Топ-10 лекций философа Александра Секацкого о христианстве

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Портал «Предание.ру» создал уникальный цикл бесед одного из самых заметных мыслителей современной России Александра Секацкого о христианстве. К дню рождения философа посмотрели, какие из них были популярней всего у аудитории «Предания.ру».

#10. Феномен власти: история и современность

Диалог философа А. Секацкого и священника Д. Харина о знаменитой формуле «всякая власть от Бога», о единоличноей власти царя, о генезисе власти согласно Писанию, о уважении и страхе.

#9. Бывает ли ложь во спасение

Диалог философа А. Секацкого и протоиерея Д. Сизоненко о парадоксах лжи. Библия решительно предостерегает от неправды и лжесвидетельства, приравнивая их к служению идолам. Общим между ними, вероятно, является мистификация, намеренное создание виртуальной реальности, которая не имеет ничего общего с действительностью. Что есть истина, как различать истинное и ложное, почему постправда так привлекательна?

«Если нет истины, то лжи быть не может, иначе ложью чего она будет? Если мы всмотримся в опыт веры, в опыт христианства, то почти сразу же увидим, что провозглашение истины первично. Не для всякой веры это так. В иных формах веры первично могущество, например, или исполнение сделки с богами».

#8. Человек: между свободой и фатализмом

Диалог философа А. Секацкого и священника Д. Харина о том, что без человеческой свободы мир не интересен Богу и, в сущности, не стоит творения, о том, что в диапазоне допущенной и отпущенной свободы нет ничего важнее суверенного выбора личности, о том, что отказ от выбора означает и отказ от спасения.

«Там, где находится место души, мы имеем дело с чистой свободой. Сила и триумф христианства в течение первых трех столетий, победившие Римскую империю и греческую философию, состояли именно в том, что все машины спасения остановлены, что ты пребываешь в мире, где твое бытие непосредственно важно и нужно Господу. Приходит совершенно иной опыт бытия: где бы ты ни был заброшен в этот мир, у тебя всегда есть шанс сохранить свою бессмертную душу и содействовать ее спасению. Ты нужен Богу. Именно ты».

#7. Кто вы, мистер Иуда

Диалог философа А. Секацкого и протоиерея Д. Сизоненко о парадоксах-экивоках дружбы, о связи между дружбой и искушением, о природе предательства, о предопределении и свободе. Облик Иуды, описанный в Евангелиях, парадоксален, и споры об этом человеке не прекращаются уже не одно тысячелетие.

#6. Ницше и христианство

Лекция философа А. Секацкого о Ницше — радикальном критике христианства. Но почему для многих христианских мыслителей Ницше был скорее «союзником»? Почему для них «смерть Бога», это, казалось бы, столь радикально атеистическое высказывание — послужило освободительным событием для христианской веры?

#5. Проблема человеческой телесности в христианстве и в европейской метафизике

Диалог философа А. Секацкого и священника Д. Харина о синтезе новой телесности в виртуальном пространстве о том, что вкладывали в понятие «тело» в Ветхом Завете, о неизбежной альтернативе: тело можно рассматривать как темницу души, как плененность духа материей или же, напротив, как удивительный дар.

«Обладать человеческим телом, находиться в нем или быть им само по себе означает задействовать критическую массу параметров человеческого самого по себе. Вместе с тем традиционно противопоставляют тело и то, что им обладает, — душу: неоплатоническая и гностическая идея спасения души из плена материи, органики, тела. Вопреки этому нужно осмыслить тело как удивительный дар душе».

#4. От античной идеи счастья к христианской идее спасения

Диалог философа А. Секацкого и священника Д. Харина о том, как соотносится христианская идея спасения души с принципом счастья, о том, что же случилось и идеей счастья, о том, как обстоит дело с достоверностью счастья сегодня, о том, есть ли у человека право на счастье, о том, возможна ли полная ответственность за собственное счастье.

#3. О человеческой природе: от ветхого Адама к обновленному человеку

Диалог философа А. Секацкого и протоиерея Д. Сизоненко о том, стоит ли далеко отходить от ветхого человека. Начиная с эпохи Просвещения, наблюдается гуманизация сознания: человек становится более милосердным, приветливым, неожесточенным. Можно ли это считать обновлением ветхого Адама? Причастность к ветхому Адаму не так уж плоха по сравнению с современным денатурированным человечеством. Опасаясь больше всего причинить друг другу боль, мы приобрели формы новейшего аутизма. Не дальше ли мы оказываемся от того преображения, которое имелось в виду в Евангелии?

«Архаичный вопрос о соотношении души и тела вновь приобрел необычайную актуальность, он становиться испытанием для христианства, для опыта веры вообще. Всякий опыт веры предполагает превозмогание телесного. И кажется, что все движения в сторону превозмогания телесности должны приветствоваться. В действительности телесность, воплощенность позволяет нам осуществить полноту жизни, полноту реализации духа. И сейчас, когда совокупные успехи техники, генетики, социальной инженерии грозят актуально превозмочь воплощенность, реальна не победа духа, а его редукция».

#2. Страдание и спасение: метафизическая истина христианства

Лекция философа А. Секацкого, где он сравнивает путь Иисуса и путь ницшевского Заратустры, находя меж ними много общего, считая, однако, что путь Иисуса — радикальней, «беззаботней» пути Заратустры. С одной стороны, христианство учит легкости: «бремя Мое легко», «не заботьтесь о завтрашнем дне»… С другой стороны — оно призывает испытать всю полноту страданий, чтобы обрести спасение. Как соотносятся простота и легкость и необходимость выстраданности?

#1. В чем смысл аскезы и что такое христианский подвиг

Диалог философа А. Секацкого и священника Д. Харина о том, что такое христианская аскеза с точки зрения философии, о смысле аскезы в мире, где властвует Дух Тяжести, о сопоставлении аскетического и теоретического, о духовных практиках, о полноте присутствия в мире в аскетическом формате.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle