3 июля — 190 лет с рождения игумении Арсении (Себряковой); 5 июля — 95 лет с рождения Натальи Трауберг. Мы ставим этих двух удивительных христианок вместе, рискуя впасть в гендерную безвкусицу («женское»…), не только из-за случайности близости их дат рождения, но, главным образом, по следующим причинам:
Исследователь исихазма, философ С. Хоружий писал:
«Разумеется, коренная инаковость аскезы «миру» должна имплицировать снятие и неприятие [мистико-аскетической православной] Традицией всех этих разделений и расслоений, с заменою их иными, диктуемыми [исихастским] Духовным Процессом. Мы знаем, что «Достопамятные сказания» повествуют, наравне с подвижниками, и о подвижницах, и аскетическая литература издревле включала не только патерики, но и митерики. Мир Подвига отвергал социально-сословные границы, и «притягательная сила аскетизма известною частью заключалась именно в отбрасывании социальных норм». Априорное суждение не обманывает; но, при ближайшем взгляде, оно и не исчерпывает темы. Святых подвижниц в «Достопамятных сказаниях» — три, подвижников — 123. В априорном суждении, на поверку, лишь первое приближение к истине. Дальнейшее изучение необходимо — и не только ради формальной полноты: пусть все подобные факторы — «шумы» для Духовного Процесса, его акциденции и помехи ему, но ведь его выстраивание, мы знаем, доброю долей и заключается в одолении помех».
Итак, внесем свой — пусть минимальный — вклад в «одоление помех»: Арсения (Себрякова) — одна из великих учителей исихазма XIX–XX вв., в одном ряду с Оптинскими старцами, свтт. Феофаном Затворником, Игнатием (Брянчаниновым), прав. Алексеем Мечевым, схиигуменом Харитоном (Дунаевым), схиархимандритом Софронием (Сахаровым), игуменом Никоном (Воробьевым) и др. Наталья Трауберг, в своей черед, — одна из виднейших представителей позднесоветского культурного православного возрождения, в одном ряду с Аверинцевым, Бибихиным, Хоружим, Мартыновым, Менем и др. (тут, впрочем, «помех» было меньше: в этом же ряду — поэт Ольга Седакова, философ Татьяна Горичева и др.).
Но мы уже, однако, выбрались из гендерной тематики: наши две удивительные христианки теперь выступают как очень удачная иллюстрация богатства, разнообразия православия: жизнь и труды игумении Арсении (Себряковой) — иллюстрация православного аскетизма, монашества, высот и глубин духовной жизни; жизнь и труды Натальи Трауберг — иллюстрация православной культуры «в миру», литературы, высот и глубин христианской интеллектуальной, эстетической жизни. Это «в синхронии», а если в «диахронии», то эти две христианки иллюстрируют разные эпохи и стили православия: игумения Арсения — дворянка, XIX век, монашество; Наталья Трауберг — советская интеллигенция, XX в., путь к вере через культуру вопреки окружению и т. п.
Игумения Арсения (Себрякова). Труды: «Путь немечтательного делания»
«Возненавидеть мечтательность, уводящую от Бога на страну далече, отвлекающую душу от главного — покаяния» — вот главное послание «Пути немечтательного делания» игумении Арсении, классической книги о духовной жизни, покаянии, борьбе со страстями, молитве, умном делании и т. п. темах православной аскетики — чистейшее выражение православного учения о духовной жизни.
В книгу вошли: биографии игумении Арсении и ее наставницы схимонахини Ардалионы, их письма и поучения, и самое ценное — ранее не публиковавшиеся поучения Арсении и писания Ардалионы. В конце читатель найдет «Слово преподобного аввы Исайи Отшельника: о радости, бывающей в душе, желающей работать Богу».
Игумения Арсения (Себрякова). Жизнь: «Жизнеописание. Записки. Письма»
В книгу вошли жизнеописание игумении Арсении (Себряковой), ее записки, письма к П. А. Брянчанинову и другим лицам. «Жесток путь спасения, жестоко бывает иногда и слово, высказанное о нем, — это меч обоюдоострый, и режет он наши страсти, нашу чувственность, а вместе с нею делает боль и в самом сердце, из которого вырезываются они. И будет ли время, чтоб для этого меча не оставалось больше дела в нашем сердце?» — известная мысль игумении Арсении (Себряковой). Автор жизнеописания иг. Арсении пишет о ней:
«Малоизвестная шумному свету, игуменья Арсения была одной из редких избранниц Божиих не от мира сего, все оставившая и последовавшая Христу. Всю свою 72-летнюю жизнь посвятила она на служение Богу и людям и, как светильник горяй и светяй (Ин 5:35), она многих освящала и просвещала своим живым словом, своим примером и дивными подвигами души. Смиренная труженица пустынной обители, она была велика своей живой верой в Бога, своей любовью к Нему, своими подвигами, столь высокими в особенности в наше время, оскудевшее истинными подвижниками».
Наталья Трауберг. Труды: «Невидимая кошка»
«Невидимая кошка» — сборник текстов переводчицы, литературоведа, богослова Натальи Трауберг о Честертоне, Льюисе, Толкине, Уайльде, Вудхаусе, Берлине и др. Автор свою книгу характеризует как
«сборник статей, касающихся словесности. Есть заметки о мемуарах, есть — о переводе, есть — о разных писателях. Почти все они были напечатаны, большей частью — как предисловия. Написаны они после 1988 года, когда возникла возможность публично говорить о вере. Должно быть, это — не литературоведение. По-видимому, очерки эти располагаются в пространстве между справкой и проповедью. Что ж, и то, и другое бывает нужно».
Наталья Трауберг. Жизнь: «Сама жизнь»
Собрание разных статей Натальи Трауберг мемуарного характера. Книга объединена общей темой сопротивления христиан «веку сему». В «Самой жизни» читатель найдет воспоминания о свящ. Георгии Чистякове, прот. Александре Мене, С. С. Аверинцеве и многих других.
Сама Трауберг так пишет о книге «Сама жизнь»:
«В книге собраны разные статьи и заметки, в той или иной форме — размышления, однако намного больше историй о том, что Пушкин называл «странными сближениями». Когда эти рассказы появлялись в журналах, их неизменно считали мемуарами. Как раз мемуаров я побаиваюсь по нескольким причинам — это и соблазн беспощадности, и соблазн самохвальства, и сбой памяти, и, наконец, то, что «мы не знаем всей правды». Мне хотелось не столько поделиться воспоминаниями, сколько утешить и даже обрадовать читателей, напомнив о бытовых, будничных чудесах, показывающих, что мы — не одни, и не в бессмысленном мире».