День Усекновения главы Иоанна Предтечи

Владимир Шалларь

Автор ТГ- и ВК- ресурса «Либертарная теология».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

ЗА ЧТО УБИЛИ ИОАННА?

Иногда кажеся непонятным за что умер Предтеча. Предлагаем вам несколько цитат из книги Жирара «Козел отпущения», где излагается его версия причин убийства Иоанна.

«Ирод пожелал жениться вторым браком на Иродиаде, жене своего брата. Иоанн осудил этот союз.

Пророк делает акцент не на незаконности подобного брака. В фразе «не должно тебе иметь жену брата твоего» глагол ekhein, «иметь», не имеет юридических коннотаций.

О чем идет речь на самом деле? О братьях-врагах. Братья обречены на вражду самой своей близостью; они оспаривают одно наследство, один венец, одну жену.

Ирод и его брат служат одновременно и символом желания, которое прежде всего интересует Марка, и реальным историческим примером результатов этого желания. У Ирода действительно был брат, и Ирод у него действительно отнял Иродиаду, его жену. Мы знаем от Иосифа Флавия, что за это удовольствие Ирод дорого заплатил; наш текст об этом не говорит, но эта расплата — вполне в духе миметических осложнений и, следовательно, в духе пророческого поучения: Ироду пришлось прогнать свою первую жену, и ее отец наказал ветреного зятя, нанеся ему тяжкое поражение.

«Иметь» Иродиаду, овладеть ею — плохо для Ирода не в силу какого-то формального правила, но потому что в данном случае приобрести жену — значит обездолить брата. Пророк предостерегает своего царственного слушателя против скверных последствий миметического желания.

Остались только братья-враги, и их можно только предостерегать против их миметического желания в надежде, что они от него откажутся. Именно так поступает Иоанн и его предупреждение напоминает проповедь Царства Божьего в служении Иисуса.

Подражая желанию моего брата, я желаю того же, чего желает он, и мы мешаем друг другу удовлетворить наше общее желание. Чем сильнее сопротивление с той и с другой стороны, тем острее желание, тем больше образец превращается в преграду, а преграда — в образец. Так что в конечном счете желание интересуется уже не объектом, а лишь тем, что ему противостоит; оно видит лишь преграды, воздвигнутые им же самим. Иоанн Креститель и есть такая преграда — непреклонная, недоступная для любого подкупа, и именно это обворожает Ирода и еще сильнее Иродиаду — которая всегда на шаг опережает желание Ирода.

Пророк умирает, потому что высказал правду об их желании тем людям, которые не хотели ее слышать; никто никогда не хочет ее слушать.

Тот, кто упрекает людей за их желание, служит этим людям живым скандалом, той единственной преградой (полагают они), которая мешает им быть счастливыми. И сегодня мы рассуждаем точно так же. Живой пророк разлаживал все отношения, а мертвый он их облегчает, превратившись в неподвижную и покорную вещь, циркулирующую на блюде Саломеи; пирующие передают ее друг другу словно еду и напитки на пире Ироде. Вещь эта служит и захватывающим зрелищем, которое мешает нам делать то, чего не следует делать, и побуждает нас делать то, что делать подобает, — словно жертвенный начаток всех взаимообменов. Истина обо всех религиозных основаниях и первоначалах написана в этом тексте черным по белому, истина мифов, ритуалов и запретов. Но сам текст не занимается тем делом, которое разоблачает: он не видит ничего божественного в миметизме, объединившем всех этих людей»

Читать главу полностью

ПОЧЕМУ СМЕРТЬ ПРОРОКА — ПРАЗДНИК?

«Есть праздники, когда рука не поднимется на работу, потому что сердце переполнено ликованием и радостью; Пасха — такой праздник, Благовещение — такой праздник. А есть другие праздники, когда руки опускаются, когда кровь холодеет, когда делается так тяжело и так страшно, что мысли нет о чем бы то ни было, кроме как о воспоминаемом событии. И таков день усекновения святого Иоанна Предтечи» — Антоний Сурожский «СЛОВО, произнесенное в день усекновения главы святого Иоанна Предтечи»

ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИК — ПОСТ?

«Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне — ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам — род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши – пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве» — Типикон

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Предтеча Спасителя! / Хотя убийством Ирод и устранил тебя, / истины провозвестника, / но уст твоих светозарная свеча / и пребывавшим во аде, призывая их, светила веры сиянием. / Потому моли / о помиловании душ наших.

Большим среди рожденных женами / явился ты, блаженный, / как крестивший Владыку всех, / Иоанн пророк, / провозвестник и Предтеча.

При совершении дня рождения бесстыднейшего Ирода / исполнялось условие клятвы, / данной плясавшей распутнице: / ибо главу Предтечи отсеченную / как яство носили на блюде пред возлежавшими. / О ненавистный пир, / преступления и кровопролития полный! / Но мы Крестителя, как среди рожденных женами большего, / достойно почитая, восхваляем — русский перевод Тимрота Минеи Праздничной. Читать по-славянски.

Акафист Пророку Предтече и Крестителю Иоанну

СВЯТЫЕ ОТЦЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОПОВЕДНИКИ О УСЕКНОВЕНИИ

Иоанн Златоуст «На усекновение главы Предтечи и Крестителя Иоанна и об Иродиаде»

Феофан Затворник «Св. Предтеча всею жизнию своею, от начала до конца, дает добрые уроки всем»

Лука Крымский «В день Усекновения главы Иоанна Предтечи»

Филарет Москвоский «Усекновение главы Иоанна Крестителя»

Иннокентий Херсонский «Слово в день Усекновения Главы Иоанна Крестителя»

Отец Дмитрий Смирнов «День усекновения главы Иоанна Предтечи»

Иларион (Алфеев) «Подвиг самоотречения. Усекновение главы Иоанна Предтечи»

Аверкий (Таушев) «Усекновение головы Иоанна Крестителя»

Глава романа Добрачинского «Письма Никодима», посвященная убийству Иоанна

Отец Сергий Булгаков «Друг Жениха», глава посвященная убийству Иоанна

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle