В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: портал Предание.ру продолжает публиковать материалы с тегом «Московская патриархия в защиту мира».
В этот раз предлагаем текст Льва Николаевича Парийского, магистра богословия, профессора Ленинградской духовной академии, автора нескольких духовно-музыкальных сочинений, после выпуска из петербургских семинарии и академии преподававшего в калужской и минской семинариях, Петроградском Богословско-пастырском училище, петроградских школах, служившего помощников секретаря священномученика Вениамина (Казанского), арестованного и осужденного в волну антицерковных гонений в 20-е гг., после освобождения в 20-40 гг. работавшего псаломщиком и регентом в ленинградских храмах, в 50-60 гг. преподававшим в Ленинградской духовной академии, после возрождения Московской патриархии работавший в разных её структурах, в частности служил секретарём патриарха Алексея I, секретарём Хозяйственного управления, секретарём Учебного комитета при Св. Синоде, много публиковался в ЖМП, составлял Богослужебные указания и т.п., и, что на особенно важно, бывшего активным участником международных христианских миротворческих инициатив. В предлагаемом совсем небольшом тексте Парийский сжато, ёмко, тезисно формулирует основы христианского учение о мире и справедливости: мир — плод справедливости, справедливость же имеет тре уровня: естественный (юридическая справедливость), ветхозаветный (религиозная мораль) и новозаветный (этика любви, жертвенной справедливости). Руководствуясь новозаветной жертвенной справедливостью любви христиане должны там, где все прочие видят основания для «справедливой» ненависти, водворять примирение, притом как и в межличностных отношениях, так и в отношениях общественных и отношениях межгосударственных: в первых христиане должны быть проводниками прощения и смирения, во вторых способствовать установлению справедливого общественного строя, в третьих — способствовать установлению международного мира. Поскольку христианство есть не свод теоретических положений, а практика, жизнь, реальность, то смирение, социальная справедливость и международный мир и есть собственно христианство в действии, христианство на деле, христианство в плодах своих. В целом тут мы находим предельно кратко и чётко выраженные новозаветные основания общей черты миротворческого богословия ЖМП 50-80 гг. — помещения миротворчества в контекст социального богословия: мир есть последствие социальной справедливости.
Мир и справедливость — основы общественной жизни
Разделение человечества на народы совершилось в глубокой древности, в полном согласии с планами Божественного домостроительства (Деян. 17, 26). Спаситель посылает апостолов учить все народы (Мф. 28, 19—20). И когда Он изображает последний Свой суд в конце мира, Он также говорит о всех народах, которые соберутся перед Ним (Мф. 25, 32).
Христианство возвестило, что все люди равны пред Богом, все составляют едино во Христе и нет различия между эллином и иудеем, варваром и скифом, рабом и свободным (Гал. 3, 26—28), но все люди — дети Отца Небесного, все братья между собой, призванные к одной общей цели — к единению с Богом (Ин. 17, 21).
Правда, каждый народ имеет и свою собственную историческую задачу, но он должен осуществлять эту задачу, не стесняя и, тем более, не устраняя со своего пути другие народы, но заимствуя от них всё что есть у них доброго, и сам делясь с ними лучшими плодами собственного национального развития.
Мир и справедливость являются критериями отношений между собой народов, но они же должны характеризовать и взаимные отношения государств.
Понятия «мир» и «справедливость» тесно связаны. Мир есть плод правды (т. е. справедливости), и сеется он у тех, которые хранят мир (Иак. 3, 18). Господь есть Царь мира и Царь правды (Евр. 7, 2). «Бог не есть Бог нестроения, но мира» (1 Кор. 14, 33). «К миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7, 15).
Господь осуждает бессердечное отношение к ближнему (Мф. 25, 41—46), зовет к братолюбию (Рим. 13, 8). Христиане призваны подражать Господу в любви друг ко другу (Ин. 15, 12) и ко всем (1 Фес. 3, 12), должны хранить мир (1 Кор. 7, 15), защищать мир (Еф. 6, 15) и быть справедливыми.
Чтобы разобраться в вопросе о справедливости, как основе общественной жизни с религиозной точки зрения, следует обратиться к Библии.
В Библии мы находим ответ, что идея справедливости не есть создание человеческого ума, но имеет Божественное происхождение. Свои законы Бог открывал людям:
1) чрез разум и совесть человека — внутренний голос Божий (Рим. 2, 14—15);
2) чрез ветхозаветный закон (Исх. 20, 12—17) и пророков (Лк. 16, 29);
3) чрез новозаветный закон, возвещенный Господом Иисусом Христом (Мф. 5, 28. 32. 34. 39. 44 и пр.).
Первый вид справедливости, основывающийся на разуме и совести человека, свойствен всем людям. «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2, 14—15). Этот вид справедливости может быть назван юридической справедливостью. Принцип юридической справедливости — воздавать каждому своё — suum cuique. Основываясь на разуме и совести законодателя, юридическая справедливость охраняет права каждого человека, его честь и достоинство. Она включает в себя заповеди «не убей», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «почитай отца и мать» и т. д.
В юридической справедливости есть элемент нравственный. Юридическая справедливость рассматривает человека не только как отдельную нравственную личность, но и как члена общества. Юридическая этика является этикой общественной, объективной. Справедливость в юридическом смысле есть соблюдение закона. Человек может быть справедлив или несправедлив, но это не значит, что он религиозен или нерелигиозен.
Второй вид справедливости основан на ветхозаветном законе (Исх. 20, 12—17). Библия учит о справедливости, как о праведности, как о высоком религиозно-нравственном поведении человека. Справедливый человек тот, кто верует в Бога н исполняет заповеди Божии. Таков был Авраам: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15, 6). Таков был Иов: «Был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов. 1. 1). Таковы были все пророки.
Однако в Ветхом Завете справедливость рассматривается как масштаб для отношения к другим людям. Как другой ко мне относится, так и я могу к нему относиться. За насилие я могу отплатить насилием, за зло — злом. Справедливость состоит в том, чтобы я не причинил зла более того, что мне сделали.
По своей сущности ветхозаветная справедливость есть то же, что и юридическая справедливость, но имеет три отличия от нее:
1) она определяет отношения не только между людьми, но прежде всего отношения люден к Богу;
2) она получила Божественную санкцию;
3) поскольку она является подготовлением к явлению Спасителя, в ней проявляются иногда черты евангельской жертвенной справедливости.
О Своем отношении к нравственным нормам Ветхого Завета Господь Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). «Исполнить» следует понимать в смысле «восполнить». Таково значение греческого глагола «πληρώίαι». Иначе получается, что Господь воплотился для того, чтобы выполнять мелочные предписания ветхозаветного законодательства, тогда как Евангелие свидетельствует, что Он не раз нарушал их. Ветхозаветное законодательство было лишь подготовкой к Его явлению, и в Нем, в Его учении оно получило свой истинный смысл, свое завершение, свою «плирому».
Евангельская справедливость, о которой учил Господь, а также Его апостолы, неизмеримо выше и совершеннее ветхозаветной. Это видно из ряда мест Нагорной проповеди Спасителя, где Господь противопоставляет Свое учение ветхозаветному. Спаситель говорит Своим слушателям: «Вы слышали, что сказано древним», и затем сообщает новое учение: «а Я говорю вам…» (Мф. 5, 21—22; 27—28). Господь заменяет предписания ветхозаветного закона предписаниями закона нового, исполнение которых соединено с духовным перерождением человека, всецелой его проникновенностью любовью ко всем людям.
Св. апостол Павел желает «найтись в Господе Иисусе Христе не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3, 8—9). У святого апостола есть и объяснение этого его желания: «в нем (в благовествовании Христовом) открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» (Рим. 1, 17). Он (Христос) сделался для нас «жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5, 21). Здесь справедливость Божия противопоставляется нашей несправедливости (см. Рим, 3, 5; 21—22 и 1, 17). Бог проявляет к человеку жертвенную справедливость, и человек ради этого дара Божия должен в своей жизни осуществлять такую же справедливость.
Превосходство новозаветного понятия справедливости заключается в том, что она не допускает отстаивания своих прав равным возмездием, а зовет к самоотвержению.
«Горе вам, фарисеи, что… нерадите о суде и любви Божией» (Лк. 11, 42). Суд, т. е. справедливость, Спаситель соединяет с понятием любви.
Истинная справедливость обязательно связана с любовью. Любовь подскажет христианину, как надо восстанавливать нарушенную справедливость. Она в состоянии вызвать любовь там, где другой человек видит явное право на ненависть. Христианин не может осуществить справедливость, если он только ищет справедливой мерки возмездия.
Настоящая справедливость возникнет тогда, когда христианин над справедливостью поставит любовь. Любовь даст ему силу увидеть внутреннюю сущность другого человека, понять его душу, узнать в нем брата и сестру и найти лучшее средство к исправлению зла.
Для примера можно обратиться к Нагорной проповеди Спасителя и к двум Его притчам: о блудном сыне и о работниках в винограднике.
Нагорная проповедь устанавливает отношения к ближним на основании любви, потому что только через любовь возможно осуществление истинной справедливости. «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Справедливость должна быть самоотверженна, бескорыстна. Господь предостерегает от тщеславия, самодовольства, эгоизма: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6, 1).
В притче о блудном сыне (Лк. 15, 11—32) старший сын находит, что отец совершил по отношению к нему несправедливость, но отец возражает: «Сын мой, ты всегда со мной, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся…» (Лк. 15, 31—32). Перед притчей о блудном сыне Спаситель произнес такие слова: «Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7). Отец знал, что если оставить сына при одной справедливости, он придет в безвыходное положение. Он принял покаяние блудного сына и открыл ему возможность исправления.
Подобный смысл имеет также притча о работниках в винограднике (Мф. 20, 1—15). Первое впечатление от этой притчи то, что рабочие, пришедшие на работу первыми с утра и перенесшие тягость дня и зной, правы в своем ропоте на хозяина, который заплатил им только по динарию, как и пришедшим в конце дня. Они в своем ропоте неправы с точки зрения закона, потому что получили условленную плату, но они возмущены мнимой несправедливостью хозяина, который, как им показалось, обесценил их труд. Ответ хозяина на их жалобу — «Разве я не властен в своем делать, что хочу?» — тоже представляется на первый взгляд неудовлетворительным.
На самом деле хозяин был вполне прав, уплатив тот же динарии всем рабочим. Работавшие меньше не были виноваты в том, что их раньше никто не нанял. Апостол Павел осуждает не того, кто не трудится, а того, «кто не хочет трудиться» (2 Фес. 3, 10). Недовольство работавших полные часы никак не может быть оправдано и вполне прав был хозяин, сказав им: «Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф. 20, 15). Таковы примеры евангельской жертвенной справедливости.
Каждый христианин в отдельности и христианские Церкви в целом несут ответственность за свое отношение к судьбам людей. Христиане должны проводить в жизнь евангельские идеи жертвенной справедливости.
Все люди и все народы имеют равное право на человеческое достоинство, на уважение, на личную, национальную и религиозную свободу.
Христиане должны поддерживать все действия, направленные на развитие мира и дружбы между народами, на объединение всех сил за разоружение, против средств массового уничтожения и ядерного оружия.
Христиане не должны стоять в стороне от стремлений водворить на земле совершенный социальный строй, но активно помогать решению жгучих проблем современной жизни светом евангельского учения о справедливости.
Без справедливости не может развиваться мирная жизнь. «Делом правды будет мир» (Ис. 32, 17).
Справедливость является основой нравственного развития общества. Без соблюдения справедливости невозможно продвижение к нравственному процветанию общества и государства: «Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов» (Притч. 14, 34).
Нет никакого оправдания для жестокого, несправедливого отношения к отдельным людям, к слабым и малым народам. Извлекать выгоду из их фактического неравенства в экономическом и культурном отношении — большой грех.
Христианство должно быть для христианина системой жизни, а не только системой богословских положений.
Задачей христиан является в личных отношениях друг с другом «жить в любви» (Еф. 5, 2), в общественной жизни — искать справедливости, в международных отношениях — поддерживать идеи сосуществования и взаимопомощи.
Отрадно отметить, что идеи евангельской справедливости, соединенной с самопожертвованием и любовью, постепенно получают всё большее признание. Христиане в этих мыслях объединяются во Всемирном Совете Церквей, в Христианском мирном движении, стремясь к совместной работе по упразднению войн, к развитию идеи сосуществования, доверия и взаимопомощи.
Профессор Л. Парийский
Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 3, 1970 год.