Рождество Христово как событие огромного значения получило отражение во всех музыкальных жанрах — от традиционного народного творчества до экспериментов в электронной музыке. Но рождественская классика занимает в этом списке особое место. Во-первых, темы Рождества касались самые знаменитые композиторы, среди которых Бах, Вивальди и Мендельсон. Во-вторых, их творения стали основой для многих произведений современной рождественской музыки. В-третьих, объемное звучание классики создает особое настроение праздника.
Вашему вниманию — последний выпуск цикла «Рождество во всем мире. Плейлисты рождественской музыки — от древности до наших дней».
1. Камиль Сен-Санс — Рождественская оратория
В свою бытность органистом парижской церкви Сент-Мари-Мадлен Камиль Сен-Санс создал свою Рождественскую ораторию всего за пару недель перед Рождеством 1858 года.
Сен-Санс был одним из прогрессивных композиторов своего времени. Он вплетает в ораторию то отсылки к Баху, то простенький мотив народной песни. Под музыку «Рождественской оратории» библейские стихи звучат убедительно и твердо.
2. Иоганн Себастьян Бах — Рождественская оратория
Оратория Баха — это фундаментальное рождественское произведение, одновременно эталон и образец для подражания.
В оратории композитор использовал немало фрагментов из своих более ранних произведений, соединив их под сенью рождественского вертепа.
Критики отмечают богословскую целостность кантаты. Рождение Христа для Баха — не просто праздник, а повод осмыслить всю историю человечества.
3. Антонио Вивальди — Концерт для скрипки RV270 «За Пресвятое Рождество»
Если в масштабных ораториях обязательно присутствует рассказчик, который словно ведет слушателя через историю, Антонио Вивальди роль такого рассказчика отдал скрипке.
Смычковый инструмент повествует о рождении Спасителя, передавая чувства и эмоции без единого слова.
Главным мотивом своего произведения Вивальди выбрал мелодию старинной рождественской песни, который проходит через весь концерт «За Пресвятое Рождество».
4. Оливье Мессиан — Двадцать взглядов на младенца Иисуса
Фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиан создал в 1944 году для пианистки Ивонны Лорио, которой позднее суждено было стать женой композитора.
Сам автор говорил об этом цикле, что, создавая его, он искал выражения мистической любви. «Двадцать взглядов» — это не столько пересказ Евангельской истории, сколько образы, возникающие вокруг событий Рождества: Взгляд Отца, Взгляд Звезды, Взгляд Креста, Взгляд безмолвия… Мессиан развивает глубины богословской мысли на аскетичном фундаменте фортепианной музыки.
5. Арнольд Шёнберг — Рождественская музыка
Обработка рождественской песни XVI века была написана Шёнбергом в 1921 году для камерного состава с гармоникой.
Особое, как бы сейчас сказали, «ламповое» звучание делает композицию по-настоящему праздничной и в то же время умилительной и трогательной.
6. Владимир Ребиков — Вальс из оперы «Елка»
В основе оперы «Елка» Владимира Ребикова два произведения, неразрывно связанные с темой Рождества. Это «Девочка со спичками» Андерсена и «Мальчик у Христа на елке» Достоевского.
Эти произведения схожи в своей трагичности — их герои замерзают на улице. Именно вальс становится кульминацией оперы. Главная героиня слышит эту музыку во время своих видений, после которых уже не сможет проснуться.
7. Николай Римский-Корсаков — Полонез из оперы «Ночь перед Рождеством»
Создавая оперу по произведению Гоголя, Римский-Корсаков назвал ее жанр «быль-колядка». Работая над музыкой для «Ночи», композитор с головой погрузился в народные мелодии колядок и особенности праздничных обрядов. Именно простые напевы рождественских песен и легли в основу целой оперы знаменитого автора.
8. Феликс Мендельсон — Ангельские вестники поют
Как и знаменитый «Свадебный марш», это произведение Мендельсона остается популярным на протяжении столетий.
Рождественская мелодия была создана в 1840 году в рамках кантаты «Праздничное пение».
Текст песни принадлежит Чарльзу Уэсли, который видел будущее произведение медленным и строгим. Вместо этого Мендельсон создал легкую и воздушную композицию.