Тревожные и депрессивные расстройства, хронические стрессы, панические атаки — явления в наше время довольно заметные. Не вполне понимая сути этих состояний, люди часто по их поводу обращаются за советом к священнослужителям. Ожидая рекомендаций, какие подать «записки», читать молитвы, испрашивая благословения на отчитку, прося о молебне и так далее.
Я не специалист в области психиатрии и психотерапии. По данной теме делюсь мыслями как священник. И как пациент. О последнем упоминаю, чтобы показать — в данных нарушениях ничего постыдного нет. О них можно и нужно говорить. Помогая этим самым себе и другим.
Депрессивные и тревожные расстройства — не грех и не бесовщина
Не стоит списывать эти состояния на духовную борьбу, «порчу» или беснование. Да, злые духи могут как-то воспользоваться «брешами в иммунитете» — в виде тяжелых грехов, въевшихся страстей, неверия. Но все же в данных случаях мы имеем дело со сферой психики. Потому, преодолевая недоверие и предубеждения в отношении психиатрии, лучше, при наличии подобных состояний, обратиться к специалистам.
Настоятельно рекомендую не обращаться на отчитки — можно получить эффект, обратный ожидаемому.
Во время обострения человек обычно не способен к осмысленному участию в таинстве исповеди, как и к беседе со священником или психологом. Он погружен в свое самочувствие и почти не слышит собеседников. В таких случаях нужно, повторю, медицинское вмешательство.
Не стоит искать исцеления (снятия «порчи») за два сеанса у очередного экстрасенса, «бабки» или «деда» и прочих деятелей. Даже не касаясь духовной стороны, можно сказать, что подобное обращение чревато бездарной потерей времени и денег, а болезнь будет прогрессировать.
Два вида депрессии
Психогенная депрессия — ответный отклик организма на стрессовые события. Если человек ранее достаточно успешно преодолевал и справлялся с трудностями — вероятность того, что и из психогенной депрессии он успешно выберется — велика (без антидепрессантов или с ними). Немалую помощь может оказать психотерапевт (работа «словом»).
Клиническая (эндогенная) — вызвана органическими причинами, и никакими словами и убеждениями/исповедью ее не преодолеть. В этом случае однозначно необходима консультация врача-психиатра. И только затем — психотерапевта, священника, психолога.
К сожалению, из-за непонимания сути болезни близкие часто еще более вредят больным, призывая «не выдумывать проблемы; не брать в голову неприятности», «выспись — и все пройдет», предлагая «снять стресс», сходив в бассейн или тренажерный зал, или даже с помощью алкоголя (что совершенно противопоказано в этом случае). А верующие советуют — причаститься.
Такой подход может вызвать или усугубить чувство вины из-за своей «неполноценности», или ощущение, что тебя никто — даже любящие люди — не понимает. И это заставляет еще больше закрываться, уходить в себя. Чем еще более усиливается депрессия.
Отчего бывают депрессии и панические атаки
Депрессия, как и панические атаки, может иметь так называемые скрытые формы. Когда симптомы сниженного настроения скрываются (маскируются) какими-либо соматическими симптомами (болезнями органов тела) или другими психическими расстройствами. Более подробную информацию об этом можно найти на специализированных сайтах и в соответствующей литературе.
Депрессивное (подавленное) настроение (уныние, печаль, тоска, повышенная раздражительность; «опускаются руки», неспособность к искренней молитве, особенно в благодарении) иногда может быть связано не со специфическими нарушениями в психике, а с хронической усталостью и эмоциональным выгоранием.
Регулярные приступы страхов и тревожность далеко не всегда являются признаком серьезных психических расстройств.
За ними могут стоять даже различные болезни (заболевания сердца, сахарный диабет). Так что данные симптомы — еще и повод проверить и позаботиться о своем организме.
Лекарства нужно принимать
Побочные эффекты, сомнения в пользе назначаемых лекарств — не повод от них отказываться, заменяя святой водой, просфорами и прочим. Важно принимать их согласно предписаниям врача, а не когда и сколько хочется/удобно. Можно попросить доктора объяснить, почему нужно принимать именно эти препараты и именно так, как рекомендовано — мне откликаются мысли белорусского психиатра Р. А. Евсегнеева о важности того, чтобы пациент был ответственным участником своего лечения.
Не рекомендую длинные посты и молитвы
Исходя из наблюдений, я не рекомендую в таких случаях длительные посты и молитвы. Наоборот, требуются послабления. Лучше молиться чаще, краткими молитвами, своими словами. А пост — по согласованию с врачами. Иначе есть риск еще больше перегрузить нервную систему и вызвать/усилить рецидивы.
С депрессией не ездите в монастырь!
Имея подобные психические нарушения, не стоит ехать на долгий период в монастырь. Все-таки жизнь в монастыре, как бы ни была духовно слаба в наше время, основана на ежедневном богослужении, трудах и молитвах. Это будет непосильным грузом для ослабленной нервной системы и опять-таки может вызвать рецидив. Достаточно во время ремиссии приехать в качестве паломников, дня на три или на неделю. И заранее оговорить какие-то послабления в дисциплине (дополнительное питание в местных магазинах, более поздний подъем). Во время рецидивов — лучше в монастыре не заселяться!
Близким нужно вести себя особенным образом
Во время рецидивов человек не всегда и не вполне может себя контролировать. И потому проживающим с ним лицам (членам семьи) важно пройти какое-то минимальное обучение у специалиста правилам поведения и помощи больному.
При этом членам семьи важно продумать, как не выгорать самим.
Помогая, не делать страдающего главным «центром внимания», который будет поглощать все семейные ресурсы жизненной энергии и времени.
Это разрушительно действует на окружающих. Особенно от этого страдают дети и подростки, которые оказываются «придатком» к больному и которые ощущают, что их собственный внутренний мир, их интересы, их чувства и эмоции никому из взрослых не важны.
Важно нормализовать жизнь!
Для улучшения качества и увеличения длительности ремиссии, а также в целях профилактики данных расстройств стоит позаботиться о тонусе: умеренная (по согласованию с лечащим врачом) гимнастика, скандинавская ходьба, бассейн, прогулки в парке/лесу, работа с чувствами и эмоциями, распорядок дня, питание, нормализация сна.
Проверка жизненных установок
С этими расстройствами особенно тяжело жить людям, не усвоившим себе глубинные смыслы и ценность жизни — так же как и пережившим инфаркт, онкологию. Происходит серьезная проверка подлинных (а не декларируемых) для данного человека жизненных установок, насколько искренне он искал Бога, учился быть счастливым, занимался своим духовно-личностным развитием. Теперь, пользуясь периодами ремиссии, самое время включить в жизнь такие аспекты, как искренняя молитва, пастырское душепопечение, экзистенциальная психология (последняя особенно важна для тех, кто не готов к религиозному пути; впрочем, и христианам она может оказаться очень даже полезной) и тому подобное.