Второе пришествие каждый день: что я понял, читая архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Владимир Стрелов

Ректор библейского колледжа «Наследие»

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

9 декабря 2023 года исполняется 80 лет со дня рождения архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Отец Ианнуарий не дожил до этой круглой даты без малого шесть лет, поэтому сегодня мы вспоминаем о нем уже как об усопшем, молимся о его упокоении и хотим рассказать о его трудах.

Вот такой парадокс: большинство книг отца Ианнуария увидело свет уже после его смерти. Но его беседы и лекции повлияли на многих из тех, кто сегодня сам уже учит, преподает и наставляет.

О важных для него трудах архимандрита Ианнуария (Ивлиева) рассказывает Владимир Стрелов, ректор библейского колледжа «Наследие».

1. Беседы на радио «Град Петров»

Знакомство с архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым) для меня началось с его бесед на радио «Град Петров». Беседы архимандрита Ианнуария захватывают. Здесь искренняя, просвещенная вера автора сочетается с прекрасной манерой изложения, ведь отец Ианнуарий был не только большим ученым, но и прекрасным лектором и проповедником.

До сих пор помню, как несколько стихов из 1-го Послания к Фессалоникийцам, которые читают в храме на погребение, архимандрит Ианнуарий разворачивает в удивительную картину возвращения Христа и обожения человека. Мастерски привлекая тексты Ветхого Завета — а они были родными для апостола Павла, и античной мифологии — традиции, в которой выросли слушатели апостола). А как пастырски мудро он разбирает 13-ю главу из 1-го Послания к Коринфянам, где содержится гимн любви! Послушайте, вы обязательно найдете там важное и новое для себя.

2. Комментарии на Синоптические Евангелия (Марка, Матфея, Луки)

Это фундаментальные труды (на Матфея — двухтомник), написанные в научно-популярном стиле. (Часть комментарием на Матфея издавались отдельно и известна как «Жемчужины Нагорной проповеди».)

Архимандрит Ианнуарий привлекает данные современной библеистики, и картинка оживает. Например, в комментарии на Евангелие от Луки он подробно рассказывает о том, как именно формировался порядок служения в храме:

Вполне возможно, что многие священники ни разу в жизни так и не удостоились чести принести жертву каждения; но уж если кому выпадал такой жребий, то этот день становился величайшим днем в жизни священника.

При этом архимандрит Ианнуарий сочетает свои комментарии с назиданием православного пастыря. Это особенно важно на фоне многочисленных современных переводных комментариев, хорошо воссоздающих контекст, но совершенно нечувствительных, например, к литургическим отсылкам Евангелий.

3. Комментарий на Евангелие от Иоанна

Мне лично из комментариев на Евангелие у архимандрита Ианнуария больше всего нравится этот, самый краткий том. Книга построена в форме заметок на библейский текст, это как бы квинтэссенция того, что отец Ианнуарий хотел сказать по Евангелию.

Интересно посмотреть как бы «внутреннюю кухню» архимандрита Ианнуария. Например, в одном месте он дает ссылку, что читает Баркли. А в комментарии к 21-й главе прочитываются мысли епископа Кассиана (Безобразова) из его комментария.

Но самое интересное в этом комментарии — это пастырские замечания самого архимандрита Ианнуария, очень живые:

Самарянка, оставив заплечный сосуд, побежала в деревню, где нашла людей (из-за дневной жары они не были в поле). Все это несмотря на то, что она была презираема. Здесь мы видим этапы откровения:

1 . Христос начинает с того, что побуждает человека увидеть себя (как правило, мы судим других). 2. Иисус видит не только плохое, но видит и здоровье того, кто болен. 3. Открыв Иисуса для себя, мы стремимся поделиться своим откровением (миссия). 4. Это стремление преодолевает страх и стыд. Когда мы выздоравливаем, мы первым делом с благодарностью говорим: вот таким я был и таким стал.

В отличие от «больших» комментариев, здесь остается некоторое пространство, чтобы продолжать размышлять.

4. Комментарий на Апокалипсис

У архимандрита Ианнуария есть еще комментарий на Апокалипсис и на половину Книги Деяний (он не успел дописать эту работу). На фоне современной англоязычной библеистики эти труды не кажутся уникальным достижением, но для читателя, не владеющего языком в достаточной степени, эти труды могут быть очень важны.

5. «Проповеди по четвергам и не только»

Многим стали дороги проповеди архимандрита Ианнуария на Апостол, а также «Проповеди по четвергам и не только», прочитанные отцом Ианнуарием на радио «Град Петров» и собранные в книгу Феодоровским собором С.-Петербурга. В них архимандрит Ианнуарий не только разъясняет буквальный смысл текста, но раскрывает богословское значение воспоминаемых событий, и делает это ярко, так, что невозможно остаться безразличным к сказанному:

Согласно древнему и общему христианскому убеждению, воскресение и суд — события конца истории. Эта вера идет еще из Ветхого Завета. Но в Евангелии от Иоанна тому и другому придается новое духовное измерение. Переход от смерти к жизни происходит уже здесь, в слышании слова Иисуса Христа и в вере в Бога, пославшего Иисуса. «Наступает время, — говорит Господь, — и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут»… Мертвые, о которых здесь идет речь, это не умершие, которые находятся в гробах; о них Иисус скажет чуть позже. Мертвые, до которых доходит голос Сына Божия, Его слово, — это духовно мертвые люди, те, которые пребывают в неверии, и находятся в смертельной власти этого неверия. Из этого мира живых трупов человека может вызвать к жизни, воскресить из мира мертвецов, мира безверия, животворящее слово Посланника Божия… Час воскрешения из мертвых пришел: вместе с Иисусом в мир вошла жизнь. Каждый, слушающий слово Иисуса, стоит перед выбором и принимает решение…

Обычные для других Евангелий выражения: «тот день», «день Господень», «Судный день», «последний день» — в Евангелии от Иоанна обретают совсем иной смысл. Этот день не отделен от нас во времени, это постоянно возвращающийся день, сегодняшний день. Это день, когда человек в вере встречается с воскресшим и прославленным Господом, и тем самым обретает жизнь. «Еще немного, — говорит Иисус Своим ученикам, — и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня; ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас».

Этот краткий обзор мне хочется с огромным уважением к приснопамятному пастырю и богослову закончить важной цитатой:

Второе Христово Пришествие — это не единократное событие в конце времен, оно может происходить и происходит снова и снова, ежедневно, ежечасно, ежеминутно…

Возвещать эту новую жизнь в воскресшем Господе — главная цель Иоанна. И он всем своим Евангелием возвещает: «Воистину воскресе Христос». Веруйте в это. Аминь.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle