В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви путем регулярной публикации текстов с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».
Борьба против ядерного оружия, против возможности ядерной войны — одна из основных тем миротворческого дискурса ЖМП. Его образец — доклад патриарха Московского и всея Руси Пимена на всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» (Москва, 10–14 мая 1982 г.: доклад и др. материалы конференции опубликованы в специальном выпуске ЖМП; доклад большого размера — мы выпустили несколько «официальных»/«конъюнктурных» мест). Ценность доклада — в демонстрации того, как следует переходить от высокого богословия к конкретной политике, к дипломатии (поэтому в конце мы размещаем также принятое конференцией «Обращение ко всем правительствам мира»): патриарх Пимен начинает с богословия жизни и мира как сути христианской веры, задающего установки, ориентиры для дипломатии; не в том только дело, что ядерная война — очевидное безумие и зло, но и в том, что «мир» основанные на балансе угроз, страха, сил уничтожения — непрочный и нравственно недоброкачественный мир; христианам следует бороться — добиваться соответствующей политики от своих правительств и т. п. — за мир, основанный на сотрудничестве, на доверии; христианам следует не только указывать на очевидное зло и безумие т. н. «ограниченного» применения ядерного оружия, доктрины превентивного ядерного удара и т. п., но добиваться ядерного разоружения, уничтожения ядерного оружия как такового; христианам следует добиваться сокращения и неядерных вооружений; христианам следует бороться за перенаправление средств — финансовых, ресурсных, административных и пр., а главное человеческих (ума, таланта, труда, времени) — с развития технологий уничтожения жизни, на сохранение и развитие жизни; христианам следует бороться за обращения гонки вооружений вспять; христианам следует бороться за смену самой риторики, принятой в дипломатии: враждебная риторика как таковая не приемлема; и пр. и пр.
Спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы — долг религиозных сил
[…] Перед лицом опасности уничтожения жизни на Земле понятно и оправданно стремление людей доброй воли к объединению и сотрудничеству в целях спасения священного дара жизни. Важное место в этом процессе занимают верующие, принадлежащие к различным религиям. Естественно, что сознание общей опасности ведет к глубокому объединению людей, еще в недавнем прошлом относившихся друг к другу с подозрительностью и недоверием. Сотрудничество верующих людей в сфере миротворчества было вызвано угрожающими внешними обстоятельствами, но оно немедленно обнаружило свою органичность, ибо среди тех духовных основ, которыми руководствуются в своей жизни верующие люди, имеются присущие всем религиям нравственные требования мира и справедливости. […] религиозные различия не могут быть препятствием в совместной борьбе за мир и справедливость.[…]
Жизнь — священный дар
Тема работы нашей Конференции — «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». Прежде чем приступить к изложению православного взгляда на эту тему, я хотел бы обратить ваше внимание на общие элементы в понимании проблемы жизни различными религиями и вытекающую отсюда близость жизненной позиции их последователей.
Все религии согласны в том, что ценность земной жизни человека не ограничивается этой жизнью. Ее значение состоит в том, что она является путем, ведущим за пределы настоящего, земного существования. Поэтому мотивы, определяющие поступки религиозного человека, должны определяться не столько естественным инстинктом самосохранения, сколько сознанием ответственности за содержание своей земной жизни, учитывающей ее конечную цель.
Вторая черта, которая отличает религиозный взгляд на жизнь, в том, что
верующий человек должен осознавать свою неразрывную органическую связь с жизнью других людей и с бытием всего мира. Осознание им единства рода человеческого и по происхождению, и по предназначению питает чувство солидарности с другими людьми, ближними и дальними, углубляет человеческую ответственность за жизнь всех людей.
Несомненно, участники нашей Конференции изложат понимание различными верами ответственности человека за жизнь на Земле, поделятся опытом деятельной защиты дара жизни и примут участие в обсуждении содержания наших совместных действий в этом направлении, ибо «вера без дел мертва» (Иак 2:26).
Перехожу к изложению православного понимания долга охранения священного дара жизни. К каждому человеку направлен вопрос св. апостола Павла: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1 Кор 4:7). Жизнь есть первый и не имеющий себе равных дар Божий человеку. Священное Писание повествует нам в монументальных, величественных образах о том, как Премудрый Бог, Творец неба и земли, украсил Свое творение жизнью и, возводя жизнь по ступеням совершенства, увенчал ее жизнью человека, созданного по образу и подобию Творца. Сотворив жизнь на Земле, Бог благословил ее и даровал жизни продление и умножение (Быт 1 22:28). Человек же, неся в себе образ творческой активности своего Создателя, вместе со своей жизнью получил в свое владение и жизнь всей прочей твари, став ее хозяином, устроителем и охранителем (Быт 1, 28; 2:15).
До какой высочайшей степени жизнь должна представлять ценность в сознании человека, верующего в Единого Бога Творца и Промыслителя, свидетельствует то, что в Откровении Бог Сам именует Себя Богом Живым (Чис 14:21). Бог есть «источник жизни» (Пс 35:10), Он «не хочет смерти умирающего» (Иез 18:32), Он «не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк 12:27). Всякая жизнь, как и всякое бытие, имеет свои истоки в Боге, и всё существует лишь постольку, поскольку оно пользуется даром Творца, любящая рука Которого удерживает тварь над бездной небытия.
В Божественной любви — тайна всякой жизни, тайна бытия всего мира.
И единственный способ, которым приведенный от небытия к бытию мир мог возблагодарить Бога за дар Его неизреченной любви, — радостное изумление перед Божественной тайной и стремление к богоугодной жизни во славу своего Творца.
Жизнь есть благой, драгоценный дар. «Всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак 1:17). Этим определяется священный характер дара жизни. И непосредственная жизненная интуиция, и
Откровение говорят нам о том, что жизнь в своем основании, в своих последних глубинах принадлежит не нам, но Богу, она священна. Особенным образом это относится к жизни человека. Человек есть образ Божий, следовательно, жизнь его священна и неприкосновенна.Всякое покушение на эту святыню уже на заре Священной истории рассматривалось как святотатство и подлежало предельно суровому наказанию (Быт 9, 5:6). Древний Закон Моисея говорил: «Не убий» (Исх 20:13). Новое христианское Откровение Бога Троицы, Бога Любви не только дает прочное обоснование этой заповеди Закона, но ставит в один ряд с убийством даже напрасный гнев на брата своего (Мф 5, 21:22).
Жизнь священна не только по своему источнику, но и по своей цели, ибо «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем 2:23). Таково было древнее откровение священного смысла и цели человеческого существования. Откровение это было дано человеку тогда, когда вся его действительная жизнь была очевидным опровержением всякого смысла и цели.
С тех пор как «одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть» (Рим 5:12), жизнь человечества приобрела видимую суету череды нескончаемых рождений и смертей. Будучи в своей таинственной глубине благодатным даром Божиим, жизнь в своем внешнем выражении превратилась в борьбу за существование. Будучи даром священным, она в этой борьбе стала часто подвергаться насильственной гибели. Автор Книги Премудрости в уста грешных людей влагает такие слова: «Коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти… будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью… Сила наша да будет законом правды» (Прем 2:1, 6:11). И вот мы видим, что на протяжении многих и многих веков история человечества представляла собой историю борьбы за существование отдельных народов и людей. В этой борьбе сильный торжествовал над слабым. Корыстным интересам могущественных сил, в конечном итоге, приносились в жертву миллионы и миллионы человеческих жизней. Наш, XX век отмечен все убыстряющейся милитаризацией жизни человечества, в связи с которой значительная часть материальных ценностей расходуется на военные цели. Научный и технический прогресс во многом также направлен на военные нужды. Быть или не быть человеку? — этот вопрос из риторического превратился в наше время в насущную проблему.
Но, отдавая себе отчет в страшной опасности, нависшей над миром, христианин не имеет оснований впадать в отчаяние и пессимизм, ибо ему дан Хлеб Божий, тот Хлеб, «Который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин 6:33). Обладающий вечной жизнью Сын Божий вернул человечеству Божественный дар жизни, тот дар, который люди утратили со времени своего грехопадения. Слово жизни (1 Ин 1:1), Свет жизни (Ин 8:12), Начальник жизни (Деян 3:15) Иисус Христос явился в мир для того, чтобы люди «имели жизнь, и имели с избытком» (Ин 10:10). Явив в Своем славном Воскресении победу над смертью, Спаситель даровал всей твари уверенность, что она будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих (Рим 8:21). Жизнь — вот основной предмет христианской проповеди миру, той проповеди, которая называется Благой Вестью, потому что эта проповедь возвещает высшее благо — полноту жизни, не знающей зла и страдания.
Ликующий пасхальный гимн Православной Церкви, провозглашая жизнь даром Божиим, наполняет радостью сердце каждого христианина: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Благодатная жизнь священна по своему источнику. В ней не должно быть места греховному произволу, ибо, как восклицает св. апостол Павел, «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20). Жизнь священна также по своему предназначению:
христианин знает, что жизнь дана «для Бога во Христе Иисусе. Господе нашем» (Рим 6:11). А потому всякий, покушающийся на жизнь другого человека, безумен, ибо покушается на то, что принадлежит Богу, а вместе с тем и на свою собственную жизнь. Благоговейное отношение к жизни исключает всякую вражду и ненависть. «Ненавидящий брата своего есть человекоубийца» (1 Ин 3:15). Бог есть любовь (1 Ин 4:8), и наша жизнь в Боге есть жизнь в любви. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин 4:20). Только жизнь в любви есть истинная жизнь, имеющая смысл и цель, и, напротив, «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1 Ин 3:15).
Ценность жизни определяется ее целью: без цели и смысла жизнь не содержит в себе категории ценности. Как говорил великий отец Церкви св. Иоанн Златоуст, «то и другое, жизнь и смерть, само по себе не есть ни зло, ни добро, но быть ему тем или другим — будет зависеть от конца», то есть от цели жизни (Творения. Русск. перевод. СПб., 1900, т. 6, с. 334).
Наш долг — защита жизни
Жизнь в Боге дана человечеству как цель в эсхатологической перспективе, но в Церкви Христовой эта новая жизнь дана, так же как религиозный опыт, в рамках земной жизни. Поэтому земная жизнь должна стремиться к любви, к миру. Жизнь и мир — понятия почти тождественные.
Мир и есть жизнь, но жизнь общая, жизнь всех. Церковь призвана быть выражением мира Христова, единым богочеловеческим организмом любви, «где нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но всё и во всем Христос» (Кол 3:11).
Божественный дар жизни и мира не есть роковая неизбежность для человека. Дар можно принять или отвергнуть. Свобода выбора между добром и злом дает возможность человеку идти либо путем жизни, либо путем смерти, стремиться либо к миру, либо к братоубийственной и самоубийственной войне.
Люди, приобретшие благую волю, не только имеют мир между собою (Мк 9:50), но стремятся распространить мир во всем мире.
Серафим Саровский († 1833), великий русский подвижник, говорил: «Стяжи дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Миротворчество — необходимое требование и условие христианской жизни. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими», — говорит Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди (Мф 5:9).
Христианское миротворчество, таким образом, содержит награду (блаженство) в себе самом. Оно не есть следствие страха или стремления к земным выгодам. Оно не вызвано желанием, по словам св. Григория Богослова, получить «почести за гробом». Миротворчество есть выражение самой сути благодатной жизни во Христе. А суть этой жизни — любовь. «Если есть мир, то будет и любовь. И наоборот, где любовь, там явится и мир» (Св. Иоанн Златоуст. Творения. Русск. перевод. СПб., 1905, т. 11. с. 216).
Мир без внутренней основы, то есть мир без любви, — ложный мир, не гарантирующий безопасности. «Любовь изгоняет страх» (1 Ин 4:18), а ложный мир пронизан страхом. Равновесие устрашения, наблюдаемое в мире в настоящее время, есть лишь прикрытие угрожающего миру конфликта. Равновесие сил не является в конечном счете гарантией мира, которой может быть лишь взаимное доверие, изгоняющее страх. Мир, в котором люди не доверяют друг другу, это мир, лишенный внутренней целостности. В таком мире стоит под вопросом смысл его существования.
Христианская эсхатология говорит о конечном преображении этого мира, об истреблении зла и смерти и о торжестве любви и жизни. Однако этот эсхатологический процесс в пророчествах изображается в виде всемирной катастрофы. Невольно напрашивается мысль, не будет ли ядерная война началом конца, о котором повествует Апокалипсис. Не имея возможности предрешать события мировой истории,
мы, христиане, не имеем также морального права на пассивность, на равнодушное созерцание движения нашего мира к своей гибели.
Мы должны всегда сознавать, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2, 4). Божественное Откровение через пророчества обращается к нравственному сознанию людей, предупреждая и вразумляя их. Бог в уста пророка Иеремии влагает такие слова: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» (Иер 18:7, 8).
Слово Божие запрещает нам заниматься бесплодными расчетами «времен и сроков» (Деян 1:7).
Нам заповеданы не паника и не равнодушие, но духовное бодрствование и трезвение (1 Фес 5:6). С христианской точки зрения, достоинства сына Божия человек может достичь только своей миротворческой активностью. Стоять на страже мира — вот задача христианина.
Задача эта не легка. В мире, до тех пор пока в нем существует грех, проявляются зло и добро. Зло не может без борьбы уступать свои позиции. Следовательно,
путь к миру — трудное паломничество и борьба, направленная на благо всех без исключения людей.
Бог даровал жизнь человеку, но Бог не может сделать эту жизнь достойной ее священной цели без труда самого человека. Христиании осознает свой долг соработничества у Бога (1 Кор 3:9).
В деле защиты жизни и мира на Земле христианин не чувствует себя одиноким. Общность понимания жизни как священного дара объединяет всех людей, взыскующих истины.
И вот ныне мы являемся свидетелями и участниками невозможного еще несколько десятилетий назад явления. Веками греховная человеческая немощь была причиной разделений и недоверия между людьми, исповедующими различные религии. И это несмотря на то, что все религии признают мир высшим земным благом, а вражду, убийство и самоубийство осуждают как наивысшее зло. В наши дни в сознании самых широких кругов верующих людей, исповедующих различные религии, всё глубже укореняется понимание необходимости деятельного участия в борьбе за сохранение священного дара жизни как своего религиозного долга и с этой целью — братского объединения между собой и со всеми людьми благой воли. И наше сегодняшнее собрание — яркое свидетельство этого. Я полагаю, что нашу глубокую озабоченность о современном состоянии мира между народами, нашу глубокую тревогу за сохранение самого дара жизни мы, в результате нашей работы, сможем выразить в конкретных решениях, которые, мы верим, помогут усилению вклада верующих людей в укрепление мира и справедливости на нашей Земле. С этой целью я намереваюсь сейчас коснуться нескольких проблем, связанных с главной темой нашей Конференции.
Об опасности ядерной войны
Несмотря на великие уроки истории — две опустошительные мировые войны этого века. — человечество не отказалось от войны как средства разрешения международных, а иногда и внутренних проблем. И в наши дни локальные войны продолжают уносить множество человеческих жизней. Вместе с тем с 1945 года, в связи с появлением ядерного оружия, человечество вступило в новый период своей истории, в атомный век. Этот век отмечен созданием оружия чудовищной разрушительной и смертоносной силы. Вскоре после атомной бомбы была изобретена водородная бомба, мощность взрыва которой в тысячи раз превышала мощность бомб, сброшенных на японские города Хиросиму и Нагасаки. И после этого, как известно, разработка новых типов ядерного оружия не прекратилась. Производятся его испытания, производство и накопление в неимоверном объеме.
На нашей Конференции мы несомненно, сможем услышать авторитетные суждения о невыразимо ужасных последствиях, какие принесет с собой применение ядерного оружия. Эти последствия страшны не только потому, что ядерная война уничтожит непредсказуемое множество людей. Кошмарны последствия ядерной войны и для тех кто останется в живых. Спустя долгие годы после своего окончания такая война все еще будет поражать людей неизлечимыми болезнями и производить в них такие генетические изменения, которые, несомненно, катастрофически отразятся на жизни последующих поколений.
Однако речь может идти не только о физических последствиях ядерной войны, но также и о психологических. Справедливо утверждать, что в такой войне
не будет победителей и побежденных. Но даже если допустить, что одной из воюющих сторон удастся выйти победителем, то трудно даже представить себе, каким гнетом ляжет на душу и на сознание людей их победа, достигнутая столь страшной ценой.
Что будут думать о своих отцах дети? Будут ли они благодарны им за свою жизнь на развалинах великой цивилизации? Найдут ли они оправдание своим родителям?
Мы убеждены, что на представителей различных религий, как на пастырей и учителей, возложена безотлагательная религиозная миссия — довести до сознания каждого верующего, всякого мыслящего человека понимание той великой опасности, которой ныне подвержен мир. В первую очередь
необходимо помочь людям осознать, что угроза вспышки ядерной войны реальна, а ее последствия катастрофичны и что, допустив такую войну, человечество совершит самоубийство.
В самом деле, сколь убедительно звучат доводы ученых, указывающих, что ядерная война способна не только уничтожить современную цивилизацию, но и вообще всю органическую жизнь, превратить Землю в мертвую пустыню.
Общеизвестно, что людям свойственна целенаправленная деятельность. Философы, социологи, футурологи и другие ученые горячо обсуждают сегодня, каким будет и должно быть то общество, которое сложится завтра. Но первое, что они и все мы должны сознавать, это то, что человеческое общество должно сохраниться, что оно должно иметь будущее. А именно последнее и вызывает ныне оправданные опасения.
О гонке вооружений и ее последствиях
Серьезную озабоченность вызывает у нас сегодня не только реальная опасность вспышки ядерного конфликта. Не меньшим злом является неослабеваемое во все ускоряющихся масштабах наращивание всевозможного оружия, включая и ядерное. Эта реальность подготавливает войну и увеличивает риск ее возникновения. Но зло гонки вооружений не ограничивается ее потенциальной опасностью. Это зло действенно во многих проявлениях современной жизни народов.
Неуклонное совершенствование качества и безудержный рост количества оружия поглощают у человечества в подавляющем объеме те силы и ресурсы, которые необходимы ему для достойной человека жизни и для раскрытия каждой личностью заложенных в ней Создателем творческих возможностей. Эта расточительность глубоко безнравственна, ибо она является кражей средств, жизненно необходимых для существования сотен миллионов людей, не имеющих даже скромного прожиточного минимума.
В самом деле, стоимость современного оружия постоянно возрастает. Для его изготовления необходимы заводы с дорогостоящим совершенным оборудованием. Этому изготовлению предшествуют трудоемкие, требующие огромных затрат исследования. В наши дни в производстве военной продукции так или иначе заняты почти все отрасли экономики. С производством оружия и другими военными отраслями связаны десятки миллионов человек. Военная продукция имеет спрос почти во всем мире. Ей гарантирован сбыт. Известно, сколь сильно возрастают в последние годы расходы на вооружение в развивающихся странах.
В мире, в котором ежегодно умирают от голода от 30 до 40 миллионов человек и примерно полтора миллиарда лишены элементарной медицинской помощи, в таком мире ценность человеческой жизни часто подвергается сомнению.
Долг религиозных деятелей — пробуждать чувство солидарности с людьми, подверженными нищете, голоду и болезням.
Развитие стран со слабой экономикой — сложная проблема. Ее разрешение осуществляется не только материальной помощью. Однако
чувство сострадания к нашим братьям и сестрам и сознание элементарной справедливости должны утверждать нас в понимании того, сколь недопустимы затраты огромных средств на производство орудий, грозящих истреблением жизни, в то время как сотни миллионов людей не имеют минимальных средств для пропитания себя и своих детей, в то время как голод и другие социальные бедствия уносят из нашего мира миллионы человеческих жизней.
Известно, что мировые расходы на вооружение во много раз превышают размер помощи развивающимся странам. Устранение голода и многих инфекционных заболеваний на Земле требует лишь малой доли военных расходов. Всемирная Организация Здравоохранения, израсходовав за десять лет 83 миллиона долларов, смогла ликвидировать на земном шаре оспу. А ведь на эти деньги можно произвести лишь один современный стратегический бомбардировщик. Особенно аморальны гигантские расходы на производство современных видов оружия в условиях острейшей нужды большой части человечества в продуктах питания. Неграмотность — распространенное явление во многих странах мира, даже развитых, в наш век расцвета науки. Для того чтобы до конца столетия ликвидировать неграмотность всего взрослого населения Земли, как свидетельствуют подсчеты, требуется меньше средств, чем мировые расходы на военные цели всего за один день.
Вызывает опасение и тот факт, что слабо развитые страны, закупающие оружие, часто оказываются в экономической и политической зависимости от государств-поставщиков. Приобретая новейшее военное оборудование, эти страны вынуждены не только платить за него огромные суммы, но и тратить большие средства на оплату высококвалифицированных иностранных специалистов, которые его обслуживают. Расходы на военные нужды поглощают всё большую долю национального дохода развивающихся стран.
Факт, что рост объема международной торговли оружием за последнее десятилетие более чем удвоился. Отмечается, что пропорционально объему покупки оружия возрастает число государственных переворотов и военных конфликтов с участием стран, покупающих оружие. По-видимому, это не случайность. Достаточно отметить, что около половины поставок вооружения развивающимся странам направляется на Ближний Восток, в один из самых «горячих» регионов.
Большой опасностью гонки вооружений являются ее социально-психологические последствия. Создание новых типов и систем вооружений ведет к дальнейшему нагнетанию международной напряженности и увеличивает угрозу возникновения войны, умножает недоверие и страх в отношениях между народами и государствами. Однако система международных отношений, опирающаяся на равновесие страха, как я уже говорил об этом выше, не может обеспечить подлинную безопасность. В этом случае
мир может быть нарушен или внезапным «технологическим прорывом», или ошибкой в ядерной стратегии, или же безумным поступком какого-либо руководящего политического деятеля.
Многие народы Европы, прошедшие через нечеловеческие кошмары второй мировой войны, до сих пор испытывают ужасные последствия этой страшной трагедии. Современники войны, люди старших поколений, несомненно, сознают, что
война не только убивает жизнь, но очень часто калечит душу человека, ожесточает его сердце, порождает пороки и тормозит нормальное развитие человеческого общества.
С полным основанием мы можем утверждать безнравственность политики, оперирующей угрозой войны. Эта глубоко порочная позиция обычно маскируется стремлением будто бы сохранить мир. Но созидание мира не может терпеть безнравственных средств. Мы знаем, что угроза насилием уже представляет собой насилие и как таковая растлевает душу человека.
Мы знаем также, что
сознание неотвратимости ядерного всесожжения ослабляет волю людей для борьбы со злом милитаризма и колеблет нравственные устои человеческого сообщества не менее, чем это делали многочисленные войны прошлого.
Мы убеждены, что долгом проповедников всех религий является активная помощь человеку разобраться в нравственных проблемах современной обстановки и пробудить в нем чувство ответственности за нее, помочь осмыслить причины социальных и политических пороков и указать пути их преодоления.
Созидая свое будущее, человечество не должно слепо полагаться на современный научно-технический прогресс, ожидая от него спасения от всех бед. Только совокупность и гармоничное сочетание материального прогресса и нравственного и духовного созревания каждого человека могут создать то подлинно здоровое общество, в котором каждая личность будет обладать условиями для полного раскрытия своих природных возможностей. Однако все это может быть осуществлено только в том случае, если человек сможет жить в мире не только с подобными себе, но и со всем творением, в гармонии со всей природой. Спасение дара жизни — спасение всей природы, от которой человек неотделим, ибо в ней он во многом черпает свои жизненные силы. Угроза ядерной войны является угрозой всему живому. Забота о сохранении жизни человека неотделима от заботы о природе как среде его обитания, его доме, источнике его пропитания и тех энергетических ресурсов, какие необходимы для сохранения его существования. Пагубно непонимание того, что будущее человечества может быть обеспечено только в условиях разоружения и разумного распоряжения природными ресурсами. Сегодня, как никогда прежде, в сознании людей должно утверждаться понимание общности судьбы всего человечества. Касаясь экологической проблемы, нельзя обойти вниманием факт постоянно возникающих инцидентов с ядерным оружием (потеря ракет с ядерными боеголовками, столкновение кораблей, имеющих ядерное оружие на борту, и другое). Хотя, слава Богу, при этих событиях пока не было еще ядерного взрыва, но в некоторых случаях наблюдалось сильное загрязнение радиоактивными изотопами окружающей среды.
Первая специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению в 1978 году признала, что оружие, и особенно ядерное, не может укрепить международную безопасность. Она подчеркнула, что
стратегия «баланса силы», «баланса страха», политика «сдерживания» создает напряженность, недоверие и неустойчивое равновесие, грозящее перейти в открытую борьбу.
Об этом же в 1979 году заявили участники встречи представителей Церквей СССР и США в совместном заявлении «Изберите жизнь»: «Мы выражаем глубокую озабоченность относительно опасности ненадежного балансирования человечества на грани ядерной катастрофы. Мы знаем, что разрабатывается еще более ужасное оружие, которое может привести к нарастанию страха и подозрительности и, таким образом, к еще более лихорадочной гонке вооружений. И против этого мы заявляем в один голос: «Нет! Во имя Божие — нет!»
О новых доктринах ядерной войны и о новом оружии массового уничтожения
Относительное равновесие ядерных сил противостоящих блоков, как известно, достигается большим трудом. Однако это равновесие в любой момент может быть нарушено различными путями, и тогда хрупкая безопасность утрачивает свою почву. Одной из таких разрушительных причин является порождение новых доктрин ядерной войны. РАССМОТРИМ, НАПРИМЕР, ДОКТРИНУ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «ОГРАНИЧЕННОЙ» ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ. УСЫПЛЯЯ СТРАХ ЛЮДЕЙ И ПРОБУЖДАЯ АГРЕССИВНЫЕ НАМЕРЕНИЯ, ЭТА ДОКТРИНА МОЖЕТ ЛИШЬ ПРИВЕСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО К ГИБЕЛЬНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ. В САМОМ ДЕЛЕ, РАЗВЕ МОЖЕТ НАЧАВШАЯСЯ ЛОКАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ ВОЙНА ОГРАНИЧИТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ РАМКАМИ? КОНЕЧНО, НЕТ.
Ибо районы мира, по которым не наносились бы непосредственные ядерные удары, все равно оказались бы пострадавшими от выпадения радиоактивных осадков, от глобального нарушения экономических связей, от необратимых экологических изменений, от последствий генетической трансформации, от сейсмических непредсказуемых эффектов и тому подобного. Наконец, что может означать «ограниченность» ядерной войны для таких густонаселенных промышленных районов мира, как Европа!? Мы все, несомненно, воодушевлены тем, что самые различные круги населения европейских стран, многочисленные религиозные деятели и широкие массы верующих, сознавая нависшую над их континентом опасность и понимая ошибочность стратегии и ложь пропаганды об «ограниченности» ядерной войны, активно выступают против этой реальной угрозы ядерной катастрофы. Такого массового антивоенного движения еще не наблюдалось прежде. Не удивительно, что оно, это движение, всколыхнуло народные массы других континентов, ибо очевидно, что Европа может оказаться первой, но не единственной жертвой политической близорукости.
[…]
Чем, как не притуплением чувства ответственности, можно объяснить всё чаще раздающиеся голоса в поддержку доктрины об использовании ядерного оружия для нанесения первого удара?
[…]
Сегодня особенно остро звучат слова Откровения Божия: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:52).
[…]
Неотложность задач ядерного разоружения
Вооружение Земли, вооружение космоса, — что в наше время может реально противодействовать этому самоубийственному процессу? — Только мирные переговоры при наличии доброй воли договаривающихся сторон. Запрещение разработок новых средств массового уничтожения, прекращение производства ядерного оружия, постепенное сокращение его запасов вплоть до полной их ликвидации — вот насущные задачи людей доброй воли в наши дни. Задача ядерного разоружения абсолютна и исключительна по своей важности. Ее решение не может быть поставлено в зависимость от каких-либо идеологических, политических или экономических условий, превращающих переговоры в узел неразрешимых проблем.
Политике угроз, политике с позиции силы, вторгающейся даже в мирные переговоры, может быть противопоставлена только политика, основывающаяся на доверии и равноправии. Но доверие не приходит само собой. На нас, религиозных людях, лежит ответственность предпринимать усилия для укрепления доверия между народами и государствами. Наш долг — искоренять страх и подозрительность, используя для этого свои пастырские возможности.
Добрым примером тому может послужить многолетнее сотрудничество Церквей Советского Союза и Соединенных Штатов Америки в деле созидания мира. Христиане наших стран, несмотря на неблагоприятный политический климат, проводят плодотворные встречи и выражают свое единодушие, осуждая милитаризм и добиваясь разоружения.
Мир миру — вот что должно быть содержанием нашей проповеди. Мы можем и должны употребить дар слова на то, чтобы наша озабоченность о сохранении жизни на Земле передалась всему человечеству и помогла объединению людей доброй воли в подлинно творческом труде — созидании мира.
Нашу надежду на благие результаты укрепляет сознание того, что уже сегодня политические деятели вынуждены прислушиваться к массовому движению против войны, всколыхнувшему весь мир.
[…]
Дорогие братья и сестры! Мы выбрали единственно правильный путь, жизненно необходимый всему человечеству, — путь жизни. Побуждаемые своим религиозным долгом, воспользуемся предстоящей нам Конференцией, чтобы совместно и единодушно обсудить препятствия, стоящие ныне на пути к миру, и определить средства, способные устранить их. Воспользуемся нашей встречей, чтобы провозгласить всему миру: пастыри и религиозные учители народов едины в своем стремлении к миру и благу всех людей Земли. Выражая надежду на плодотворный исход нашей встречи, я молитвенно взываю к Богу: да благословит Он нас и наши миротворческие труды. Да укажет Он нам пути, ведущие к жизни. Да поможет Он людям удалить зло и вражду из своих сердец. Да дарует Он мир всему миру. Аминь.
Доклад Святейшего Патриарха Пимена
Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 11, 1982 год.
Обращение ко всем правительствам мира
Мы обращаемся к вам от имени Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы», проходившей в Москве с 10 по 14 мая 1982 года, на которую прибыли из 90 стран шести континентов представители буддизма, индуизма, иудаизма, зороастризма, ислама, сикхизма, синтоизма и христианства, объединенные общим стремлением спасти человечество от опасности ядерного истребления.
Обсудив глубоко тревожащую нас проблему ядерной войны, с ее невообразимой всеразрушающей силой, мы пришли к твердому убеждению, что
жизнь не должна погибнуть в ядерном пожаре.
Нам известно, что многие из вас проводят политику мира и справедливости, отражающую ваше обязательство служить разоружению и ваше стремление к созиданию новой эры надежды и лучшего будущего для всех людей на нашей планете.
Мы знаем, что все вы принимали участие в ССР-1 [1], на которой было заявлено, что увеличение оружия, особенно ядерного, ослабляет международную безопасность. И тем не менее потрясающим является факт, что гонка вооружений продолжается с беспрецедентным размахом, приближая человечество ко всеобщему уничтожению.
[1 Первая специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН — 1978.]
Мы, верующие люди, убеждены, что у вас есть потенциальные возможности и поддержка сознательных людей в вашей стране, чтобы потребовать замораживания новых видов ядерного оружия и тем самым оказать влияние на ход истории. В этой связи мы полностью поддерживаем решимость тех стран, которые решили остаться безъядерными.
Мы также приветствуем инициативы двух ведущих держав по проведению взаимных переговоров
в Женеве и надеемся, что они примут положительные решения по устранению опасности распространения ядерного оружия. Мы приветствуем, как полезные, усилия, направленные на ослабление напряженности, как, например, одностороннее решение Советского Союза прекратить развертывание новых ядерных ракет средней дальности в Европейской части СССР и сократить число уже размещенных. Мы также приветствуем выраженную готовность Соединенных Штатов к ведению официальных переговоров по сокращению стратегических ядерных вооружений, начиная уже со следующего месяца. Мы видим надежду в том, что с обеих сторон последнее время выражается готовность к встрече друг с другом и обсуждению эффективных шагов по сокращению ядерного оружия. Мы приветствуем это. Тем не менее мы желаем обратиться к Советскому Союзу, Соединенным Штатам и другим ядерным державам с призывом ускорить темп выполнения программ по разоружению.
Мы не можем обрести покой до тех пор, пока все виды ядерного оружия не будут запрещены и уничтожены.
Но угроза выживанию человечества пока еще не уменьшилась.
Военные бюджеты постоянно растут, поглощая огромные человеческие и материальные ресурсы, которые в ином случае могли бы защитить, спасти жизнь и принести счастье на Земле. ГЛУБОКУЮ ТРЕВОГУ ВЫЗЫВАЮТ У НАС НОВЫЕ ОПАСНЫЕ ДОКТРИНЫ, ТАКИЕ КАК «ОГРАНИЧЕННАЯ» ЯДЕРНАЯ ВОЙНА, и производство такого особенно бесчеловечного оружия, как нейтронная бомба, направленного на осуществление этих опасных доктрин. МЫ НЕ ВЕРИМ, ЧТО ПРИ СУЩЕСТВУЮЩЕМ УРОВНЕ ЯДЕРНЫХ АРСЕНАЛОВ ЯДЕРНУЮ ВОЙНУ МОЖНО ОГРАНИЧИТЬ. Мы обращаемся ко всем государствам, обладающим и не обладающим ядерным оружием, с настоятельным призывом спасти спотыкающийся на путях своих род человеческий от ядерного истребления.
В связи с этим ССР-2 представляет огромную возможность для спасения священного дара жизни от ядерной катастрофы.
Мы полагаем, что продолжающаяся разработка оружия массового уничтожения свидетельствует о страхе и недоверии. Поэтому мы призываем страны, подписавшие Хельсинкский Заключительный акт, стремиться к выполнению высоких международных норм поведения, имеющихся в настоящее время.
Мы призываем все обладающие ядерным оружием государства:
а) ввести мораторий на всякую враждебную риторику;
б) отказаться от политики конфронтации — военной, экономической или политической — и проводить политику ослабления международной напряженности и честного сотрудничества в культурной, научной, технической и экономической областях, направленную на разрешение проблем только мирными средствами;
в) объявить о замораживании современного уровня ядерного оружия;
г) немедленно разрушить значительную часть существующего ядерного арсенала в качестве первого шага к полному уничтожению ядерного оружия;
д) заключить и ратифицировать конвенцию по запрещению всех видов ядерного оружия;
е) выполнить решения ССР-1 по укреплению международной безопасности, по прекращению и обращению вспять гонки вооружений;
ж) возобновить с большей решимостью венские переговоры о сокращении обычных видов вооружений;
з) заключить договор о полном запрещении испытаний ядерного оружия;
и) созвать конференцию по сокращению ядерного оружия в Европе;
к) свои ресурсы и технологию направить от войны к насущным задачам развития;
л) немедленно запретить испытания ядерного оружия в Тихом океане.
Мы также обращаемся к государствам, не обладающим ядерным оружием:
а) принять твердое решение не становиться ядерными;
б) использовать все свое влияние для разработки альтернативной системы безопасности для всех стран ради создания нового мира без оружия;
в) сделать Индийский океан и другие районы безъядерными зонами.
Мы — верующие люди. Среди нас много государственных деятелей и лиц, ответственных за принятие решений, из многих стран.
Никакая проблема идеологического или другого характера не может оправдать ядерную войну. Проблема ядерной войны и ядерного оружия — это проблема не просто политическая. В первую очередь, это проблема моральная.
И исходя именно из моральных принципов, мы направляем вам это Обращение. Мы обращаемся ко всем народам с призывом совместно сделать так, чтобы ни одна страна ни при каких обстоятельствах и ни по какому поводу никогда и нигде не прибегала к использованию ядерного оружия.
Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 11, 1982 год.