Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) на новозаветные чтения праздника Пятидесятницы.
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами.
Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришёл в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
критяне и аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Деян 2:1–11
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен.
Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
Другие говорили: это — Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
Не сказано ли в Писании, что Христос придёт от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
Итак, произошла о Нём распря в народе.
Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев?
Но этот народ — невежда в законе, проклят он.
Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Ин 7:37–52; 8:12
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Праздник Пресвятой Троицы — так в народе называют праздник Пятидесятницы. И это недаром. Когда мы произносим наш Символ веры (а за Литургией мы каждый раз это делаем), то мы исповедуем Пресвятую Троицу. Мы говорим о том, что мы веруем в Бога Отца и Творца. И тогда мы думаем о творении, о бытии вообще, о том, что все, что мы вокруг себя видим, все, что мы ощущаем, все, что мы сами собой представляем, напоено Богом. Все это как бы в океане Божественного бытия пребывает. Бог есть начало и конец всего.
Когда мы исповедуем Господа Иисуса Христа, Сына Божия, то мы думаем о Боговоплощении, о том Богочеловеке, Который творил, Который родился, делал, жил, умер на земле, воскрес и был прославлен.
Когда мы исповедуем Духа Святого (а сегодня мы именно это делаем, и завтра — День Святого Духа), то мы думаем прежде всего о нас самих, о Церкви. Об этом сегодня говорит и Книга Деяний святых апостолов; о Церкви и о верующих людях говорит нам и евангельское чтение. Вот Дух Святой, как шум сильного ветра, поднялся над головами апостолов. И на них снизошли огненные языки с небес. Конечно, этот яркий, образный рассказ напоминает нам и о творении. О том, как бурный ветер носился над хаосом, над бездной, и тогда начал возникать весь видимый нами мир.
Но этот мир погряз во грехе, и этот грех ведет весь мир к небытию. И вот над этим миром, которому угрожают небытие, смерть, снова проносится бурный ветер Духа Божия. Надо сказать, что в оригинальном тексте Священного Писания (в еврейском тексте, а также и в греческом тексте Нового Завета) само слово «дух» означает одновременно и «ветер», это «дуновение», как бы буря проносится над миром. И вот в результате этого нового излияния Духа Святого возникла Церковь. Так что сегодняшний день, когда мы исповедуем Духа Святого, мы одновременно думаем и о нас самих, о Церкви. Это день рождения Церкви.
Церковь — это не собрание людей по интересам, это не собрание людей в силу какой-то исторической необходимости или в силу какого-то общественного договора. Это целиком и полностью излияние Духа Святого. Никто не приходит к Господу Иисусу Христу иначе, как силою Духа Святого.
И тогда люди начинают верить, любить и надеяться. Обретают вот эти три важнейших дарования Святого Духа, которые цементируют Церковь, которые образуют Церковь как единое собрание, как общество.
Человек, каждый конкретный человек, исполняется Духа Святого в момент своего крещения, когда на него тоже нисходит эта Божественная сила и дарует ему Божественные Дары, харизмы. Об этом говорит сегодня Евангелие от Иоанна: «Верующий в меня, — говорит Господь Иисус Христос, — подобен тому, из чрева которого истекут потоки живой воды». Немножечко непонятный образ, но характерный для библейской образности. Взят он из пророка Исаии, где говорится о том, что верующий человек подобен ухоженному благодатному саду, который напоен водою. И из этого сада будут истекать потоки воды. Вот так же и каждый верующий человек является тем центром, вокруг которого образуется как бы аура жизни. Каждый из нас является как бы семенем жизни, Божественной жизни в этом мире, над которым правит грех и в котором царствует смерть. Об этом мы не должны забывать.
Но что это означает для каждого из нас? А это означает следующее: мы получаем дары: веру, любовь, надежду. Эти дары как бы напояют нас той живой водой, которая переполняет, должна переполнять нас и истекать из нас вовне. И что же это означает? Вот у апостола Павла, в одном из его Посланий, сказано, что это означает. Он благодарит Бога за то, что Он даровал нам дело веры, труд любви и терпение надежды.
Вера не является чем-то таким, что мы сами в себе можем вырастить. Это обязательно дар Святого Духа. И иначе, как Святым Духом, невозможно уверовать.
