В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» публикуется текст с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».
Сегодня публикуем небольшой очерк истории религиозного миротворчества после окончания Второй мировой войны авторства митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера), будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, непосредственного предшественника нынешнего московского патриарха Кирилла (Гундяева): особенно будущий патриарх Алексий II выделяет роль Русской Православной Церкви в деле объединения деятелей разных религий в борьбе за мир во всем мире — остро необходимой, как он считает, в контексте угрозы гибели человечества в ядерном мировом пожаре. Что особенно важно в связи с прошедшим празднованием 79-летней годовщины Победы над нацизмом, будущий патриарх предлагает свой очерк истории религиозного миротворчества в контексте 40-летия Победы над нацизмом.
Выступление митрополита Таллинского и Эстонского Алексия, вице-президента Общества советско-индийской дружбы, на советско-индийской встрече представителей дружественных обществ, посвященной 40-летию Победы советского народа, — «За дружбу и сотрудничество между СССР и Индией, за мир, против угрозы термоядерной войны». Москва, 3 апреля 1985 года.
Уважаемые сопредседатели, дорогие друзья!
Позвольте мне от имени религиозных деятелей в Советском Союзе сердечно приветствовать наших индийских друзей и всех участников советско-индийской встречи дружественных обществ и предложить вашему вниманию доклад об участии религиозных деятелей в борьбе за мир.
Советский народ и все прогрессивное человечество готовятся торжественно отметить 40-летие Великой Победы над гитлеровским фашизмом.
Каждый праздник несет людям радость, тем более праздник Победы. Однако в равной мере наши сердца преисполнены сегодня также и глубокой скорби, ибо мы помним, что в ходе Второй мировой войны погибло 55 миллионов человек, в том числе 20 миллионов советских граждан.
Эта трагедия до сих пор взывает к совести человечества. Она и сегодня служит суровым напоминанием о том, что
МИР НЕ ПРИХОДИТ САМ СОБОЙ. ЗА НЕГО НУЖНО БОРОТЬСЯ. Ответственность за грядущее поднимает ныне миллионы и миллионы людей доброй воли различных взглядов и убеждений, принадлежащих к разным религиям и идеологиям, на борьбу против проявлений зла в межчеловеческих и межнациональных отношениях, на борьбу за мир, справедливость, человеческое достоинство, полагая в основу этого служения совместную ответственность за судьбы мира на Земле, утверждая его на краеугольном камне общечеловеческой солидарности.
Проблемы сегодняшнего дня слишком велики для любой отдельной категории людей. Частичные решения окажутся бесплодными. Жизнь, цивилизация и мир могут быть спасены только посредством общечеловеческих усилий. Аргументация здесь проста. Современное развитие военной техники, накопленный в мире военный потенциал уничтожения ставят человечество перед недвусмысленной альтернативой: быть или не быть жизни на Земле. В свете этого жесткого выбора принципиальное значение приобретают совместные усилия религиозных деятелей по спасению мира от всепожирающего пламени ядерного уничтожения. В основе этого сотрудничества лежат следующие основные принципы:
- сознание единства человеческого рода;
- признание равенства и достоинства каждого человека;
- признание идей любви, братства, справедливости и мира высшими началами человеческих взаимоотношений;
- признание высочайшей ценности, неповторимости и уникальности каждой человеческой жизни.
При всем разнообразии духовного опыта представители различных религий близки друг другу в нравственном выражении своей религиозности.
Религиозная практика основывается на уверенности в том, что бытие этого мира имеет своей конечной целью благо и что именно к добру направлено Промышление Божие о мире и человеке.
Идеал мира присущ всем религиям, что вытекает из самой сущности религиозного миропонимания. Но, может быть, религиозные деятели никогда так глубоко не сознавали и не переживали этого, как сейчас, когда величайшие угрозы нависли над жизнью на Земле.
Оценивая уроки Второй мировой войны, можно сказать, что это было первое страшное предупреждение всему человечеству. Война воочию показала, к какой катастрофе могут привести мир силы зла, если силы добра и мира не преградят им путь, сплотившись воедино. Победа, одержанная над фашизмом 40 лет назад, спасла человечество от бед, которые даже трудно себе сейчас представить. Но вместе с тем она указывает, каким образом избежать новых, еще более страшных бед и катастроф.
Тот миропорядок, который явился следствием Победы, дал возможность человечеству в течение четырех десятилетий не допустить возникновения мирового пожара. Более того, Победа в положительном смысле изменила облик мира. Рухнула колониальная система, являвшаяся позором для людей XX века. На авансцену мировой истории вышли великая свободная Индия и многие независимые государства Азии и Африки, играющие ныне столь важную роль в защите всеобщего мира.
Вечная память тем, кто 40 лет назад во имя этого отдал свою жизнь!
С первого часа Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Русская Православная Церковь была с теми, кто шел на смерть ради победы над силами зла и смерти, ради мирной жизни будущих поколений.
Завершение войны соединилось с надеждой на исключение войн из жизни человечества. Поместный Собор Русской Православной Церкви 2 февраля 1945 года выразил эту надежду следующими словами: «И дай Бог, чтобы, наконец, отказалось человечество от разрешения своих споров мечом. Да благословит же Господь всех нас… на неустанную борьбу за торжество во всем мире свободы, истины и добра на вечные времена!»
Труден был послевоенный путь сохранения мира. Пренебрегая уроками войны, влиятельные политические деятели ряда стран пытались строить международные отношения «с позиции силы», что привело к так называемой «холодной войне».
В тот печальной памяти период первым крупным событием в служении миру Русской Православной Церкви было ее участие в разработке и принятии Обращения Глав и представителей Поместных Православных Церквей, встретившихся в 1948 году в Москве на праздновании 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Это
Обращение к христианам всего мира содержало призыв объединить миротворческие усилия, сделать «бессильным всякое намерение и всякий план нового военного пожара на не очищенной от крови, слез, страданий и могил Земле».
В феврале 1949 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий призвал Главы Поместных Православных Церквей поддержать предложение созвать Всемирный Конгресс сторонников мира. Представители нашей Церкви участвовали в образовании Всемирного Совета Мира и во всей его последующей деятельности.
В августе 1949 года делегация нашей Церкви приняла участие в Первой Всесоюзной конференции сторонников мира. С того времени представители Русской Православной Церкви принимают деятельное участие во всех Всесоюзных конференциях сторонников мира, в Советском, республиканских и областных комитетах защиты мира.
По инициативе Святейшего Патриарха Пимена, 29 сентября 1975 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялось Совещание Глав и представителей Церквей и религиозных объединений Советского Союза для обсуждения конкретных вопросов современного миротворческого служения. Совещание высказалось за усиление межрелигиозного сотрудничества в деле служения миру и обратилось ко всем верующим мира с призывом провести Всемирную миротворческую межрелигиозную конференцию.
Такая Конференция под девизом «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» состоялась в Москве в июне 1977 года. На нее съехалось около 660 видных деятелей международных и национальных, религиозных и общественно-политических кругов из 107 стран, представлявших почти все религии мира.
Конференция приняла «Обращение к религиозным деятелям и верующим всех религий во всем мире», в котором говорилось:
«Наши религиозные верования не разделяли нас, ибо наши этические заботы оказались схожими; в нашей озабоченности о благе всего человечества мы нашли общую почву… По самой своей природе все религии против войны и агрессии. Противоположные действия, независимо от того, совершаются ли они во имя религии или нет, не могут быть оправданы ни одной религией, при правильном ее понимании… Будем же, последователи различных религий, идти вместе по пути мира и согласия в служении человечеству. Соединим руки со всеми людьми доброй воли, верующими и неверующими, в нашей общей задаче построения мира и содействия справедливости».
Конференция сыграла чрезвычайно важную роль в сплочении религиозных деятелей различных конфессий, которые убедились в возможности успешно трудиться на благо мира без ущерба для вероучительных основ своей религии.
Спасению человечества от ядерной угрозы была посвящена проведенная в мае 1982 года в Москве Всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». (Следует отметить, что во Всемирных конференциях 1977 и 1982 годов самое активное участие принимали представители всех основных Церквей и религий Индии.)
На указанной Конференции ее участники, представлявшие сотни миллионов верующих людей всего мира, обратились ко Второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению с призывом
«предпринять решительные действия, чтобы остановить гонку вооружений и очистить нашу Землю от скверны ядерного оружия».
В июне того же года с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН с таким же призывом выступил Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Пимен.
Совсем недавно, с 11 по 13 февраля, в Москве была проведена важная конференция «круглого стола» на тему «Новые опасности священному дару жизни и наши задачи», в которой приняли участие 60 религиозных представителей и научных экспертов из 27 стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки, Западной и Восточной Европы.
Форумы, проведенные по инициативе Русской Православной Церкви, — это только часть огромной каждодневной работы, которую наша Церковь проводит внутри страны и за рубежом, в различных международных религиозных организациях, в ходе многочисленных встреч и контактов с религиозными деятелями многих стран мира на двухсторонней основе. Высокой оценки заслуживает опыт совместного миротворческого служения Церквей и религиозных организаций СССР и Индии. Оно широко и многообразно. И это радует нас.
Весьма плодотворной была советско-индийская встреча религиозных деятелей, состоявшаяся в Москве 1–2 октября 1984 года по инициативе Общественной комиссии Советского комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. Во встрече приняли также участие активисты советского движения за мир, советские и индийские ученые, занимающиеся изучением религии и ее роли в борьбе за мир.
Встреча показала идентичность взглядов индийских и советских религиозных деятелей по многим обсуждавшимся проблемам. И это не удивительно. Нас многое объединяет. Это прежде всего общее беспокойство за судьбы мира, глубокая озабоченность по поводу резкого осложнения международной обстановки в последние годы.
Нас глубоко тревожат планы милитаризации космоса, которые приблизили бы ядерную смерть вплотную к каждому государству и к каждому человеку, размещение в Европе американских ракет средней дальности, осложнившее перспективу ядерного разоружения. Советские и индийские религиозные деятели отдают себе отчет в том, что
мир в наше время на Земле неделим. Где бы ни возник ядерный конфликт, в Европе или в Азии, он неминуемо приведет к глобальной ядерной катастрофе.
Вот почему и нас, и наших друзей из Индии беспокоят и превращение Европы в пороховую бочку, и милитаризация Индийского океана. Мы единодушны в том, что
все религии мира должны сотрудничать между собой и со всеми людьми доброй воли для спасения священного дара жизни, чтобы установить на нашей Земле мир без оружия, чтобы создать такое общество, где прочный мир и справедливые отношения явились бы основой для жизни, достойной человека. А для этого, конечно, необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты, независимо от его религиозных и философских убеждений, глубоко осознал свою личную ответственность за сохранение мира и установление справедливых отношений между государствами на основе принципов мирного сосуществования и сотрудничества.
Пример таких отношений в наше время являют отношения между СССР и Индией, являющиеся важным фактором мира во всем мире. Мы удовлетворены поступательным развитием этих отношений, новый импульс которым дала встреча 13 марта 1985 года высоких руководителей наших стран — Михаила Сергеевича Горбачева и Раджива Ганди.
Религиозные деятели и верующие всех стран мира с надеждой восприняли сообщение о начале советско-американских переговоров в Женеве по ядерным и космическим вооружениям. Возлагая надежду на эти важные переговоры, которые, при наличии доброй воли с обеих сторон, могли бы привести к заметному улучшению политического климата в мире, мы не должны забывать, что сохранение священного дара жизни зависит от всех нас, от усилий каждого из нас.
К этой заветной цели нас призывает священная память о лучших сынах и дочерях нашего Отечества, отдавших свою жизнь во имя Великой Победы 40 лет назад. К этому призывает нас забота о будущих поколениях.
Сегодня для всех людей доброй воли, выступающих против угрозы новой, еще более разрушительной войны, слова «мир» и «жизнь» стали синонимами. Ядерной войне не должно быть места на нашей Земле, ибо ее последствия будут настолько катастрофическими, что
ПРАЗДНОВАТЬ НОВУЮ ПОБЕДУ УЖЕ БУДЕТ НЕКОМУ.
Это побуждает всех нас к безотлагательным действиям, способным предупредить угрозу самой жизни на нашей планете.
Мы, религиозные деятели, вместе со всем миролюбивым человечеством выражаем твердую надежду на благословенную плодотворность наших миротворческих начинаний.
Алексий, митрополит Таллинский и Эстонский
Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 9, 1985 год