Христианская любовь — любовь отдающая

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Педро Орренте. Св. Иоанн Богослов на острове Патмос. 1620

Проповедь архимандрита Виктора (Мамонтова) в день памяти апостола Иоанна Богослова.

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.

И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сём, как Он.

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

1 Ин 4:12–19

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Сей ученик и свидетельствует о сём, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Ин 19:25–27, 21:24–25

Сегодня мы совершаем память апостола евангелиста Иоанна Богослова, которого Церковь называет «апостолом Любви», потому что он открыл нам тайну Божественной Любви своей жизнью и своим Писанием.

Вы слышали и отрывок из Евангелия от Иоанна, и слышали отрывок из Послания апостола Иоанна.

В этих Посланиях он говорит в основном о любви. И всю свою жизнь он говорил только об этом и ни о чем другом.

В чем сущность христианской любви? Это любовь отдающая, и в этом ее тайна. Апостол Иоанн Богослов говорил о том, что нет большей любви, когда брат отдаст свою душу за брата своего.

Мир сей не понимает этой любви, и человек мира сего ищет любви и думает, что, ища любовь, он найдет ее. Но это обман. Тот, кто ищет любви, никогда ее не найдет. Потому что человек, ищущий любви, занят собой.

Посмотрите на человека, который ищет любви: он недоволен, он раздражен, он всех критикует, все плохие — и все потому, что человек занят собой, занят только своим «я», и все его чувства вокруг самого себя, человек измучивает себя и часто говорит, что в этом виноваты другие, хотя он сам себя мучает. А мучает, потому что не додумал, не дочувствовал, что любовь заключается не в том, чтобы искать любви, а чтобы не искать ее. А на это согласиться человеку по слабости бывает трудно.

Христос нам предлагает только такую любовь. Если мы не хотим ее принять, то мы останемся со своими чувствами, которые никогда не будут уврачеваны и насыщены.

Христиане, которые стремились исполнить эту заповедь любви, именно так и жили. И апостолы. Они не были заняты собою, у них ничего не было, они жили только для других людей, у них не было ни крова постоянного, никаких сбережений, они были как странники в этом мире, и в этой отдаче они черпали радость и силу.

Мы часто думаем, что, если мы отдаем, то мы должны что-то получить взамен. Если я хорошо отношусь к человеку, я должен ждать от него таких же чувств. И получается, как говорит один священник: «Человек протягивает руку с даром своим ближнему, а другую руку протягивает в ожидании, что ближний положит в нее». Но такой любви Христос не давал нам — в этом есть корысть. Отдающий не думает о том, что он получит взамен. А мы часто слышим, как люди обижаются на то, что вот, они сделали что-то для других, а им отплатили неблагодарностью. Значит, когда человек что-то делал и ждал похвалы, благодарности, значит, он делал это корыстно, из тщеславия. И, когда мы делаем что-то из тщеславия, у нас все скверно получается, потому что это всегда видно, как человек делает. Человек, который делает все искренно, он сделал и забыл, что он сделал. А человек, который делает все с оглядкой на других — как это оценят и воздадут ли мне за это? — он занят уже опять собой, своими чувствами. И мы все этим грешим. И мы всегда хотим, чтобы на нас обратили внимание, чтобы нас похвалили, и очень уязвляется наше самолюбие, когда нас не похвалят.

Конечно, вся жизнь христианская заключается в том, чтобы искоренить все в себе противное — саможаление, эгоизм страшный, чтобы быть свободными. Не быть рабом, а быть свободным.

К сожалению, так трудно освободиться от рабства. Мы читаем Слово Божие, видим примеры жизни, но как трудно начать с себя! Как хочется исправлять других! И, когда мы начинаем заниматься другими, кажется, что мы что-то делаем полезное для Церкви. А мы, кроме раздоров, сплетен и всякой путаницы, бестолковщины и паутины такой липкой, к которой все начинает липнуть, ничего не делаем полезного для Церкви. Разрушаем себя и разрушаем других. И поэтому нужно стараться всеми силами каждый вечер испытывать свою совесть. Мы этого почти не делаем, а надо.

Наступает новый день, мы должны вспомнить, что мы обещали Господу вчера вечером, а если ничего не обещали, то ничего и не произойдет. И у нас день идет уже без обетов, нас несет течением, мы механически читаем утренние молитвы, механически читаем церковные молитвы. Нас несет этот поток — и все, и ничего не происходит в душе, никакого узелочка терпения не завязывается. А надо, чтобы он завязывался, чтобы мы сравнили вчерашний день и сегодняшний. Посмотрели: не сгладились ли какие-то наши ошибки? И сегодня устояли ли мы в добре и в правде?

Господь хочет, чтобы мы отдали Ему себя, доверились Ему и чтобы мы не были заняты собою и не искали любовь.

Когда мы не требуем, не ищем любви, Господь ее нам Сам дает.

Потому что, когда мы ищем любовь, мы поступаем так, как будто бы Господь нам не хочет нам что-то дать, дать этого дара, Он его прячет и не дает нам в сию же минуту.

И вот будем размышлять над этой мудростью христианской любви, любви отдающей, не берущей. И так жили апостолы, то есть отдающей любовью, и так Господь хочет, чтобы мы жили. И чтобы каждый наш день был усилием на этом пути, чтобы мы бы не плыли по течению, а чтобы старались сделать что-то для ближнего. И это самое главное.

Любовь, о которой говорит апостол Иоанн Богослов, это любовь отдающая и любовь деятельная, то есть человек не занят самоспасением, а он старается помочь тому, кто в этот момент нуждается в спасении. Эта помощь должна быть не навязчивой и не напоказ, и она должна быть невидимой — и такой, какой была у тех, кто умел правильно помочь грешным.

Мы все пребываем в школе Христа, единственным предметом в которой является любовь.

Научиться любви — это задача на всю жизнь.

У нас есть желание увидеть уже в каждом из ближних воплощение этой Любви, но это утопия. И, когда мы предъявим ближнему такое требование: «Почему у тебя нет любви?» — то даже, если человек спрашивает или кого-то обвиняет, что у него нет любви, то он слаб в духовном состоянии, потому что любовь не требует ничего, она просто есть как свет, как тепло. Достаточно этого света, животворящего для того, чтобы что-то изменилось в нашей жизни.

Помоги, Господи, нам всем уйти от себя, не кружить вокруг своего «я», не превращаться в «книгу жалоб», а посмотреть все же, кто с нами рядом, и постараться в этом общении с ближним изживать свой эгоизм и стараться просить у Бога помощи на это. Потому что своими силами мы это сделать не можем.

Аминь!

Текст подготовила Татьяна Стрекопытова

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle