Крещение Иисуса Христа и крещение в моей жизни

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Крещение Господне, или Богоявление в нашем литургическом календаре завершает праздник Рождества Христова. Вокруг Крещения всегда бывает много разговоров — и у верующих, и у неверующих, но почти никогда не упоминается самое главное и интересное. Поговорим об основных смыслах этого праздника.

Богословие начинается там, где возникает идея о Пресвятой Троице, потому что богословие — это размышления о том, Кто есть Бог. Бог есть Троица, и Бог есть Любовь, это самое важное. Когда говорят о Троице — Отце, Сыне и Святом Духе, — то всегда говорят о любви. Причем о любви взаимной, счастливой и совершенной, где каждый обретает себя в общении с другим.

В разговоре о Крещении тема Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа — будет самой главной.

Когда Иисус становится Мессией

Самое распространенное суждение: есть семь Таинств Церкви, и Крещение одно из них. Но в Новом Завете слово «Крещение» — Baptisma — никогда не употребляется как обозначение чего-то одного из семи или как что-то в ряду другого.

В Новом Завете слово «Крещение» применительно к Иисусу Христу как минимум имеет два значения.

Первое — это Крещение, которое Иоанн Креститель совершает над Христом, или Крещение, которое Христос принимает.

Другое значение Крещения — это то Крещение, которым будет крестить Иисус и Его ученики.

И во время праздника, и в Евангельских чтениях, и в богослужебных текстах нас привлекает событие на реке Иордан, где Христос принимает Крещение от Иоанна Предтечи.

Что же происходит? Легко представить себе это действие как картинку. Можно снять фильм, инсценировать, но самое главное останется за кадром, потому что никогда внешняя канва не отражает внутренний смысл происходящего.

Сразу дам ключ к размышлению. В этот момент Христос получает Святой Дух. Что это означает? Святой Дух, или, в определенном смысле, Священный Дух — Дух Помазания. Он как драгоценное миро, которое царя делает царем, пророка — пророком. Иисус становится Христом. Дух Помазания делает Его Мессией и Помазанником. Слово «Христос» означает Помазанник.

Крещение Христа на Иордане не вмещается во внешние жесты — погружение в воду и прочие действия, это совсем другое.

Самое главное признание в любви

Не делаю никаких свидетельств, но в моей жизни есть очень интересная личная история. В старших классах я отвечал за идеологический сектор, и к празднику Крещения мне было поручено подготовить атеистическую беседу, объяснить одноклассникам, какая всё это белиберда. В школьной библиотеке нашлась подходящая брошюрка, из серии «Библиотека научного атеиста». Помню, сидел на уроке английского языка, держал под партой эту книжку и читал ее. В книжке просто пересказывалась евангельская история, и, когда я дошел до слов «Ты Сын Мой возлюбленный» (Мк 1:11), меня будто громом поразило. Как будто эти слова я сам услышал, как будто они имели какое-то прямое отношение ко мне.

Тогда я еще не был крещен, но даже мне, ребенку, стало понятно, что Священное Писание, где говорится о Боге, — это то, что нужно услышать. Просто какой-то голос вдруг услышать внутренним слухом, и это не будут галлюцинация. И, может быть, это услышанное даже изменит твою жизнь, реальность приобретет новое звучание.

Ключевая тема Крещения Христа: «Ты Сын Мой возлюбленный». Именно в тот момент, когда звучит голос Отца, нисходит Святой Дух и совершается Священное Помазание. А далее: «Дух нисходит и пребывает», то есть навсегда остается несмываемой печатью на Христе.

Самое главное, что нужно понять в контексте этого праздника: голос Отца, Святой Дух в виде голубя, некое откровение Бога, Богоявление. Поэтому этот праздник так и называется «Богоявление» — Теофания.

«И мы видели Славу Его». Кто эти «мы»?

Мне кажется, что вначале было Крещение как нечто гораздо более всеобъемлющее, чем то, что мы можем себе представить.

В прологе Евангелия от Иоанна говорится о Крещении, но мы об этом даже не догадываемся. Когда в Пасхальную ночь мы слышим: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1), то ощущаем, как будто поднимается занавес над вселенской историей. Мы будто оказываемся в точке до сотворения мира или в первое мгновение его сотворения: «В начале было Слово…», «Свет, который сияет»… Мы оказываемся где-то совсем в других измерениях времени и пространства, потом слышим: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели Славу Его, Славу, как Единородного от Отца» (Ин 1:14).

Загипнотизированные первыми словами, мы все еще остаемся где-то там, а евангелист уже помещает нас на берег Иордана, где все мы — Иоанн, ученики, наши современники и мы с вами — оказываемся сопричастны Славе Божией, видим Славу Его.

Для меня всегда было интригующе — кто эти «мы»? Почему евангелист говорит во множественном числе? Подразумеваемся и мы с вами: «мы видели Славу Его». Это тоже главная тема Евангелия от Иоанна — видеть Славу Его.

Крещение в смерть и Воскресение

Возникает важный вопрос. Какое отношение Крещение Иисуса в Иордане имеет к тому крещению, которое мы с вами получили в Церкви? Потенциально мы стали учениками Христа, мы стали христианами.

Точно такой же вопрос возникает в Пасхальную ночь, когда Христос воскрес. Какое отношение это имеет к нам? Эти события для нас имеют какой-то смысл или просто мы присутствуем как «в чужом пиру похмелье», а это биографические события из жизни кого-то, кто жил 2000 лет назад?

Вспомним о том Крещении, которым Христос крестил, а на самом деле крестили Его ученики. Об этом упоминается в Евангелии от Иоанна, когда возникает очень необычный спор между учениками Иисуса и учениками Иоанна Крестителя — кто из них более важный, чье крещение более значимое. Евангелист отмечает: хотя Иисус не крестил Сам, крестили Его ученики, ученики Иоанна Крестителя начинают ревновать, что слишком много людей приходят именно к ним, а не к Иоанну Крестителю.

К пониманию Крещения в истории Церкви подходили по-разному: либо по аналогии с Ветхим Заветом, либо с другими религиозными и историческими практиками.

Например, омовение, ритуальное очищение у иудеев. Те из вас, кто совершал паломничество на Святую Землю, помнит впечатляющие бассейны, цистерны, миквы, в которых совершалось это очищение. Омовение было очень важным, иногда приобретало грандиозные масштабы, как у ессеев в Кумране. Люди, жаждущие праведности, духовной чистоты, совершенства, исполняли это омовение с великим благоговением.

Другая история связана с тем, что прозелитов (чужих, новообращенных) принимали иногда не через обрезание, а через другие ритуалы. И поэтому то Крещение, которое совершал Иоанн Креститель, позволяло язычникам стать частью народа Божия, не принимая обрезания. Обрезание по эстетическим причинам слишком отталкивало эллинов. Поэтому существовала такая вот альтернативная форма. Параллель между Крещением и обрезанием существовала уже во времена Иоанна Крестителя.

Но, опять же, это не самое главное. Самое главное, это то, что говорит апостол Павел в Послании к Римлянам: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых Славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»(Рим 6:4).

То есть Крещение — это наша сопричастность смерти и Воскресению Христа. Мы вместе со Христом умираем для того, чтобы вместе с Ним воскреснуть. Сама эта смерть будет воскресением, то есть начнется новая жизнь.

Здесь возникает ассоциация с темой Любви: когда Данте описывает историю встречи с Беатриче, то употребляет выражение апостола Павла — для него началась новая жизнь, потому что было что-то «до» и что-то будет «после».

С небес или от человеков?

Крестить — это означает погрузить в воду, окунуть с головой или утопить. Вот такой образ смерти и погружения в воды, как некое умирание. Но в Крещении Христа совсем другая динамика: там есть одновременно нисхождение и восхождение, и одно без другого не существует. Крещение Христа — это погружение в Святой Дух, погружение в несмываемую печать Помазания.

Означает ли это какое-то особенное Крещение?

В Евангелии от Марка Иоанн Креститель говорит: «… идет за мною Сильнейший меня. … Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк 1:8).

Фарисеи спрашивают у Христа:

«…какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?»(Мф 21:23).

Иисус же говорит им в ответ:

«…крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков?» (Мф 21:24).

Иисус Христос иронизирует над фарисеями. Все мы тоже привыкли думать: или-или — или Божественное, или земное. На самом деле крещение Иоанна было и небесным, и человеческим.

Крещается «во Имя»

При Крещении произносятся тайносовершительные слова:

Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святого Духа (третье погружение), аминь».

Крещение совершается «во Имя»: это безумно интересное выражение, оно означает, что человек входит в новое пространство, в новый мир, и уже будет принадлежать кому-то.

Крещение — это принадлежность. Сын принадлежит Отцу, христиане принадлежат Богу.

Возвращаемся к троичному богословию. В Пресвятой Троице Отец не существует сам по себе, Он принадлежит Сыну и Духу, это происходит с Каждым из них, в этом и состоит Любовь. Вот что наиболее интересно и важно в Крещении.

Те, кто родился через Крещение

Когда возникли первые общины евангелиста Иоанна Богослова, то многие из его учеников были последователями Иоанна Крестителя. Именно поэтому возникает образ двух первых учеников, которые были сначала учениками Иоанна Крестителя, потом стали учениками Христа, апостолами.

Это произошло в тот момент, когда Иоанн Креститель выполняет свою главную роль. Он Предтеча, и поэтому его миссия состоит в том, что он должен указать, как указательный палец указывает: «Се Агнец Божий». И в тот момент, когда Иоанн Креститель указал на истинного Агнца, ради которого он пришел, то ученики логично переходят и идут вслед за Христом.

Кто такие христиане? Христиане — это те, которые, как Иоанн Креститель, указывают на присутствие Христа. На невидимое присутствие Агнца, Которого еще никто не знает, но Который уже посреди них.

Когда мы читаем Иоанна, то мы видим, что есть разные образы учеников. Есть Петр, который похож на институциональную Церковь, у него своя харизма. Иоанн, подлинный ученик, он слушает и внутренним слухом слышит какие-то вещи, которые не слышат другие. Мария Магдалина, самарянка и целое многообразие разных образов. Это образы учеников — тех, кто рождается через Крещение.

Один из таких ярких образов, любимый образ Иоанна, — это Никодим, который приходит в начале Евангелия ночью для того, чтобы задать свои вопросы. И слышит в ответ, что невозможно войти в Царствие Божие, если ты не родишься свыше. Естественно, он думает о чем-то земном, думает о том, что ему нужно опять залезть в утробу матери и родиться. И Христос ему говорит, нет, нужно родиться от воды и Духа.

Крещение — это новое рождение, новая жизнь и новая реальность. Точно так же, как через утробу матери человек входит в физический мир, через Крещение Духом, через погружение в Дух человек входит в другое пространство, рождается для Царства.

Притом что физическая реальность, может быть, не меняется. Но открывается духовная глубина, жизнь обретает смысл.

«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века»

Путь между Крещением и Воскресением, как между стартом и финишем, — это и есть духовная жизнь. Этот путь человек совершает в надежде однажды увидеть нечто большее — «воскресение мертвых и жизнь будущего века».

В каком же возрасте креститься?

Споры о том, в каком возрасте следует принимать крещение, смехотворны. Можно покрестить младенца по решению родителей, можно самостоятельно покреститься в сознательном возрасте. Это никакого значения не имеет. Крещение — это всегда начало, и не важно, самостоятельно человек принимал решение или это решение приняли за него. Потому что самое главное — это то, что начнется потом.

Лично я крестился в сознательном возрасте, после определенных переживаний, в 20 лет. Самым прекрасным мне показалось то, что все мои грехи прощаются, новая жизнь начинается сначала. И действительно, в крещении это важный аспект.

Переводимая игра слов, или О грехах и прощении

Праздник Крещения Господня возвращает нас к сложному и деликатному вопросу о грехах и прощении.

Иоанн Креститель, указывая на Христа, говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»(Ин 1:29).

Говорить о прощении очень сложно. Прощать еще сложнее. Вместить это, по-настоящему размышлять о прощении честно и глубоко еще труднее.

Есть тема очищения, исцеления, примирения, покаяния, раскаяния, всё это очень сложная лексика, но мы снова повторим слова Иоанна Крестителя о прощении грехов: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира».

Евангелист употребляет тот же самый глагол, который употребляет Мария Магдалина, — «взять». Человек несет бремя, другой забирает это бремя у него, и человеку становится легче.

Мария Магдалина говорит садовнику, которого она подозревает в преступлении, а на самом деле это Христос. Она просто Его не знает:

«Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его»(Ин 20:15).

Тот же самый глагол «взять» — поднять на себя для того, чтобы отнести.

Другой глагол, связанный с грехами, это «отпускать». Или «снимать». Эти слова употребляется, когда речь идет о долгах. Поэтому в молитве «Отче наш»: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» — списываются грехи, прощаются. Заметим, что в молитве «Отче наш» нет слова «грехи», но есть слово «долги», и этот символ более понятен. Это то, что может тяжелым бременем лежать на плечах. «Поднять», «снять», «отпускать».

При совершении Таинства Крещения, сразу после того, как человек выходит из купели, читается псалом:

«Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!»(Пс 31).

Здесь другой интересный глагол «не вменит».

Апостол Павел:

«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Рим 4:7–8).

Господь не вменяет греха, не записывает его, а просто закрывает глаза, решив, что это дело Он списывает, не рассматривает больше.

Всё, что касается прощения и грехов, очень важно для Тайны Крещения Самого Христа. Он есть тот самый «жертвенный Агнец», Который берет на Себя чужие грехи для того, чтобы облегчить бремя других.

В древних текстах говорилось о том, что прощение было даровано еще до того, как кто-то согрешил. Прощение не обусловлено грехами или ошибками. Некая полнота благодати, любви, дара дается еще до того, как что-то где-то испортится.

Прощение было в начале, оно гораздо важнее, поэтому Божественная благодать всегда предшествует всем ошибкам и прегрешениям.

И сказать в ответ: «Отче наш»

Вернемся к словам: «Ты Сын Мой возлюбленный», которые произносит Господь в момент Крещения Иисуса на Иордане. Самое интересное, что никто этих слов не слышит. Может быть, их слышал Иоанн Креститель, и то я не уверен. Это слышит только Христос и больше никто.

Что означают эти слова? Они означают всё в христианстве, потому что любое религиозное образование, любая катехизация, по сути, сводятся только к одному — чтобы человек способен был потом это услышать: «Ты сын Мой возлюбленный». По крайней мере, чтобы это проявилось где-то в сознании человека, очень четко запечатлелось. А в ответ человек уже может сказать: «Отче наш». Причем сказать именно как свое личное слово, а не хором, громко, чтобы все слышали вокруг. Сказать внутри своего сердца, обращаясь в самую глубину себя самого.

Царская интронизация Иисуса Христа

Слова «Ты Сын Мой возлюбленный» очень интересные слова. Это цитата из псалма инаугурации царя: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс 2:7).

Царь восходит на трон, становится царем, и «Ты Сын Мой возлюбленный» — становится Сыном Божиим. В смысле, что он становится сильным мира сего, как это в древности понималось в разных религиях.

Это царская интронизация Христа. Отец говорит: «Ты Мой Сын» и тем самым возводит Его в царское достоинство.

Апостол Павел толкует строки «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» как то, что Отец родил Сына в новой жизни, и Сын Воскрес. И тогда становится понятным, почему Крещение для апостола Павла — это история Смерти и Воскресения, история воцарения Христа и всех святых, которые будут царствовать вместе со Христом в конце века мира.

Крещение порождает Церковь

В богословии апостола Павла Крещение связано всегда с Церковью, потому что Крещение порождает Церковь. Очень интересно, что слово «экклесия», Церковь содержит в себе тему призвания: это сообщество людей, которых Бог избирает, любит и призывает. Сообщество сыновей. И поэтому Крещение — Таинство, в котором Бог призывает, и через Его призвание человек рождается как сын, оно и порождает Церковь. Именно поэтому Таинство Крещения — это то Таинство, через которое мы становимся частью Церкви.

Теперь только остается интересный вопрос: а что же это за Церковь?

У апостола Павла есть совершенно головокружительный образ: он говорит о том, что Церковь — это сообщество людей, которых Бог избрал еще до сотворения мира. Ведь мы-то думаем: Церковь — это вот Феодоровский собор, ну, или, может быть, все православные христиане. Но представить себе, что это человечество, которое было в мыслях Бога еще до сотворения мира. И человечество как целое, как единое тело — то, что маркируется у апостола Павла как Церковь.

«Крестить» означает «красить»

Немножко для развлечения. Одно из значений глагола «крестить» — это «красить», «окунать в раствор», чтобы покрасить. Откуда это? Дело в том, что в начале III века Тертуллиан начал писать по-латыни, и Церковь впервые заговорила на латинском языке, в то время как вокруг все говорили по-гречески. Необходимо было находить латинские эквиваленты греческим словам. И поэтому в «Трактате о Крещении» Тертуллиан использует латинский глагол tingere, что означает «окунать», и еще слово tincture, что означает «окрашивание».

Поэтому крещеный — это тот, кто пропитан. Есть забавный пример из апокрифического гностического Евангелия от Филиппа, где записано следующее предание. Иисус вошел в дом Левия, красильщика, взял 72 цвета, бросил их в котел, потом вынул их все белые и сказал: «Вот Сын Человеческий пришел как красильщик». Это забавно, но идея правильная: то, что было багряным, или черным, или серо-буро-малиновым, Христос делает белым. Это как грехи, которые искупаются, прощаются, омываются.

Вера и Крещение

У апостола Павла слово «Крещение» употребляется как синоним понятия «вера». В Послании к Ефесянам сказано:«Один Господь, одна Вера, одно Крещение»(Еф 4:4). Любая вера — она крещальная.

Крещение как некий ритуал, как некий жест выражает собой то, что выражает слово «вера». Вера — это не просто мнение или убеждение. Вера — это открытость сердца Воскресению Христа, принятие Воскресения Христа. Крещение, как и вера, совершаются в сознании, в сердце, и поэтому потом меняет жизнь человека.

Символика Крещения

Вода. Вода, как и все библейские символы, имеет двойное значение. Воды потопа, первозданные воды небытия, хаоса — это всегда воды смерти. При Крещении погружение в воду означает погружение в смерть. Апостол Павел говорит:

«Быв погребены с Ним в Крещении, в Нем вы и совоскресли верою в Силу Бога, Который воскресил Его из мертвых»(Кол 2:12).

Возникает образ перехода через Красное море, потому что это тоже были воды смерти — сзади египтяне, смерть, впереди море — смерть. Человек между смертью и смертью.

В Евангелии от Иоанна:

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин 3:5).

Здесь мы видим образ воды, от которой рождаются. Рожденный от воды и Духа войдет в Царствие Божие. И еще знаменитые слова Христа:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»(Ин 7:37–38).

Образ потоков воды живой, который связан с верой, а вера — это то, что открывает людям сердце. Все понимают, что самая ужасная жажда — не физическая, а духовная. И это прекрасно — время от времени возвращаться к состоянию и образу того, что есть вода, которая утоляет всякую жажду.

Обрезание сердца. Апостол Павел употребляет слова «уста» и «сердце». Сердцем мы веруем, а уста исповедуют ко спасению, и поэтому апостол Павел говорит, что, помимо внешнего плотского обрезания, есть еще другое обрезание — обрезание сердца. И тот становится истинно верующим, у кого есть это нерукотворное обрезание.

«Но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим 2:28–29).

Обрезание Авраама означало, что человек заключил Завет с Богом, отныне он посвящен и принадлежит Богу. Обрезание сердца означает, что отныне человек принадлежит Христу, уже живет не человек, но живет в нем Христос.

Печать. Обрезание — это тоже некая печать, некая отметина, которая всегда остается на теле видимым знаком. Так же и Крещение, и Помазание, которое мы получаем в Крещении, — нестираемая печать.

Помазание. Христос означает «Помазанник», слово «христианин» означает «помазанный», или еще означает «искупавшийся, промокший, пропитанный, Духом Святым помазанный». И это тоже то, что не стирается, остается навсегда.

Еще замечательный символизм, который присутствует в нашем чинопоследовании: это одеяние. Символ одежд всегда очень интересен. Белоснежные сияющие одежды напоминают то, как просияли одежды Христа на горе Фавор.

Символизм одежд очень сложен для современного человека, потому что в нашем языке одежды означают в точности противоположное тому, что это означало в древности. Для нас одежда — это то, что добавляется извне, сверху, и тело является главным, а одежда — второстепенным, потому что можно переодеться, можно надеть чужие одежды.

Но есть древний текст, который говорит: «У нас тело важнее одежды, а в Евангелии одежда важнее тела». В Библии одежда выражает нечто сокровенное, статус человека. Например, отец дарит Иосифу красивые одежды, он их надевает и тем самым не просто устраивает маскарад, а открывается, кто он есть — он сын возлюбленный. Именно поэтому братья так злятся. Поэтому одежды гораздо важнее тела, и апостол Павел говорит: «Вы облеклись во Христа». Христос — это тот, в кого облекаются.

Кстати, со словом «одежда» в латинском языке связано еще и поведение, и место постоянного проживания.

Поэтому светлые одежды, ризы света нас возвращают к тому, что Крещение — это просвещение, то есть некое сияние, облечение в одежды света.

Христа в Рождественскую ночь запеленали, но арамейский текст намекает, что Его запеленали не теми пеленками, о которых вы думаете. Он покрыт светом. Он облачается светом, как ризою. Именно поэтому этот праздник называется Просвещением.

Самое главное

Через Крещение мы принадлежим Христу, мы становимся Им, а Он становится нами. И пусть это не может восприниматься как некая очевидность, ведь окружающая реальность говорит другим языком. Но в том-то и дело, что Крещение — это некая виртуальная возможность, и она не менее реальна. Со временем она, как семя, которое бросили в землю, принесет плод.

Подготовила Татьяна Стрекопытова по лекции «Крещение Иисуса Христа и крещение в моей жизни»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle