оратор употребляет синонимические выражения для того, чтобы выразить одну и туже истину. Поэтому если вы не поняли начало фразы, то он повторит дважды-трижды другими словами, и в конце концов вы сможете понять смысл фразы исходя из другого фрагмента. И в нашем случае — то же самое.
Если спросить: «что такое жемчуг»? — понятно, что любой из нас знает, что жемчуг — драгоценность в чистом виде, но никогда жемчуг не считался священным, святым, и поэтому «бросать жемчуг как святыню» звучит странно. В любом случае речь не идет о каком-то святотатстве, в лучшем случае — о какой-то бессмысленной растрате, расточительстве и не более того. Поэтому остается вопрос: что же тут такого священного, и почему речь идет о священном.
Если дочитать до конца, то возникает очень странная вещь: как будто Христа больше интересуют «свиньи», чем «жемчуг», потому что речь ведь идет не о том, чем вы располагаете, а о том, какую реакцию вы вызываете у своих собеседников: они названы «свиньями» — и они очень опасны, потому что могут в гневе растерзать вас.
Виноваты ли здесь в чем-то свиньи или нет, но понять смысл этой притчи поможет такая простая житейская история: представьте, что вы работаете как социальный работник, допустим, с наркоманами или с трудными подростками, и в целях воспитательного процесса вы приглашаете какого-нибудь доктора философских наук, который прочитает им лекцию о чем-нибудь богословском, философском, возвышенном; это будет превосходная, блестящая, глубокая лекция, но это может вызвать только озлобление у молодых людей, потому что у них возникнет впечатление, что над ними просто издеваются, смеются. Сама по себе ценная лекция оказывается абсолютно бесполезной и ненужной для них. Вот о чем, собственно, и говорится.
Существуют ли какие-то вот такие тайные «жемчужины», которые нельзя давать в руки непосвященным? У гностиков была такая идея, были тайные знания, тайные доктрины, которые доступны только посвященным, но в христианстве такого нет. Более того, Христос позволяет прикасаться к Самому Себе и чистым, и нечистым, и своим, и чужим. Примеров тому очень много в Евангелиях, они нас шокируют.
Более того, когда Христос восходит на Крест, Он Себя отдает на освящение этого мира, отдает Свою жизнь для искупления грешников. Поэтому поверхностное понимание выражения «не мечите бисер перед свиньями» противоположно тому, что сделал Христос. Имея это в виду, нужно всегда держать в голове, что
когда мы общаемся с другими, то обязательно нужно с уважением относиться к их потребностям и «не метать бисер перед свиньями» в смысле: давать людям именно то, что для них будет полезно, то, что будет услышано.
Это поможет уберечь от соблазна оплакивать свои «жемчужины» и упрекать «свиней» за их неблагодарность.