«Гарри Поттер». Увенчанный добродетелью

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

История о Гарри Поттере — одна из самых популярных среди когда-либо написанных. В чем секрет такого ошеломляющего успеха? Известный «поттеровед» Джон Грейнджер, перевод чьей книги вышел в издательстве «Никея», приглашает к увлекательному путешествию по книгам поттерианы. Разбираем основные сюжетные ходы и образы, расшифровываем их символическое значение и показываем, какую вечно актуальную историю рассказывает Джоан Роулинг.

Как мы уже говорили, в книгах о Гарри Поттере чередуются акценты и стили. «Философский камень», «Узник Азкабана» и «Орден Феникса» — первый, третий и пятый романы из цикла — сосредоточены на внутренних, психологических переживаниях Гарри. «Тайная комната», «Кубок огня» и «Принц-полукровка» — второй, четвертый и шестой романы, напротив, посвящены не столько тому, что Гарри узнает о себе (своей внутренней жизни), сколько тому, что он узнает о мире (внешней жизни). Такое чередование акцентов соответствует алхимическому принципу, согласно которому за сжатием следует расширение (и наоборот) так же верно, как за днем — ночь и за четными числами — нечетные.

«Кубок огня» — объемная книга: определенно самая длинная, какую мне случалось читать вслух детям, вплоть до выхода «Ордена Феникса»! И событий, и смыслов в ней хватает. Вот их краткий обзор:

• От начала до конца «Кубка огня» в Гарри происходят значительные перемены. Из зрителя Мирового кубка и неудачливого защитника школы он вырастает во взрослого волшебника, способного выдержать бремя борьбы с Темным Лордом. В начале романа он подросток, озабоченный тем, что думают о нем другие, да- лее он взрослеет, приобретает целостность характера и уверенность в себе.

• Сюжет расширяется: от внутренней борьбы и школьных переделок в Хогвартсе он выходит на мировую арену и переходит к борьбе добра со злом в масштабах общества. В своих сатирических портретах властей и общественных институций Роулинг трогает за вымя немало священных коров — от судов и тюрем до школ, СМИ, правительства и профессионального спорта.

• Продолжается алхимическая тема очищения и совершенствования в испытаниях — как в борьбе с Вольдемортом, так и в четырех заданиях Турнира Трех Волшебников. В этих заданиях отражаются те же ступени совершенствования, что проходил Гарри на пути к зеркалу в «Философском камне». Задания на Турнире привязаны к четырем алхимическим стихиям: воз- духу, земле, огню и воде. Каждое намекает на определенный тип классических или средневековых спортивных состязаний:

ВОЗДУХ: победа над драконами (рыцарский турнир); ВОДА: спасение заложников (это тоже о рыцарях); ЗЕМЛЯ: поиск пути в лабиринте с преодолением препятствий (героическое путешествие Тесея);

ОГОНЬ: сражение с Сатаной на кладбище (средневековое моралите).

Последовательность заданий на Турнире в «Кубке огня» (дракон и яйцо — вода и погружение — лабиринт — кладбище) следует образам, используемым для описания алхимического Великого Делания. Как и в «Философском камне», к столкновению с Вольдемортом в финале книги Гарри готовят препятствия и испытания, которые он должен преодолеть, чтобы туда попасть.

«Праздник нового рождения»: уроки духовной борьбы

Ключевая сцена «Кубка огня» — на кладбище, где возрождается Темный Лорд: отвратительная пародия на все, что свято для христиан! Внимательный взгляд на то, что сам Темный Лорд называет «Праздником своего нового рождения», показывает, что перед нами черная месса.

Черная месса — это демоническая насмешка над традиционной христианской Литургией и богослужением. На черной мессе выворачивается наизнанку все священное: над жизнью и светом торжествуют смерть и тьма. И в магическом зелье, и в церемонии, которой руководит Вольдеморт — черный маг-первосвященник, все христианские таинства ставятся с ног на голову с самыми демоническими последствиями:

• Евхаристия, плоть и кровь Христова, дарующая жизнь, высмеивается в рецепте магического зелья: для него требуется кровь врага, плоть слуги и кость отца (насмешка над кровью Спасителя, плотью Господа и Духом Отца).

• Погружение в крещальный водоем во имя Отца, Сына и Святого Духа также выворачивается наизнанку, когда «младенца»-Вольдеморта погружают в котел с тремя волшебными материальными ингредиентами (и вместо «нового человека» или «младенца во Христе» из котла появляется «ветхий человек»).

• Исповедь или таинство примирения происходит после (а не до) черной мессы и «крещения» ветхого человека — и жрец темных искусств не прощает и не отпускает Пожирателям смерти их грехи и промахи, но требует возместить их по принципу «око за око».

• Посвящение в священники и монахи также находит свое карнавальное отражение в благословении Червехвоста, а также в обещанном возвышении и награде для истинных служителей Вольдеморта (и отлучении и убийстве тех, кто оказался ему неверен).

• Словесную литургию или проповедь Вольдеморт пародирует в своем наставлении ученикам, касающемся его страстей и воскресения.

• Таинство христианского погребения поставлено с ног на голову, поскольку кладбище у церкви становится местом рождения демонов, а не упокоения тех, кто ожидает подлинного воскресения из мертвых.

Гарри не только становится свидетелем смерти друга и целой серии демонических надругательств над святынями: он становится частью этого действа, ибо его кровь, благодаря любви и жертвенной смерти его матери получившая магическую силу, необходима для зелья (еще одна инверсия Евхаристии). Однако Гарри, подобно своему отцу, решает сражаться до конца. Такое твердое стояние в вере, несмотря на сгущающийся вокруг него мрак и извращения, напоминает нам его победу в «Тайной комнате» — и именно оно становится причиной эпифании (явления истины) и теофании (явления Бога) Гарри в этой битве.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Кубок огня», режиссер Майк Ньюэлл

Мужество, проявленное в выборе Гарри, вместе с любовью к отцу призывает золотистый свет и вдохновляет песнь феникса, которые окутывают его, когда он скрещивает палочки с Вольдемортом. Из «Фантастических тварей» мы узнаем: о песни феникса «рассказывают, что она придает мужества тем, кто чист сердцем, а в нечистые сердца вселяет страх». Мы уже отмечали, что в «Тайной комнате» эта песнь — символ Духа Святого, и здесь также очевидна символика Троицы: ассоциация с Дамблдором и голос песни феникса вызывает на память слова Отца во время крещения Иисуса (см. Мф 3:13–17), перо феникса в палочке, как и сам феникс, репрезентируют Христа, а песнь и ее воздействие указывает на Святого Духа.

Гарри может воспринять эту символическую эпифанию Троицы лишь потому, что он чист сердцем. Снова, как и в каждом состязании на Турнире, как и в каждом конфликте с друзьями и с журналистами, он мужественно встает на сторону истины, не ища легких побед, простых решений или безопасных путей. Кажется, книги о Гарри Поттере, словно современные басни Эзопа, говорят нам, что в конечном итоге нас спасают не знания, не специальные внешние приготовления, даже не благочестие. Лишь свойства нашей души — мужество, любовь, внутренняя доблесть — делают нас восприимчивыми к благодати, способной принести спасение в духовной войне.

На протяжении всех романов о Гарри Поттере битвы и спорт используются как метафоры духовной войны. На этих примерах мы учимся воинским добродетелям: беззаветной жертвенности, отваге и мужеству в бою — тем трем добродетелям, которые, как говорит Вольдеморт Гарри, проявили его родители в своей последней битве. Думаю, автор решила связать спорт с духовностью, поскольку знает, что именно спорт и война в западном христианском мире традиционно рассматриваются как площадки для инициации муж- чины и проявления героической доблести. Однако сквозь эти битвы, как игровые, так и смертельно серьезные, мы можем разглядеть истины религиозных традиций Откровения и очертания более великой битвы против вполне реального демонического врага, жаждущего нашей смерти — не только физической, но и духовной.

В этом «Кубок огня» не отличается от остальных книг серии: разница лишь в широте воздействия, производимого чистым сердцем Гарри. До сих пор в каждой книге мы читали о том, как наша подготовка и принятые решения определяют собой исход нашей личной борьбы со злом; в «Кубке огня» видим более масштабные последствия этой борьбы для наших друзей и для всего мира. Гарри не просто выжил: его успешное бегство вдохновило и мобилизовало против Вольдеморта всех положительных персонажей. Так наш поиск духовного совершенства, каким бы он ни был частным и личным, облагораживает и освещает мир.

Кубок огня

Дамблдор вынул волшебную палочку и стукнул по крышке ларца три раза. Крышка медленно, со скрипом открылась. Дамблдор сунул внутрь руку и достал большой, покрытый грубой резьбой деревянный кубок. Ничего примечательного — не будь он до краев наполнен пляшущими синеватыми языками пламени.

Дамблдор говорит нам, что «участников турнира отбирает из школьных команд беспристрастный выборщик — Кубок огня» (глава 16). Грюм позже называет его «очень мощным магическим предметом» (глава 17). Что же такое этот Кубок — изобретение Роулинг?

И да и нет. Нет — в нем есть отсылка к средневековой легенде; и да — Роулинг кое-что поменяла, чтобы придать этому легендарному артефакту собственное значение. В легендах Артуровского цикла магическим предметом, который сам избирал себе достойных хранителей, был Святой Грааль.

Однако Святой Грааль — не просто волшебный предмет типа вредноскопа или «зеркала врагов», определяющий человеческие недостатки. Он обладает силой, поскольку это не что иное, как чаша Причастия с Тайной Вечери Христовой; иные же говорят, что в него собирали текущую кровь распятого Христа. Легенда гласит, что Иосиф Аримафейский привез Грааль в Англию, в те времена самую дальнюю окраину Римской империи. Читатели артурианских легенд знают, что найти Грааль под силу лишь тем, кто чист сердцем (в легендах это сэр Персиваль и Галахад).

Роулинг внесла в исходный сюжет любопытные изменения. Грааль в легенде — серебряный, и иногда больше похож на блюдо, чем на то, что мы назвали бы кубком. Изображение Грааля в виде большой, грубо обработанной деревянной чаши явно навеяно «Индианой Джонсом и послед- ним крестовым походом». (Помните, как Харрисон Форд находит в зале, полном богато украшенных сосудов, простую глиняную чашу и говорит: вот из такой мог бы пить плотник-назаретянин?)

Но куда более интересные нововведения — это ларец и пламя в кубке. В пламени, быть может, ощущается сатира на олимпийский огонь, но ларец наводит меня на мысль, что Роулинг имеет в виду содержимое чаши Причастия: тело и кровь Христовы. Традиционные христиане читают перед причащением молитвы, в которых тело и кровь Спасителя уподобляются огню:

Хотя ясти, человече, Тело Владычне, Страхом приступи, да не опалишся: огнь бо есть (стихи).

Но да будет ми угль Пресвятого Твоего Тела и честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу (Молитва 2-я Иоанна Златоуста).

И дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуяся вкупе и трепеща, огневи причающаяся трава сый, и станно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древне неопальне горяще (Молитва 6-я прп. Симеона Нового Богослова).

Се приступаю к Божественному Причащению. Содетелю, да не опалиши мя приобщение: Огнь бо еси, недостойныя попаляяй. Но убо очисти мя от всякия скверны (Молитва Симеона Метафраста).

Усладил меня еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением; но попали огнем невещественным грехи моя, и насытитися еже в Тебе наслаждения сподоби (Тропарь).

Итак, Кубок огня в четвертой книге — вымышленный аналог Святого Грааля. Однако рабочее название романа, попавшее в прессу незадолго до его выхода в свет, звучало как «Гарри Поттер и Турнир Заклинаний». Думаю, название было изменено, потому что Турнир в дальнейшем получил иное название, намекающее на Троицу (Турнир Трех Волшебников) — поэтому и новое заглавие теперь указывало на общий смысл книги.

Самая странная особенность огня в Кубке: этот огонь не пожирает (вспомним, что чаша сделана из дерева, а не из глины). Претенденты на участие в Турнире бросают в этот огонь клочки пергамента, и огонь не сжигает их. Быть может, современным американцам это покажется натяжкой, однако большинство христиан на этом месте не смогут удержаться от параллели с неопалимой купиной на горе Синай, с очистительным огнем того, что католические верующие называют чистилищем, и со славой или любовью Божьей, изображаемой на иконах в виде мандорлы или нимба. Все эти символы или соответствия в христианской литературной традиции, в рамках которой пишет Роулинг, указывают на Слово Божье или Логос, ставший человеком Христом. Книга «Кубок огня» названа в честь предмета, который появляется лишь в одной из ее тридцати семи глав и играет в построении сюжета лишь небольшую и служебную роль — сравнительно, например, с Турниром Трех Волшебников или с возвращением Вольдеморта. Однако его примечательный христианский смысл вполне оправдывает такое название.

Из книги «Как Гарри Поттер заколдовал мир. Скрытые смыслы произведений Джоан Роулинг». — М.: Никея, 2023

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle