10 лет назад 5 августа в собственном доме был убит протоиерей Павел Адельгейм. 1 августа ему бы исполнилось 85 лет. Жизнь и труды отца Павла крайне знаменательны для истории нашей страны: гонимый (арестованный и заключенный) в годы атеистической диктатуры — в годы «церковного возрождения» попавший из огня в полымя: растить и защищать хрупкую жизнь христианской общины — вот служение священника: и защищать надо было сначала (что понятно) от атеистов-гонителей, а потом (парадоксально, трагифарсово) — от православных епископов. Антисоборный, антилюбовный, антибратский, антихристианский принцип власти, господства — вот враг, изобличенный отцом Павлом — будь этот враг в явном обличии атеиста-гонителя, или в прелестном образе архипастыря Церкви.
«Своими глазами»
В своих мемуарах о жизни православного пастыря при атеистической диктатуре отец Павел писал:
«Издать книгу было невозможно, и у меня не было такого намерения. Я писал, чтобы самому разобраться в событиях, понять и оценить их. В девяностые годы, когда наступила возможность публикации, церковная и светская жизнь изменились. Наступила оттепель, недолгий век духовной свободы. Открылась возможность духовного просвещения, благотворительности, заботы о человеке. Мне показалось, что книга утратила актуальность. Но прошло еще десять лет, и книга стала снова актуальной. Изменилось противостояние. Место госчиновников по другую сторону баррикад заняли епископы. На путях соборности: свободы и любви — они встали каменной стеной бюрократии. Клирики и народ снова презираемы и гонимы, только уже не советской, а церковной властью. Маятник русской истории мерно раскачивается. 20 лет — направо, 20 лет — налево. И снова, направо-налево, и так — без конца повторяется история борьбы за власть и деньги, насилия и презрения к братьям меньшим, с которыми всегда пребывал и отождествлял Себя Христос.
Так что книга снова стала актуальной».
Горько. Грустно. Иронично.
«Догмат о Церкви в канонах и практике»
А вообще говоря, отец Павел был специалистом, исследователем в области экклесиологии и каноники. Богословское основание этих дисциплин отец Павел показывает в своей книге «Догмат о Церкви в канонах и практике»:
«Симфония государства и Церкви кажется чрезвычайно заманчивой, однако таит в себе опасности, много раз обличенные в печальном опыте истории. Увы, “никого еще опыт не спасал от беды”.
Беда наша в разобщении епископа с клиром и народом Божиим, которое нынче происходит в результате сращения церковной власти с областной номенклатурой и бизнесменами. Уровень благосостояния, бытовой комфорт, коммерческие интересы и политические амбиции объединяют их кругом общения, в который не допущены клир и миряне. Мы живем теперь в двух разных мирах.
Только внимательно и неотступно вглядываясь любящими глазами в жизнь Церкви, возможно не потерять из виду ее подлинный образ, не всегда адекватно осуществляющийся в епархиальной практике.
Без соборности Церковь не может быть апостольской, поскольку в апостольские времена Церковь жила в подлинном соборном общении.
Без соборности Церковь не может быть святой, поскольку исповедание “Отца и Сына и Святаго Духа” должно быть плодом взаимной любви (Молитва Евхаристического канона).
Без соборности дисциплинарное единство осуществит не Церковь, но преисподнюю, где царствуют насилие и грех.
Без соборности Никео-Цареградский Символ Веры будет поврежден. Символ Веры является живым зерном богословской мысли. В нем нет мертвых слов. Каждое из них должно быть наполнено смыслом и осуществлено в практике епархиальной жизни: “слово Божие живо и действенно”.
Деформация церковного сознания выражает наш грех и нашу беду. Грех заключается в оправдании нецерковных мотивов и поступков догматической и канонической казуистикой».
«Современные проблемы каноники и экклезиологии в Русской Православной Церкви»
От богословия к канонической, эмпирической конкретике: «Современные проблемы каноники и экклезиологии в Русской православной церкви» — книга отца Павла Адельгейма, посвященная крайне важной теме: по каким правилам живет церковное сообщество? — «по канонам», но каноническое наследие огромно, как именно им пользоваться в современном мире? — ведь часто получается, что правил никаких нет, есть только произвол иерархии.
Прот. Павел Адельгейм рассматривает такие темы, как право в Церкви, периоды формирования канонического или церковного права, церковные каноны, гражданский и канонический уставы церкви, история законов о церкви и церковных уставов от Поместного собора 1917–1918 гг. до настоящего времени, устав 1918 г., уставы советского периода, уставы 1988, 2000, 2009 гг., общецерковный суд, «обожествление» епископа и пр.
«Церковь не должна превратиться в бюрократическую структуру, подобную государственной машине. Поэтому так важно сохранить неповрежденной всю структуру церковного устройства в соответствии с евангельскими заповедями, с вероучительной и канонической традицией. Они охраняют ее дух и жизнь.
Утратив соборную сущность, и сведя единство Церкви к единству ее бюрократического аппарата, церковь превратится из Тела Христова в обычную организацию с политическими, коммерческими и прочими задачами, обслуживающими руководящих чиновников. Утратив Дух Христов и сменив задачу, Церковь мало-помалу потеряет паству, ищущую духовной жизни и спасения во Христе. Стяжав богатства, обнищает духом, а затем и паствой.
Поэтому важно определить значение и пределы права в церковной жизни.
Право, как совокупность норм церковной жизни, определяющих правомочия и обязанности членов церкви в отношении друг к другу и к церкви, как целому, а также целого к своим членам и другим человеческим союзам, будет предметом нашего изучения. Мы рассмотрим историю, содержание и пределы применения церковного права в прошлом и настоящем».
Вот три книги про проблемы современной Русской Церкви; помимо всего того важного, что в них писал отец Павел Адельгейм, отметим еще только одну вещь; часто можно услышать, что, мол, «темный двойник» Церкви объясняется некими феодальными традициями, удерживаемых в Церкви; и вот это вовсе не так: отец Павел очень ярко показывает, что «темный двойник» Церкви, подменяющий её — обычная для буржуазно-государственных (модерных) обществ коммерчески-бюрократическая структура с обычными для таких учреждений/корпораций правилами, механизмами, связами и пр.; особая некая извращенность, особая демоничность тут появляется именно из-за двойничества, из-за наложения коммерически-бюрократической структуры на что-то такое, что противоположно ей (Евангелие, любовь, смирение, Тело Христово…), из-за вот этого как бы специального, как бы нарочитого, инфернально-карнавального переворачивания христианский принципов в функционировании «христианского» сообщества, из-за проституирования самого чистого что когда-либо было на земле.
«О христианском браке»
«О христианском браке» — небольшое, очень живое, теплое наставление прот. Павла Адельгейма: доверие, верность, счастье, иерархия семьи, ревность и другие вопросы христианского брака. Вот кусочек из наставления о ревности:
«В едином организме семьи принцип справедливости угасает. В этике супружества справедливость становится искушением, которое приходится постоянно преодолевать жертвенностью. Справедливость является тем нижним пределом любви, за которым этические отношения погружаются в правовые. Когда оскудевает любовь, наступает право. Задача супруга не в том, чтобы получить “свое” от другого. Любовь не ищет своего (1 Кор 13:5). Нравственная задача супружества в том, чтобы подарить себя другому без оглядки и сожаления. Блаженнее давать, нежели принимать — сохранились в церковном предании не записанные слова Христа. Справедливостью дышит буржуазная норма наемничества. Наемник служит за плату. Справедливо, когда плата пропорциональна выполненной работе. Такой принцип оправдывает себя в деловых отношениях, но не в супружеской любви. На справедливости строится “хищная” любовь, которая ищет “своего”. Она ищет не принадлежать другому, а обладать другим. Она обращает другого в свою собственность. Она любит ради себя, а не ради него. Теряя другого, эгоистичная любовь скорбит не о нем, а о своем убытке. Вместо сострадания такая любовь выражает себя в ревности. В ревности сублимируется инстинкт собственничества».
Икона Божией Матери «Милостивая»
И как финал: живой образ и голос отца Павла, видеозапись его проповеди об иконе Божией Матери «Милостивая». Цитата:
«Богородица пребывает с нами, со всем человеческом родом. И не просто пребывает, но заботится, Она хранит наши человеческие судьбы. Бог Любовь есть. Но за милостью мы преимущественно обращаемся к Божией Матери. Бог — Источник Милости. Но почему же мы тогда, говоря о Милости, имеем в виду преимущественно Богородицу? — Она — олицетворение Божественной Милости, одновременно и олицетворение наших надежд, и олицетворение Божией Любви к нам. Бог — Любовь, Милость, а Матерь Божия для нас — явление этой Милости, этой Любви. Спаситель — Господь Иисус Христос, рожденный Богородицей. Она стала Матерью Божией, дав человеческую природу, человеческую плоть и кровь Сыну Божьему, связав тем самым Его с нами. Причащаясь Его Телу и Крови, мы можем жить во Христе, пребывая в Его Церкви, связанные с Ним единством жизни, как клетки связаны единством жизни своего организма. Церковь во Христе связана единством жизни».