Великий пост — это дорога, ведущая к Пасхе. 40 дней бодрствования и аскезы, цель которой — обновление духовных, душевных и телесных сил. А основным эквивалентом слова «сила» в церковнославянском языке является слово «добродетель».
Почему добродетелей семь? Число 7 — полнота и совершенство. Семь таинств в Церкви, 7 дней в неделе, 7 богатырей в русских сказках. Традиционный список добродетелей включает в себя: благоразумие, мужество, справедливость, умеренность, веру, надежду, любовь.
Сегодня «добродетель» воспринимается как нечто неопределенное и скучное. Попытаемся вернуть этому слову его первозданное сияние! Как говорят о добродетелях Святые Отцы и как они отображаются в живописи таких европейских мастеров, как Пьеро дель Поллайоло, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Сандро Боттичелли, Иероним Босх, рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко.
Мы с вами поговорим о добродетели, которую святой Амвросий Медиоланский воспевает как высшую из всех добродетелей. Мы поговорим о силе. Синонимом той силы, о которой пойдет речь, являются стойкость, мужество, величие души.
Мы поговорим не о силе вообще, а о силе духа, о величии души, которая позволяет человеку оставаться верным своим идеалам до конца, выйти победителем, оказавшись в горниле искушений. Как говорит один из замечательных персонажей Хемингуэя: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Наиболее потрясающим образом сила нашей души проявляется, когда мы противостоим своим самым болезненным немощам — нашим страхам. Каждый человек имеет склонность бояться испытаний, страданий, опасности и, конечно, смерти. Быть сильным означает сохранять самообладание, оставаться верным самому себе, преодолевая страх. Самый простой пример: страх быть осмеянным заставляет многих людей тщательно скрывать свою принадлежность к Церкви, свою веру. Но Христос — царь, мы глашатаи великого царя, нам поручено в обстоятельствах самой обыденной жизни быть свидетелями Его победы. Вот на что следует тратить свои природные силы души, а когда иссякают наши силы, Господь дает Свою.
Это был лишь один из примеров того, когда мужество нам позволяет продолжать следовать по пути правды, преодолевая препятствия. Добродетель помогает в борьбе и защищает от малодушного желания капитулировать перед лицом того, что нам внушает страх. Именно поэтому художники изображают добродетель мужества со щитом, в самом деле оно защищает нас под ударами сомнений и страхов.
Парадоксальным образом, сила является защитой, эта добродетель защищает нашу свободную волю, чтобы она могла следовать добру, правде, согласно своему выбору.
Попытаемся подытожить то, о чем мы говорили до сих пор. Добродетель силы, мужества, стойкости утверждает душу в желании творить добро и правду, она нам позволяет продвигаться вперед, не поддаваясь соблазнам смалодушничать, свернуть с пути, устремляясь за тем или иным сомнительным благом, пожертвовать своим призванием, отказаться от своей мечты. Преодоление препятствий лишь укрепляет в нас силу духа.
Например, бывает трудно соблюдать молитвенное правило. Суета повседневной жизни не оставляет свободного времени: если и удается выкроить время, мысли то и дело отвлекаются на повседневные проблемы, как будто они являются более важными. И тут возникает сомнение — кому вообще нужна такая молитва? Может, лучше это время потратить не на молитву, а на что-то полезное или дела милосердия? Здесь на помощь приходит сила духа, она позволяет не поддаваться искушениям и совершать молитву несмотря ни на какие сомнения.
Когда видишь мужество и стойкость некоторых людей, приходит на память образ дуба, могучего дерева с сильными и глубокими корнями, которые позволяют ему выстоять в бурю и ненастье.
Иногда на картинах художников атрибутом этой добродетели является столп, колонна. Как сказано в Книге Откровения (3:1): «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего». Чтобы никто не вырвал из твоей руки венца победы. Победитель станет столпом живого храма Божия.
Потрясающий образ непоколебимости и стойкости.
Нужно ли искусственно создавать себе трудности, нарочно искать боль, страдания, невзгоды? Нет. Нужно лишь воспитывать в себе силу, которая пригодится в час испытаний.
Как всегда, существует опасность: самые прекрасные способности души могут оказаться опасным оружием в руках лукавых сил. К сожалению, не всякий героизм является доброкачественным с христианской точки зрения. Он может быть проявлением фанатизма, слепой ненависти, жажды мести. Эту метаморфозу можно увидеть, например, в истории графа Монте-Кристо. Прекрасный и трагический персонаж теряет свое величие, оказавшись во власти жажды отмщения. Решиться на безрассудный поступок в силу того, что охватившие тебя страсти заглушили чувство страха, — это не совсем то, что можно назвать «мужеством» или «силой духа». Подвиг предполагает осознанный выбор в пользу того, что является высшей ценностью, он должен быть свободным от страстей. Мужество мучеников — потрясающий пример такой силы, непоколебимой верности своему выбору.
Может, у вас возникнет сомнение. Это точно не для меня. Не торопитесь с пессимистическим выводом. Никто не становится чемпионом по бегу сразу, впервые в жизни надев кроссовки. Победа требует тренировки, настойчивости, в духовной жизни она требует аскезы, подвизания.
Свт. Григорий Нисский говорит: совершенствование в добродетели не означает делать много, это означает делать хорошо то, что ты делаешь.
Итак, это хорошая новость. Не нужно создавать себе дополнительные трудности, нужно лишь стараться с достоинством преодолевать те, которые возникают в нашей жизни каждый день. На нашем пути не каждый день представляется возможность совершить великий подвиг, но в любой момент мы превосходным образом можем совершать небольшие подвиги. Та, сила, которая проявляется в момент великого испытания, не возникает вдруг, ниоткуда, она является результатом тех небольших усилий, которые мы призваны совершать день за днем.
В современном мире, чтобы приобрести силу, многие люди обращаются к услугам коучей и тренерам личностного роста. Псалмопевец за силой обращается к Богу: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне» (Пс 2:7). Верующий человек черпает эту силу в Боге, его сила — харизма Святого Духа.
«Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим 1:7).
Бог обещает сделать нас сильными перед лицом невзгод, укрепить нас силой своей славы, силой Святого Духа. И Свои обетования Бог исполняет.
Наша природная добродетель становится сосудом, который Бог наполняет своей благодатью настолько, что и через наши немощи являет себя сила Божия.
Когда заходит разговор о силе духа, в памяти возникают не только мученики, но и великие подвижники. Первый среди них — преподобный Антоний Великий, легендарный отец пустынников, его стойкость потрясала многих: от Иеронима Босха до Гюстава Флобера и Сальвадора Дали.
Вся его жизнь была нескончаемой битвой с духами злобы поднебесной. Он преуспел в этом искусстве и был наставником для своих собратьев. Некоторые из них приходили за советом в надежде найти какой-то обходной, более легкий путь.
Однажды брат, у которого недоставало стойкости, пришел к авве Антонию, просил помолиться о нем, в надежде что молитва старца заменит то, что он должен совершить сам. Великий старец ответил ему: ни я, ни Бог не сжалится над тобою, если ты не будешь заботиться сам о себе, и молиться Богу («Достопамятные сказания», 16).
Другая замечательная и очень современная история про молодых братьев, которые тоже хотели бы облегчить себе жизнь: одного они не хотят, другого не могут. Они пришли к прп. Антонию и говорят ему: «Дай нам наставление, как спастись». Старец отвечал им: «Вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас». Но они сказали: «Мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать». Тогда старец сказал им: «В Евангелии сказано: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую» (Мф 5:39). Они говорят ему: «Мы не можем сего сделать». Старец сказал: Если вы не можете подставить другой, по крайней мере переносите удары в одну». «И этого не можем», — отвечали те. «Если и этого не можете, — сказал старец, — по крайней мере не платите ударом за удар». Братия сказали: «И сего не можем». Тогда прп. Антоний сказал ученику своему: «Приготовь им немного варева: они больны. Если вы одного не можете, а другого не хотите, то что я могу сделать для вас? Нужно молиться, чтоб пробудился в них дух ревности — духовная сила, или как говорят многие наши современники — энергия» («Достопамятные сказания», 19).
Некоторые люди считают, что мужество и отвага — это исключительный удел храбрых воинов. В самом деле, в нашем воображении слово «доблесть» прекрасно рифмуется именно с воинской славой, с доблестными воинами. Но не в меньшей степени доблесть нам необходима в самой повседневной жизни. Жизнь христианина — это нескончаемая война света и тьмы. В ней всегда есть место для подвига.
Изображение Мужества, которое вы сейчас видите, — первый заказ, который получил в начале своей карьеры будущий великий флорентийский художник Сандро Боттичелли. Эта картина украшала зал Торгового суда Флоренции, остальные шесть аллегорий добродетелей написали братья дель Поллайоло. Все они должны были украшать стену в той части, где восседали судьи, и напоминать придворным о важнейших качествах души. Сейчас все эти картины хранятся в художественной галерее Уффици. Работа Боттичелли заметно выделяется выразительностью красок и некоторыми деталями.
Живописец изобразил Мужество в образе женщины, одетой в сверкающие воинские доспехи и восседающей на троне. Символ того, что эта добродетель царствует в душе достойного человека, сообщая ей особое благородство. Мужество держит скипетр, непременный атрибут царской власти: это царская добродетель. Тот, кто стяжает ее, обретает благородство. Пурпурный плащ также указывает на ее царское достоинство. Одновременно с этим багряница — символ добропобедных мучеников, символ свободной воли оставаться верным своему призванию до конца, даже до пролития крови. Итак, в христианстве мужество соответствует архетипу воина и мученика, поскольку обладает способностью стоять за свои идеалы до конца.
Джотто в капелле Скровиньи подчеркивает бесстрашие, поместив на щите мужества изображение льва.
По-гречески эта добродетель называется андрея, откуда происходит имя Андрей, а также такие научные термины, как андрология — наука о сохранении мужского здоровья. Мужество и мужчина — однокоренные слова, тем не менее здесь мы видим женщину. Мужество необходимо всем, когда предстоит столкнуться с силами зла. Для того чтобы восторжествовало добро, необходима стойкость.
Мужество и отвага обозначают прежде всего стойкость в испытаниях, решимость до конца стремиться к добру, готовность преодолевать препятствия, возникающие на пути к Богу. Эта добродетель позволяет победить даже страх смерти («Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19).
На картине Джотто Мужество представлено в образе крепкой, матерой воительницы, опирается на щит с изображением креста, знака окончательной победы Бога над силами зла и смертью. На ее щите также изображен барельеф льва. В правой руке она крепко сжимает булаву, символ духовного оружия, которое необходимо иметь при себе для того, чтобы побеждать ложь и беззакония мира. На ее плечах повязана шкура Немейского льва, знак великой победы, который носил на себе Геракл.
Эта добродетель самая драгоценная, она проявляет себя в самых разных обстоятельствах. Где необходимо проявить бесстрашие, где необходимо проявить великодушие, где необходима снисходительность, где необходимы настойчивость и терпение.