Загадка Яконовского храма, или Зачем сегодня реставрировать церкви

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Реставратор Елизавета Орловская с жительницей села Яконово Галиной Александровной Жималиной

Реставрация храмов… Да, двадцать лет назад, когда Церковь еще поднималась из руин после советского времени, это было важно. Но что сейчас? Храмов достаточно, и кажется, что дешевле построить новый, чем реставрировать старый. Но и сегодня есть люди, которые горят идеей восстановления церквей. Зачем это им нужно, рассказывает реставратор Елизавета Орловская, которая несколько лет возрождает сельский храм в Тверской области.

— Елизавета, какой вы видите смысл в восстановлении храмов? Читая новостную ленту, думаешь, что сегодня не до этого…

— Все, что я могу, — делать свое дело хорошо. Думаю, это сейчас главное для каждого. Участие в восстановлении храма я чувствую своим делом. Вообще, смысл созидать есть в любое время.

Кроме того, хоть и грустно так говорить, но это правда: когда нам плохо, мы идем в церковь. Поэтому возможно, что сегодня храм окажется нужнее, чем, например, десять лет назад.

— Как получилось, что вы заинтересовались сельскими храмами?

— Когда я училась в Тверском художественном училище, нас возили на практику в Старицу и Торжок. Потом, когда уже училась в Строгановке в Москве, мы с мужем ездили к знакомому священнику отцу Александру Рабцуну в село Рашкино. Батюшка — настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Там замечательная живопись XIX века, для сельской церкви просто фантастическая. В советское время росписи были забелены. Мы помогали реставрировать этот храм.

Однажды мы решили проехать по Тверской области. Составили маршрут и за два дня посетили десять церквей. Нас поразили два заброшенных храма — Троицкий в селе Кой под Бежецком и Богоявленский в селе Яконово под Торжком. Позже нашлись люди, которые стали восстанавливать храм в Кое. А Яконовской церковью не занялся никто. Возникла мысль создать благотворительный фонд для восстановления живописи сельских храмов.

Богоявленский храм в селе Яконово. Тверская область

Но тут отец Александр, а он основатель благотворительного фонда «Святыни нашей Родины», предложил мне стать членом попечительского совета. Этот фонд как раз и занимается восстановлением сельских храмов в Тверской области. Так что оказалось логично подключиться к работе уже существующего фонда. С 2020 года я  стала заниматься Яконовским храмом в составе «Святынь нашей Родины».

— История Богоявленской церкви в Яконово связана с именем архитектора Николая Александровича Львова. У вас есть в планах исследовать архивы?

— В XIX веке село Яконово принадлежало сыну архитектора — Леониду Николаевичу Львову. Видимо, оно досталось ему от отца по наследству. Леонид Николаевич решил построить в Яконове каменный храм, возможно, по проекту отца. Но мы не можем утверждать, что Богоявленский храм построен именно по чертежам Николая Львова. Хотя архитектурный стиль Яконовской церкви безусловно перекликается со стилем этого архитектора.

Каменный храм был заложен в 1842 году, строился очень долго, двадцать лет. До завершения строительства Леонид Николаевич не дожил.

В то время тверским губернским архитектором был Иван Федорович Львов. В документах указано, что именно он проектировал храм. Являются ли Николай Александрович и Иван Федорович родственниками или они однофамильцы, мы не можем сказать. У нас пока не хватает человеческих ресурсов на основательную работу в архивах.

— Интересная загадка. А что было с храмом в советское время?

Строительные работы в Богоявленском храме села Яконово

— В 1930-е годы власти несколько раз пытались его закрыть, но местные жители не давали этого сделать. В 1936–1937 годах настоятелем храма был протоиерей Иоанн Васильев. В августе 1937-го он был арестован. Вскоре его приговорили к расстрелу за антисоветскую агитацию и привели приговор в исполнение. В 2000 году священномученик Иоанн Васильев был канонизирован.

После ареста настоятеля храм закрыли. В здании устроили склад боеприпасов, позже — клуб. Росписи были закрашены, сохранили только орнаменты, видимо, в декоративных целях. Клуб выехал из храма в 1997 году, после этого церковь начала разрушаться.

— В России много гораздо более старых церквей, требующих реставрации. В чем ценность именно этого храма XIX века?

Роспись в храме села Яконово

— В советское время реставраторы много внимания уделяли древнерусским храмам, например Новгорода и Пскова. Как раз церквами XIX века почти не занимались — считалось, что их много. Сейчас таких храмов становится все меньше и меньше. Живопись такой сохранности, как в Богоявленской церкви, — большая редкость. К тому же она качественная по своему исполнению. Это прекрасный пример искусства XIX века. Пройдет лет двести, и к такой живописи будут относиться иначе, чем сейчас, будут больше ее ценить. И, возможно, станут задаваться вопросом: почему мы, люди, которые могли сохранить это искусство, мало для этого сделали?

Провинциальные художники, расписывая храмы, копировали знаменитых мастеров. Несмотря на это, мне иногда кажется, что в селах живопись в каком-то смысле более душевная, чем в столице. Очень бы не хотелось потерять замечательные образцы провинциальных росписей.

— И все-таки села сегодня вымирают, для чего восстанавливать храмы именно там?

— Мне нравится путешествовать на машине вместе с детьми. Вот едешь где-нибудь в сельской местности, видишь поля, леса, и вдруг вдалеке появляются очертания куполов. Пейзаж обретает особую ценность, у него как будто появляется душа!

Я часто думаю, что моим детям повезло: во время наших путешествий они видят старинные сельские храмы. Увидят ли те же церкви наши внуки и правнуки?

Вид церкви, пусть даже опустевшей и заброшенной, будит добрые чувства. Особенно в душе ребенка.

— Есть ли будущее у храма после реставрации?

Роспись в храме села Яконово

— Да, многие храмы в области пребывают в запустении. Но мы помним слова Евангелия: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Хочется верить, что благодаря храму в селе возродится жизнь.

Богоявленская церковь может привлечь в Яконово туристов, поскольку она связана с именем Н. А. Львова и незаурядна по архитектурному и живописному решению. Храм интересен и для паломников, ведь в нем служил священномученик Иоанн Васильев.

Сейчас есть люди, которые переезжают из города в деревню, они просто хотят растить своих детей в окружении природы. На чистом воздухе, на чистой воде, на продуктах, выращенных в собственном огороде. Это такие новые фермеры. Думаю, со временем их станет больше.

Пока богослужения в нашем храме проводятся несколько раз в год. На Крещение и на Пасху совершаются молебны. Эти службы собирают людей. Значит, мы работаем не зря.

Елизавета Орловская окончила живописно-педагогическое отделение Тверского художественного училища и отделение реставрации монументально-декоративной живописи в Строгановском университете в Москве. Попечитель фонда «Святыни нашей Родины» (www.bfrodina.ru).

Беседовала Александра Доброхотова

Фотографии Елизаветы Орловской и Натальи Сдобновой

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle