Статьи
В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: портал «Предание.ру» продолжает публиковать материалы с тегом «Московская патриархия в защиту мира».
В этот раз предлагаем текст Льва Николаевича Парийского, профессора Ленинградской духовной академии, где он сжато, ёмко, тезисно формулирует основы христианского учение о мире и справедливости: мир — плод справедливости, справедливость же имеет три уровня: естественный (юридическая справедливость), ветхозаветный (религиозная мораль) и новозаветный (этика любви, жертвенной справедливости). Руководствуясь новозаветной жертвенной справедливостью любви христиане должны там, где все прочие видят основания для «справедливой» ненависти, водворять примирение, притом как и в межличностных отношениях, так и в отношениях общественных и отношениях межгосударственных: в первых христиане должны быть проводниками прощения и смирения, во вторых способствовать установлению справедливого общественного строя, в третьих — способствовать установлению международного мира. Поскольку христианство есть не свод теоретических положений, а практика, жизнь, реальность, то смирение, социальная справедливость и международный мир и есть собственно христианство в действии, христианство на деле, христианство в плодах своих. В целом тут мы находим предельно кратко и чётко выраженные новозаветные основания общей черты миротворческого богословия ЖМП 50–80-х гг. — помещения миротворчества в контекст социального богословия: мир есть последствие социальной справедливости.
«Задачей христиан является в международных отношениях — поддерживать идеи сосуществования и взаимопомощи, в общественной жизни — искать справедливости, в личных отношениях друг с другом “жить в любви”».
Экуменический характер I Вселенского собора
Архимандрит Феогност (Пушков): история христианских доктринальных споров учит нас тому, что люди нередко говорят об одном и том же, но разными языками. Тому, что даже христиане не научились (и по сей день) внимательно слушать друг друга.
Иисус Христос и сократический диалог
Архимандрит Феогност (Пушков): притча о милосердном самарянине (Лк 10:25–37): текстологическая структура, перевод и комментарий.
Молимся по-русски. Канон праздника Пятидесятницы
Перевод с древнегреческого, предисловие и комментарий архимандрита Феогноста (Пушкова).
Вознесение Господне: литургическое почитание, богослужебные особенности, иконография
Священник Алексей Ремизов: где в Новом Завете говорится о Вознесении? Почему в древности разделили празднование Вознесения и Пятидесятницы? Разбираемся вместе.
Патристическая теология катехона и ее мистификации
Владимир Шалларь: мы переживаем ренессанс теологии «катехона» — «удерживающего», таинственной фигуры из Второго послания к Фессалоникийцам: (2 Фес 2:7): «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (κατέχων) теперь». Катехон занимает существенное место в текущих идеологических процессах. Но раз речь идет о теологии, о толковании Писания, православный теолог обязан обратиться к высшей вероучительной инстанции в Православии — к Отцам Церкви.
Александр Секацкий и протоиерей Димитрий Сизоненко размышляют об истине и о различных модусах лжи, о возможной разнонаказуемости этих модусов и о том, как «как ложь во спасение» может соотноситься с устройством мира.
Аудиокниги
Герхард Терстеген. Жизнеописание. Избранные письма
Герхард Терстеген — немецкий мистик, поэт, пиетист, в своей жизни и творчестве наиболее полно и зрело выявивший исконную западно-церковную аскетическую традицию. До недавнего времени имя Терстегена было совсем неизвестно в России, и только в 2018 году впервые на русском языке вышел его главный труд «Путь истины». «Избранные письма» продолжают знакомить заинтересованного читателя с сочинениями Терстегена. Здесь он предстает перед нами как опытный пастырь, которому открыты глубины человеческой души и всевозможные тонкости её взаимоотношений с Богом. Несколько архаичный, подчас тяжелый стиль, а главное достаточно резкие и бескомпромиссные суждения понравятся не всем. Но кто по-настоящему желает понять, что есть внутренняя духовная жизнь во Христе, тот откроет для себя в этой книге весьма многое, что его утешит, ободрит и вразумит.
Автор: Герхард Терстеген
Перевод, предисловие, примечания: игумен Петр (Мещеринов)
Издательство: ИД Практика, 2022 г.
Исполнитель: Гордий Салтыков
Протоиерей Михаил Труханов. «Пою Богу моему, дондеже есмь»
«”Пою Богу моему, дондеже есмь”» — книга выписок из бесед с духовными чадами и богословских трудов прот. Михаила Труханова: Вера, действующая любовью, Без покаяния не может быть нашего спасения, Значение Евангелия для человека, Как бороться с рассеянностью на молитве, О молитве Иисусовой, О важности ночной молитвы, О поминовении усопших, Страсти-это бегство от самих себя, Гордость, Как бороться с осуждением, Уныние и отчаяние, Сребролюбие, О смирении, Наше отношение к ближнему — это отношение к самому Христу и пр. и пр.
Аудиокнига: читает Илья Рыбаков (predanie.ru ekzeget.ru).
Хорхе Луис Борхес — классик литературы XX века, постмодернист. Его основной жанр можно определить через переплетение новеллы и эссе; Борхес был мастером и того и другого, но вершин его творчество достигает в слиянии новеллы и эссе: философские, литературоведческие, исторические и т. п. эссе написанные как новеллы; новеллы, написанные как эссе; вклад Борхеса в литературу, тем самым, можно определить так: Борхес понял, что философия, литературоведение, история, теология и т. д. могут выступать как самостоятельный жанр художественной литературы, что новелла может использовать их как свой материал, что соответствующие эссе, использующие реальные или выдуманные философские и т. п. материалы сами по себе могут быть столь захватывающим чтением как и новеллы, что приключения идей столь же интересны, как и приключения героев.
Сборник «Письмена Бога» вобрал в себя произведения описанного жанра Борхеса, так или иначе связанных с религией, теологией, религиозной философией, историей религии и т.п.: , в частности такие шедевры как «История вечности», «Вавилонская библиотека», «Сад расходящихся тропок», «Богословы», «Смерть и буссоль», «Бессмертный», «Поиски Аверроэса» и др.
— Смерть и Буссоль. Читает Юрий Заборовский, нигде не купишь, 2015
— Алеф. Читает Елена Меньшикова, неофициальное издание, 2024
— Фунес, чудо памяти. Читает Дмитрий Полонецкий, аудиокнига своими руками, 2015
Книги
Святитель Исидор Севильский — латинский отец Церкви, почитаемый католиками как учитель Церкви. Один из основателей средневековой культуры как таковой, великий энциклопедист: его «Этимологии» и «Сентенции» легли в основание западно-средневековой образованности. Выложили две его книги:
— Сентенции. Собрание кратких статей о основных понятиях мироздания: Бог, время, мир, ангелы, человек, душа, чувства, Христос, язычники, чудеса, воскресение, слава святых, мудрость, любовь, благодать, предопределение, грех, речь, пороки, добродетели, чтение, молитва, правители, взятки, юристы, угнетатели бедных etc. etc. Текст русского перевода любезно предоставлен порталу «Предание.ру» его создателями: О. В. Несмияновой, А. М. Семановым.
— Этимологии, или Начала в XX книгах. Книги I-III: Семь свободных искусств. (Пер., с латин., статья, примеч. и указатели Л. А. Харитонова. Спб.: Евразия, 2006). Тут содержаться руководство по грамматике, риторике, диалектике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии. Здесь также вы найдете статью Харитонова «Исидор Севильский. Историко-философская драма».
«Анархия работает. Примеры из истории России» — антология текстов о русских религиозных дискурсах, практиках, сообществах, движения, носивших (прото)анархистский характер. Предисловие принадлежит выдающемся современному историку Александру Шубину — либертария в политике и православного по вере. Также в качестве пролога помещен текст великого православного либертарного мыслителя Александра Бердяева. Помимо прочего читатель здесь найдет тексты о донских казаках, Феодосии Косом, староверах-странниках, шалопутах, духоборцах, поморах, толстовцах, сопротивлении крепостных крестьян, взаимопомощи в русской деревне и т.п. Из текста Бердяева:
«Анархизм есть, главным образом, создание русских. … Русский раскол — основное явление русской истории. На почве раскола образовались анархические течения. То же было в русском сектантстве. Уход из государства оправдывался тем, что в нем не было правды, торжествовал не Христос, а антихрист. Государство, царство кесаря, противоположно Царству Божьему, Царству Христову. Христиане не имеют здесь своего града, они взыскуют града грядущего. Это очень русская идея. … Русская интеллигенция с конца XVIII века, с Радищева, задыхалась в самодержавной государственности и искала свободы и правды в социальной жизни. Весь XIX век интеллигенция борется с империей, исповедует безгосударственный, безвластный идеал, создает крайние формы анархической идеологии. Даже революционно-социалистическое направление, которое не было анархическим, не представляло себе, после торжества революции, взятия власти в свои руки и организации нового государства. … Русская литература XIX века терпеть не могла империи, в ней силен был обличительный элемент. … Своеобразный анархический элемент можно открыть во всех социальных течениях русского XIX века, и религиозных и антирелигиозных, у великих русских писателей, в самом складе русского характера. … Характерно, что в России никогда не было либеральной идеологии, которая бы вдохновляла и имела влияние. … Русский пафос свободы был скорее связан с принципиальным анархизмом, чем с либерализмом.»
«Консерватизм: pro et contra, антология» (сост., вступ. статья, коммент. А. Я. Кожурина; ред., предисл. А. А. Синицына): социальное-политическое явление глазами его российских сторонников, критиков и отечественных ученых-исследователей (антология). Помимо прочего читатель здесь встретит тексты Карамзина, Пушкина, Вяземского, Уварова, Погодина, Гоголя, Тютчева, Чичерина, Герцена, Лескова, Страхова, Каткова, И. Аксакова, Ю. Самарина, Достоевского, Леонтьева, В. Соловьева, Данилевского, Победоносцева, Розанова, Бердяева, Блока, Тихомирова, Столыпина, Л. Толстого, Струве, Ленина, Сталина, Флоренского, И. Ильина, Франка, Федотова, Дугина, Гулыги, Панарина и мн. др.
«Григорий Распутин: pro et contra, антология» (сост., вступ. статья, краткие биограф. справки упоминаемых в антологии лиц С. Л. Фирсова) — антология текстов об одной из самой пререкаемой фигуре русской истории; тексты разнесены по следующим разделам: образ сибирского странника в дореволюционной и революционной публицистике; Григорий Распутин: материалы к социальнопсихологическому портрету (советский и постсоветский периоды); Григорий Распутин в изображении современников-эмигрантов, отечественных исследователей и публицистов; официальная церковная оценка личности Григория Распутина; «русский старец с посохом в руке»; Распутин в литературе. Среди прочих читатель здесь встретит тексты М. Новоселова, иеромонаха Илиодора, Бонч-Бруевича, В. Розанова, А. Керенского, Н. Гумилева и мн. др.
Полное собрание сочинений (изд. 1886–1906) Алексея Хомякова, основателя славянофильской и в целом русской религиозной философии.
1 т. – Философские сочинения
2 т. – Сочинения о предметах веры
3 т. – Разные заметки, небольшие статьи и речи
4 т. – Трагедии и стихотворения
5 т. – Записки о всемирной истории, часть первая
6 т. – Записки о всемирной истории, часть вторая
7 т. – Записки о всемирной истории, часть третья
8 т. – Письма
Значение Хомякова огромно; чтобы верно это значение оценить и понять надо иметь ввиду следующее. Славянофилы — во главе с Хомяковым — производят свою философию как систему бинарных оппозиций. Первая основная религиозная оппозиция: религиозность «свободного творящего духа», находящая себе полноту и вершину в христианстве и религиозность рабства — разные виды паганизма; вторая, задействующая первую как принцип понимания истории человечества: свобода («иранство») и рабство («кушитство»); третья есть проекция первой и второй на социально-политически-экономическую плоскость: свобода и христианство здесь дают «соборность», «землю», «мир-мiр», права и свободы, бессословность, общинность, «земледельческие народы» etc., а рабство и паганизм дают соответственно — государство, завоевание, сословность, «завоевательные народы» etc.; православие есть чистое, неповрежденное христианство; католицизм есть христианство поврежденное (напомним, что Хомяков — блестящий антикатолический полемист): итак, появляется конфессионально-культурная модуляция всех перечисленных оппозиций: католическое-западное-европейское попадает в столбец паганизма, рабства, насилия, государства, завоевания, сословности etc., а, соответственно, православное-славянское-русское попадает в столбец христианства, свободы, соборности, мирности etc. «Запад» становится символом этатистско-милитаристского зла, а «Россия» — анархо-социалистического добра: «Запад» как милитаристско-этатистская антиутопия, «допетровская Россия» как анархо-социалистическая утопия (см., среди прочего: «вече, сходка, мир, община, выборы, самопредставительство», «суд присяжных», «собрание депутатов всех сословий для обсужденя важнейших вопросов государственных» — т. е. парламентаризм, «равенство, почти совершенное, всех сословий», «свобода чистой и просвещенной церкви» — это, по Хомякову, исконно русские, народные, допетровские, анти-«западные», анти-абсолютистские, анти-крепостнические, анти-завоевательные начала). Если — как это к сожалению и к стыду часто делают — выбросить собственно ценностно-смысловой контент славянофильской философии и оставить только последнюю оппозицию: Россия как добро, Запад как зло — то будет произведен диспозитив для тривиальнейших национализма, этатизма, милитаризма. Собственно непосредственное знакомство с текстами Хомякова важно именно для предотвращения описанной мистификации его — и славянофильского в целом — наследия.