То же самое мы можем сказать и о любви. Мы не можем ведь сами в себе вызвать любовь искусственным образом. Любовь к нам приходит, приходит от Духа Святого. Конечно, речь идет не об обычной, естественной любви, которая характерна для любого живого существа. Речь идет о сверхъестественной, христианской любви, о который говорит Иисус Христос в Нагорной проповеди, когда человек способен любить или относиться доброжелательно даже к своим врагам. Это же ведь противоестественно с точки зрения обычного мира. Это возможно только Духом Святым!
Ну и, наконец, надежда. Надежда, то есть ожидание благого конца этого мира, связанного со вторым Христовым пришествием и судом Божиим над этим миром, возникновение нового мира — Нового Иерусалима, исполненного благодатью Божией. Это тоже не может прийти к человеку естественным путем, это дается Духом Святым.
Но на каждый дар необходимо ответить! Когда вы получаете какой-то подарок, вы ведь должны быть благодарны. Так принято в обычном человеческом общежитии. И плох тот человек, который на дар отвечает злобой или просто равнодушием. Вот так же и человек: если он получает Дар Святого Духа, он отвечает за него.
Вот сегодня праздник — Евхаристия. Евхаристия — это наше благодарение Богу. Благодарение за все те дары, которые Он нам даровал. За дар веры, как написано в Священном Писании, мы должны ответить делом. Каким делом? Если нам дана вера, то мы должны нести ее дальше, мы должны продолжать дело Христово на Земле делом и словом, словом и делом. Вот каждый из нас должен быть тем центром миссионерской апостольской деятельности, которая нам и заповедана Господом Иисусом Христом. Как? Это дело уже каждого отдельного человека. Рассчитывайте свои силы. Можете ли вы словом возвещать Евангелие? — Возвещайте! Не дано вам этого — старайтесь делом возвещать Евангелие. Каким делом? Да делом любви!
Об этом говорит и второй дар — любовь. Если вам дана любовь, то тогда вы должны трудиться. Труд любви — вот ваш ответ на Божественный дар. А что это за труд? — Благодеяние по мере возможности. По мере возможности усердие в благих ваших делах по отношению хотя бы к своим ближним. Не можете дать многого многим — дайте немногим. Не можете дать немногим — дайте хотя бы тому, который рядом с вами стоит. Но что-то вы должны давать в ответ на ту любовь, которая излилась в сердца ваши.
Ну и, наконец, — надежда, то есть ожидание второго пришествия Христова, надежда на Господа нашего Иисуса Христа. То упование, о котором говорит Священное Писание, — это тоже дар Духа Святого. Как мы должны ответить на этот дар? — Терпением. А лучше говоря — выдержкой и стойкостью. Дело в том, что мир, который нас окружает, нас постоянно искушает. Он не дает нам никакой надежды. Абсолютно никакой надежды! Если дает какую-то надежду, то очень-очень временную надежду. И ничего доброго от этого мира, кроме нашей смерти, а также смерти всего мира, мы ожидать не можем. Если мы и надеемся, то надеемся Духом Святым только потому, что мы веруем в Бога, веруем во Иисуса Христа, веруем в Его Евангелие. И вот эта вера — тоже дар Духа Святого. Но мир-то нас окружает! И как же трудно надеяться и ожидать в этом мире, который нас постоянно искушает! Для этого требуется наш ответ, наша выдержка, наше терпение, наша стойкость во всех жизненных ситуациях и во всех невзгодах.
Но люди ведь очень слабые существа, и мы с вами тоже немощные и слабые люди. Нас постоянно искушают злые силы. И мы постоянно колеблемся между верой и неверием. Хотя мы и не являемся рабами греха, но тем не менее грех-то существует рядом с нами и в нас самих тоже! И мы все время бываем склонны или удобопреклонны подчиняться греховным помыслам, греховным действиям. И поэтому человек постоянно нуждается в подпитке вот этой силой Божией, Духом Святым ежедневно и ежечасно. И неудивительно, что мы призываем Духа Святого, чтобы Он снизошел на нас и помог нам ежедневно, и по нескольку раз. Вот и сегодня так же. Мы будем петь и говорить молитвы Святому Духу: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь.
27 мая 2007 г.