Известна принципиально неустранимая сложность с чтением и пониманием текстов людей, стяжавших Духа Святого: их «опыт» в строгом смысле непередаваем — этот «опыт» в строгом смысле просто непонятен грешным людям, этот «опыт» и не ищет себе объективации в речи и письме по смирению его носителей: таким образом, у нас на руках есть только случайные следы этого «опыта» — оставленные носителями его по нужде кого-то из близких, именно «по случаю», тому или иному (в письме, как совет в конкретной ситуации etc.). Совокупность таких следов — писем старцев, записей бесед с ними — никакой целостности не образует, они принципиально недостаточны — часто даже производят впечатления тривиальности: малость разрозненных кусочков бесконечности.
Итак, трудность неустранима. 60 лет назад отошел ко Господу игумен Никон (Воробьев), носитель и учитель упомянутого «опыта». Мы, даже не будем стараться, что-то тут сказать: не получится («мы — глупые дети, воображающие себя взрослыми, подражающие их делам. Смотреть на них взрослому смешно, иногда неприятно. Так и мы в очах Ангелов и святых, а может быть, и в очах Божиих», как писал сам игумен Никон). Поэтому вот что: мы зацепились за фразу игумена Никона «Царство Божие есть царство мира, любви, радости, кротости и проч.» — и просто на каждое из этих четырех непостижимых понятий подобрали фрагменты из писем игумена Никона: помня, однако, это не случайное «и проч.» — отсылку к непостижимой бесконечности. Но даже и эти крохи — ломают, отбрасывают все обывательские представления о православном христианстве. Это последнее в подлинности своего источного порождающего опыта есть бездонный, бесконечный океан кроткой, мирной, радостной любви: таково православие в своей истинности, и то «православие», что не похоже на это — собственно не православно. Итак, мы собрали как умирающие в пустыне — в пустыне войны, в пустыне ненависти, в пустыне депрессии, в пустыне агрессии — несколько случайно упавших в руки капелек от дождя писем игумена Никона — без попытки даже систематизации и т. п. — просто расположили по размеру.
Мир
Лучше испортить дело, но сохранить мир с ближним.
Сохраняй мир со всеми, не осуждай никого, а всех жалей.
Мир душе Вашей, мир всем близким Вашим, мир всем, всему человечеству!
Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда.
Уныло в природе, уныло на душе. Единственное прибежище — в мире с ближними.
В мире место Божие. Сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир.
Не унывай, не отчаивайся, всем прости и прощай впредь, смиряйся — и еще здесь найдешь мир и утешение.
Сохраняй мир, мирись скорее; чаще (а по заповеди требуется всегда) призывай имя Господа Иисуса Христа.
В мире (душевном) место Божие. Где немирствие — там враг и тьма, и тягота душевная, и прочие начатки ада.
Если простишь искренно всем — не только получишь прощение грехов, но и настроение твое будет мирное, светлое, доброжелательное ко всем.
Не даром в церкви при богослужении многократно преподается мир всем. Без мира с людьми (по крайнем мере) не может быть и христианства, а только самообман.
Чтобы мир Христов осенил человека, надо самим потрудиться в стяжании мирного устроения души, в терпении недостатков друг друга, во всепрощении всяких обид всем.
Сохраняй мир внутри себя, а потом и с ближними. Всех жалей, ибо все больны одной болезнью — удалились от Господа и подпали под действие врага. А как на кого он влияет — не так уж существенно.
Если будешь и ты стараться быть ученицей Спасителя, жить по заповедям евангельским, будешь стараться сохранять мир со своими ближними, смиряться пред ними, за все просить прощения, — то скоро увидишь на себе милость Божию. И ты найдешь покой и отраду не в перемене места, а только в заповедях Божиих, особенно мире, смирении, неосуждении никого.
Главное — сохраняй мир с ближними, насколько это зависит от тебя. Считай, что там собрались в кучу всякие больные, так это и есть. Поэтому и надо относиться ко всем, как относятся в больнице. Там, т. е. в больнице, не ругают, что кто-нибудь заболел легкими, сердцем, животом, не говорят: «Ах ты негодяйка слепая, ишь, глазами заболела!» Так и вам друг друга не ругать надо за душевные болезни, а терпеть и жалеть друг друга.
Любовь
Любовь выше всего, всех подвигов.
Бог есть Любовь, а Любовь не может попустить зла любимому.
Бог есть Любовь, а не только имеет любовь, хотя и бесконечно великую.
Грехи всего мира тонут в море любви Божией, как брошенный в воду камень.
Бог, Творец всего мира пострадал для уничтожения зла, для привлечения людей без насилия воли их в царство добра и любви.
Закрой глаза на чужие грехи, тогда получишь милость от Господа; душа твоя постоянно будет изменяться, появится сокрушение сердца, умиление, нищета духа, жалость ко всем, мир душевный, непрестанная молитва и прочие дары Божии.
Если будет любовь к ближним, то она породит и любовь к Богу. Та и другая таинственны и далеко не то, что мы знаем из отношений «ветхого человека». Только опыт покажет человеку глубину заповедей, по мере обновления души, через их исполнение.
Где вера наша? Где любовь к ближним? Если любовь есть в сердце, то она от сердца изливается на всех окружающих и проявляется в жалости ко всем, в терпении их недостатков и грехов, в неосуждении их, в молитве за них. Если же этого нет ничего, то любовь ко мне не от сердца, и не от веры. Прости меня.
Если человек с помощью Божией очистится от греха и тем самым будет чисто смотреть на все, то: 1) все покажется ему в другом свете и тогда только он даст правильную оценку всему, 2) тогда в сердце его будет одна любовь ко всей твари и непостижимая жалость, и желание, чтобы никто не страдал, никто ни в чем не потерпел вреда.
Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов, а исполнивший закон Христов осенится и миром Христовым, превысшим обыкновенного человеческого разумения. Мир этот делает человека нечувствительным к земным скорбям и страданиям, погашает всякий интерес к миру сему, влечет человека горе, рождает в сердце любовь ко всем, которая покрывает все недостатки ближнего, не замечает их, заставляет жалеть другого больше, чем себя. К этому миру и призваны все верующие во Христа.
Радость
Где мир и любовь — там Бог, там радость.
Любовь к человеку стремится выразить себя деланием приятного любимому.
Все земные радости не стоят одной капли духовного блаженства от Господа.
Есть жизнь духа, бесконечно лучшая, радостная, полная света, разума, блаженства.
Господь создал людей не для муки, а для божественной радости. Господь хочет всем радости вечной.
Никого не обижайте и не судите, где представится случай — окажите любовь к ближнему по силе своей.
Есть неизреченная радость и блаженство, такие, которых око не виде, ухо не слыша, и на сердце человека не взыдоша, которые и есть царствие Божие. … войти в царствие Божие, в бесконечную, непостижимую здесь радость и блаженство.
Надо жить в чувстве присутствия Божия. Если бы дал Господь это чувство, то всегда было бы легко, радостно, всегда сердце молилось бы или, если еще не достигли того, то было бы настроение молитвенное и при всяком обращении с молитвой, сердце немедленно отвечало бы сочувствием, умилением.
Радость, весь рай сокрыты в Господе Иисусе Христе. Чаще призывай Его святое имя, и сердце твое согреется и утешится. Старайся добиться, чтобы призывание имени Божия доставляло тебе духовную радость. Чаще про износи мысленно молитву Иисусову (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную) и станешь чувствовать иную жизнь, о которой не имела доселе никакого понятия. Воспоминание имени Господа вызывает некую радость, умиление, благодарность ко Господу.
Сердце нового человека способно чувствовать такие состояния, о которых кратко сказано: Око не виде, ухо не слыша, и на сердце человека (плотского, душевного, ветхого) не взыдоша. Я написал «чувствовать», но это не точно. Можно сказать: переживать, воспринимать. Эти переживания… Написал это слово и остановился, потому что он о имеет субъективный оттенок, поэтому лучше сказать: это восприятие сердцем настолько полно блаженства, неизреченной радости, что затрагивает всю душу человека, переполняет его величайшей благодарностью к Богу, как к источнику этих состояний, любовью к Нему.
Кротость
Царство Божие есть царство мира, любви, радости, кротости.
Если хочешь обрести мир и покой душе своей, то поступай и в делах, и в словах, и в душе кротко.
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, которая проявляется в душе, как мир, радость, долготерпение, кротость.
Вы, духовнии, исправляйте таковаго (как, напр., С.) духом кротости. Слышишь? – Духом кротости исправляйте, а не руганью, упреками, ссорой, самооправданием и т. п. Таким поведением ты себя губишь.
Люди вместо подобия Богу, приобретают подобие диавола через гордость. Вот почему и сказано, что Бог гордым противится. Сам Господь велит научиться не от кого-либо, а от Него Самого смирению и кротости.
Демоны горды и овладевают гордецами, значит, надо нам смириться. Демоны гневливы, значит, надо нам приобретать кротость, чтобы они не овладели нами, как своими по душе. Демоны злопамятны, немилосердны, значит, нам надо скорее прощать и мириться с обидевшими и быть ко всем милостивыми; может от этого пострадать и С., тогда ты ответишь и за его душу.
Все цитаты взяты из книги «Нам оставлено покаяние». Другие книги игумена Никона (Воробьева), а также их аудиоверсии вы можете найти на этой странице.