«Сказания о начале славянской письменности» — первая комментированное издание на русском языке ценнейших древнеславянских произведений: жития равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия и Сказание Черноризца Храбра «О письменах». Комментарии содержат характеристики эпохи создания этих произведений, их авторов и т. п. Вступительная статья, перевод и комментарии Б. Н. Флори. Содержание:
Сказание о начале славянской письменности и современная им эпоха
Житие Константина
Житие Мефодия
Сказание Черноризца Храбра «О письменах»
Комментарии к Житию Константина
Комментарии к Житию Мефодия
Комментарии к Сказанию Черноризца Храбра «О письменнах»
Коллективная монография «Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия», посвященная жизни и творчеству учеников равноапостольных братьев — Клименту и Науму Охридским. Содержание:
Б. Н. Флоря. Славянская письменность в конце IX — X в.
С. А. Иванов. Пространное Житие Климента Охридского и его автор
Б. Н. Флоря. Краткое Житие Климента Охридского и его автор
А. А. Турилов. После Климента и Наума (славянская письменност на территории Охридской архиепископии в X — первой половине XIII в.)
Переводы и комментарии:
Пространное Житие Климента Охридского
Введение, перевод (С. А. Иванов)
Комментарии (С. А. Иванов, Б. Н. Флоря)
Краткое Житие Климента Охридское
Перевод, комментарии (С. А. Иванов)
Приложения (Б. Н. Флоря)
Житие Наума. Введение, перевод, комментарии
Римская Курия и запрет славянской литургии в Великой Моравии в 885 г.
Владимир Шалларь о «Дюне», ее экранизациях и контекстах в фантастике, теологии и философии. Пустыня против Империи. В чем трагедия революции? Можно ли преодолеть разрыв между императивом освободительного насилия и этическим неприятием насилия? Ждет ли нас перспектива технофеодализма? Как возникает вера и как она может быть принята от неверующего? Кто такой Мессия? И можно ли спасти этот мир без Бога? В чем тайные смыслы романа Фрэнка Герберта? Насколько удачны его экранизации? Каково место и значение романов и его экранизаций в политической фантастике XX–XXI вв.?
Беседуем с Владимиром Шалларем – теологом, философом, публицистом, редактором медиатеки портала «Предание.ру».
Музыка
«Sacred Music. Lamentations & Tenebrae» — восьмой диск из серии «Cornerstone Works Of Sacred Music From The Middle Ages To The 20th Century» содержит образцы музыки, посвященные Плачу Иеремии и Страстям Господа (Lamentations — плачи; Tenebrae — «темная утреня», три утренних служб оффиция Страстной седмицы: Великого Четверга, Великой Пятницы и Великой Субботы): Tiburtio Massaino (c.1550-c.1609) «Musica super Threnos Ieremiae prophete in maiori hebdomada decantadas à 5 Feria», Roland de Lassus (1532-1594) «Lamentationes Hieremiae Feria sexta in Parasceve à 5», Marc-Аntoine Сharpentier (1643-1704) «Leçons de Ténèbres du Mercredy Sainct», François Couperin (1668-1733) «Leçons de Ténèbres», François Couperin (1668-1733) «Leçons de Ténèbres».
Italy. 2009. Harmonia Mundi.
Huelgas-Ensemble, dir. Paul Van Nevel
Concerto Vocale, dir. René Jacobs
RIAS Kammerchor, dir. Marcus Creed