Беседа протоиерея Иосифа Скиннера и иеромонаха Иоанна (Джованни Гуайты).
— Отец Джованни, было очень приятно на ежегодной конференции Сурожской епархии услышать ваш доклад о протоиерее Александре Мене, где вы подчеркнули его роль миротворца и стремление к диалогу и открытости. Другой значительной фигурой, олицетворяющей эти ценности, был митрополит Антоний Сурожский, которого мы особенно вспоминаем в связи с 110-й годовщиной со дня его рождения. Митрополит Антоний касался многих современных социальных и моральных вопросов. Какие из его взглядов остаются особенно актуальными для вас сегодня?
— Владыка Антоний — уникальная фигура: архиерей Русской Православной Церкви, который всю жизнь прожил на Западе и который был великолепным миссионером. Оставаясь верным русской православной традиции, он смог проповедовать в абсолютно другом культурном контексте, на почве британской, английской культуры. Тем самым он доказал, что весть христианская и православная абсолютно универсальна. Она может иметь какие-то культурные корни, как, в данном случае, русские в Русской Православной Церкви, но при этом она для всех. Поэтому люди, которые этнически принадлежат другим народам и имеют другие культурные корни, вполне могут найти свое место в Православии.
Сегодня это особенно актуально, ведь мы живем в условиях глобализации, когда весь мир становится как бы намного ближе. Особенно это заметно среди молодого поколения. С одной стороны, важно подчеркивать все универсальное и общее в разных культурах, с другой стороны, очень важно не терять свое лицо.
Результат проповеди митрополита Антония Сурожского такой, что люди британской культуры — такие, как Вы, отец Иосиф — нашли свое место в православной традиции. Я тоже западный человек, итальянец, и для меня чрезвычайно важно было посмотреть на пример владыки Антония, и не только на его личный, но и на пример Сурожской епархии.
Во время конференции Сурожской епархии я убедился в том, что это абсолютно православная община — не только по вероисповеданию, но по богослужебным традициям и всему остальному. При этом она пустила глубокие корни в английском обществе, и на сегодняшний день, как я понимаю, ваши приходы по всей Великобритании абсолютно международны. Там можно встретить людей самого разного происхождения, разных культур. Так и должно быть. Потому что и среди двенадцати учеников Иисуса Христа были люди совершенно разные по происхождению, по менталитету, даже по политическим позициям… «Единство во многообразии» — может быть, вот этим и можно обобщить наследие владыки Антония, это и является главным для меня в его наследии.
— Вы упомянули, что учение митрополита Антония оказало на вас глубокое личное влияние. Какие конкретные аспекты его учения нашли отклик в вашей жизни?
— Для меня очень важно в наследии Владыки такое понятие, как встреча. Мой личный опыт чем-то похож на то, о чем говорил владыка Антоний. Я тоже, открывая почти случайно в подростковом возрасте Евангелие, почувствовал некое присутствие, для меня тогда тоже произошла некая встреча – встреча с Воскресшим Христом.
Богословие владыки Антония можно называть «духовностью Встречи». Это, как мне кажется, центральное понятие его мировоззрения, его опыта веры.
Сегодня это приобретает новую актуальность. Я клирик Русской Православной Церкви и служу в России. К сожалению, в последние несколько лет в России все больше подчеркиваются другие моменты: «мы православные, потому что мы русские». Но подобное могут сказать и люди других национальностей, скажем, «мы католики, потому что мы итальянцы или поляки».
Все же для владыки Антония очевидно другое: я православный, потому что я встретился со Христом. Без этой встречи я никакой не православный. Вот это сегодня надо подчеркивать — не только в Англии, не только на Западе, но и в России тоже. Я православный, потому что я раскрыл Евангелие, встретился со Христом, и это перевернуло мою жизнь. Пожалуй, вот эта «духовность Встречи» есть для меня самое главное, что оставил после себя владыка Антоний.
— Спасибо, очень интересно. Учитывая современный контекст, какие уроки, по вашему мнению, современные православные лидеры могут извлечь из подходов владыки Антония к вере, диалогу и личной духовности?
— Я могу выделить два элемента. Прежде всего, вот эта универсальность Благой вести и одновременно ее конкретность, ее применение к жизни «здесь и сейчас». Это может быть в британском обществе, в российском обществе, где угодно. Благая весть универсальна и специфична, в каком-то смысле, для каждого контекста.
А второй момент — это встреча со Христом, которая дает смысл всему, о чем я только что говорил. Эта встреча происходит не один раз в жизни. Она для христианина должна происходить каждый день, каждое утро, когда мы открываем глаза. Когда мы молимся и просим Господа дать нам сил и мудрости, увидеть Его во всех, с кем мы будем иметь дело в течение дня.
Стоит добавить еще открытость владыки Антония. Без открытости невозможно идти на встречу никакой другой культуре. У Владыки ее было очень много, вместе с предельной внимательностью к каждому человеку.
— Да, он мог поговорить с любым человеком, независимо от того, кто он по национальности, по социальному статусу и т. д. Митрополит Антоний оказал значительное влияние на советских и позже на российских верующих и духовенство. Как, по вашему мнению, его учения и действия повлияли на православное сообщество того времени?
— Думаю, что сильно повлияло. Я в России с конца советского времени, и, как известно, русское православное богословие в XX веке по очевидным причинам имело развитие только на Западе, в России это было невозможно. В связи с этим часто вспоминаются имена великих богословов Свято-Сергиевского института в Париже. Однако, помимо них, если назвать деятеля, который личным опытом повлиял на развитие Православия в XX веке, то это, безусловно, владыка Антоний. Я помню, как в конце советского времени его книги были в храмах в Москве и по всей России. И до сих пор владыка пользуется огромной популярностью. Его книги издаются, печатаются, перепечатываются в России, и люди их читают. И это помимо того, что владыка Антоний сыграл огромную роль для очень многих людей на Западе, которые встретились со Христом благодаря ему.
Даже сейчас, уже после своей смерти, он продолжает играть роль для очень многих людей в России, которые благодаря его книгам встречаются со Христом.
Добавлю, что владыка был знаком с протоиереем Александром Менем, и отец Александр несколько раз, еще в советское время, устраивал в Москве встречи с владыкой, можно сказать, подпольные, на частных квартирах. Многие люди, которым сейчас уже 50 лет и старше, помнят эти встречи с Владыкой в советское время. Так что он сыграл большую роль по всей Церкви — как за границей, так и в стране, тогда и сейчас.
— После многих лет учебы и церковного служения в России вы недавно переехали в Испанию. Как вы сейчас видите разницу между православными в России и теми, кто оказался на Западе?
— Я действительно недавно стал служить по благословению патриарха в разных храмах Западной Европы и в самое последнее время в Испании. И совсем не знаю, останусь ли в этом месте или нет, для меня как для монаха очень важно не знать, а быть открытым ко всему, что произойдет по воле Божией.
Потому у меня нет представления, буду ли я дальше продолжать служить в Испании или еще где-то в Западной Европе, или, может быть, в России… Я знаю одно, что в контексте, в котором мы находимся, очень важно прослужить «мостиком» между Россией и Западной Европой, между Россией и заграницей. Как сказал бы Пушкин, «по воле судьбы» я оказался между Россией и Западом.
Конечно, это не «воля судьбы», а воля Божия, как мне кажется. Поэтому, где бы я ни был в будущем, в Испании или в Великобритании, во Франции или в Италии, где угодно, я бы хотел своей жизнью свидетельствовать о том, что на самом деле очень много у нас общего — у России и у западного мира.
— Отец Джованни, огромное вам спасибо за интервью, и может быть, когда-то мы сможем продолжить разговор с вами.
— Дай Бог. Я хочу воспользоваться возможностью поблагодарить Сурожскую епархию.
Я на прошлой неделе участвовал в вашей ежегодной конференции, и она произвела на меня очень сильное впечатление — как по уровню докладов, также и по качеству общения между людьми. Видно, что здесь уже существует некая традиция, и она серьезная, она крепкая. И что верующие прихожане из разных приходов Сурожской епархии с огромной радостью встречаются на этих конференциях, они знают друг друга, и для них это, безусловно, повод для радости, для совместного служения Богу, молитвы и т. д. Так же это было и для меня на прошлой неделе. Поэтому спасибо всей епархии и в особенности устроителям конференции!