«Мир и любовь в сердце». Наследие сербского старца Фаддея

Денис Маханько

Журналист, продюсер.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

К 110-летнему юбилею почитаемого православного подвижника, сербского старца Фаддея Витовницкого (1914–2003), вспоминаем его биографию и знакомимся с выдержками из его творений.

Окрестности городка Петровац-на-Млави на востоке Сербии хорошо известны любителям активного отдыха. Живописные Хомольские горы — это густые хвойные леса, пешеходные тропы, водопады и источники, прекрасные панорамные виды. Туристы особенно ценят целебный воздух этих мест.

В конце XIII века сербский король Стефан Милутин Неманич основал в ущелье реки Витовница монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Витовницкая обитель в разные эпохи разорялась то руками врагов Сербии — османов, фашистов, то — в годы коммунистической власти — воинствующими атеистами из местных жителей. Но всякий раз монастырь возрождался.

В XX веке затерянная в горах обитель стала известна благодаря игумену Фаддею (Штрабуловичу). С его именем связано возрождение монастыря, а сам отец Фаддей к концу XX века получил неформальный титул духовника всей Сербии. Старец Фаддей Витовницкий любого человека мог утешить добрым словом. К нему приезжали за советом, о нем снимали фильмы и издавали книги. Могила старца у стен монастырского Успенского храма и сегодня остается местом паломничества. На скромном черном надгробии — фотография пожилого монаха, годы жизни: 1914–2003 и цитата из Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь».

Русские книги — в подлиннике

Томислав Штрабулович родился в деревеньке неподалеку от монастыря. Он рано лишился матери. Отношения со сверстниками складывались не всегда гладко. Юноша мечтал о монашестве, его стремление усугубилось и вердиктом врачей: туберкулез со сложной схемой лечения, без соблюдения которой не гарантировано больше пяти лет жизни.

Поиски подлинного монашества привели Томислава во Введенский Мильков монастырь. Там, неподалеку от Белграда, тогда обосновались русские монахи. Настоятелем Мильковского монастыря был архимандрит Амвросий (Курганов), человек яркой судьбы. Участник обороны Московского Кремля в 1917-м, он после победы большевиков — в военной форме и без документов — уехал в Оптину пустынь, где остался послушником. Во время Гражданской войны воевал на стороне белых, затем — эмиграция, монашество и руководство монашеской общиной в Мильково.

Старец Фаддей вспоминал об отце Амвросии: «Никогда никого не наказывал, ни о ком не думал плохо, ни на кого не смотрел с раздражением. Каждого любил таким, каков он есть, и молился Богу, чтобы Он просветил человека».

Томислав захотел глубже изучить духовное наследие Руси, для этого он выучил русский язык и смог читать святоотеческую литературу в подлиннике. Русские книги стали для него школой духовной мудрости. Он словно перерабатывал внутри себя многотомные сочинения святых и богословов, превращая их мысли в запоминающиеся короткие афоризмы. Интересно, что монастырская жизнь резко улучшила здоровье юноши. Через пять лет, которые ему отмеряли врачи, от болезни не осталось и следа.

Когда архимандрит Амвросий (Курганов) умер, обстановка в монастыре изменилась, и вместе с частью братии послушник Томислав перешел в монастырь Горняк. Там он и принял монашество с именем Фаддей. Отсутствие опытного духовного наставника заставило молодого монаха еще больше углубиться в чтение книг. «Когда вокруг нет людей, чтобы утешить нас, тогда Господь приходит и через книгу, и радует душу», — вспоминал он.

Невидимое вещество

Жизненные перипетии отца Фаддея заслуживают отдельной статьи. Служение в разных городах. Тюремное заключение во время немецкой оккупации, постоянные сложности в общении с коммунистическими властями в послевоенное время. Настоящая школа смирения и мужества. Старец рассказывал, что непрекращающиеся трудности не раз приводили его к нервным срывам:

Я понял это как предостережение Божие, как знак, что я должен изменить образ жизни, научиться жить, отстранись от любой многозаботливости, я понял, что все мы излишне беспокоимся о себе, и только когда человек полностью предастся воле Божией, он сможет пережить беззаботный, радостный покой.

В 1962 году отец Фаддей вернулся на свою малую родину и стал настоятелем Витовницкого монастыря. Он многое сделал для восстановления обители, но высокая должность тяготила монаха. В 1972 году отец Фаддей попросился на покой, а в 1981-м вернулся в Витовницы уже в качестве духовника. К тому времени слава о нем разнеслась по всей Сербии, в монастырь за советом и молитвой потянулись многочисленные паломники.

Были дни, когда старец принимал людей практически круглосуточно, без перерыва на сон и отдых. Службы перетекали в беседы, беседы — в исповедь, а поток приходящих только увеличивался. Такая нагрузка подорвала здоровье старца.

«Я пережил два сердечных удара из‑за того, что мне приходилось много говорить с людьми. Думал, что мне конец, но вот, ожил, но нет сил разговаривать, могу только служить и петь. Но что делать, когда люди приходят со своими бедами и заботами?» — говорил старец.

«Мир и любовь в сердце», — эти слова были главным призывом отца Фаддея. Даже во время бомбардировок Югославии 1999 года, оставаясь пламенным патриотом своей страны, старец призывал молиться за противников, «чтобы Господь их помиловал».

Белградец Шешум Желько, регулярно беседовавший с архимандритом Фаддеем, вспоминал: «От него передавалось нам какое-то невидимое вещество, которое человек не ощущает, пока не израсходует, или, по крайней мере, не удалится от отца. Тогда понимаешь, что быть в мире и любви с собой и с целым светом — наше естественное состояние, но не падшего естества, а вечного божественного, которое создано в нас по образу Божьему. День ото дня мы чувствовали себя спокойнее и свободнее, а проблемы наши так или иначе понемногу разрешались. Отец светился миром и любовью, и мне казалось, что в наших разговорах мы, словно в бурном море, взбирались на спину отца, чтобы не потонуть».

Последнее время жизни архимандрит Фаддей провел в доме своих духовных чад в городе Бачка-Паланка. Он скончался в ночь на 14 апреля 2003 года и был похоронен в Витовницком монастыре, которому посвятил значительную часть жизни. В православном мире, в том числе далеко за пределами Сербии, его так и называют: старец Фаддей Витовницкий.

Любите малые вещи!

Наследие отца Фаддея, книги с его поучениями, продолжают издавать в разных странах. В них старец обращается к современному человеку через призму святоотеческой мысли. Его слова, как правило, очень просты, но в них — живая сила любви к Богу и к людям.

Вот несколько цитат из поучений, дающих представление о личности и наследии игумена Фаддея (Штрабуловича):

Жизнь мучительная, потому что нервы сильно перегружены, а мы не научились расслабляться, нужно мысленно расслабляться. Когда мысленно расслабимся, и тело отдыхает. Дух с помощью нервной системы приходит в соприкосновение с физическим миром. Обрати внимание на мир в сердце, пусть будет там тишина, мир, и расслабься. Если не можешь молиться, будь тих, не имей никаких мыслей, предоставь это Господу, Он устроит это лучше нас.

«Возблагодарим Господа»

Имеется в сегодняшнем мире много депрессивного света, это люди, которые теряют веру. Перегружает себя человек мыслями, которые ему не нужны. Он не может ничего сделать, но может только размышлять о добром, но сделать доброе опять без Бога не может, доброе можно сделать только Божественной энергией, поскольку один Бог добрый. Слава Богу — Он вездесущ и помогает каждому, и слабым, и сильным.

Каждому нужна помощь. Когда вас охватит печаль, не нужно много волноваться, ни беспокоиться. Что будет с нами, как будет? Если бы об этом думали, не имели бы мира. Бог беспокоится.

Как будет воля Божия, так и будет, не стоит думать. Если заняты добрыми мыслями, будете иметь мир. Если думаете «будет это, будет то», тогда сами себе портите настроение, не имеете ни мира, ни спокойствия.

«Возблагодарим Господа»

Трудней всего на свете понять, как нам молиться за неприятелей. Хотим мы или не хотим, а должны молиться за неприятелей и за тех, кто нас не любит, кто отягощен злыми помыслами против нас. Мы должны молиться и желать им всяческого добра, потому что, хочешь — не хочешь, они должны освободиться от зла, когда убедятся, что их планы неосуществимы. Чем больше зла они желают нам, тем больше благ посылает нам Господь. Нам возвращается все, что мы желаем своим ближним. Если мы ходим в церковь, причащаемся — это ничего не стоит, если только мы задерживаем в себе зло. Какими мыслями мы заняты, такая у нас жизнь. Поэтому мы должны быть тихими, мирными, полными любви и доброты. Если люди думают о нас неизвестно что, если они нас бранят, ругают, мы должны благословить их обеими руками и желать им только хорошего.

«Духовные поучения»

Делайте всякую работу, как будто она дана Богом, потому что мы должны работать для Бога, а не для себя. Выполняйте все внимательно и с любовью, отдайтесь работе полностью, и только тогда сможете сделать все как положено. Люди, которые мешают вам работать, — ваши наставники, а не противники. Они развивают у вас ревность к работе. Без искушений, которые приходят к нам от так называемых противников, невозможно преуспеть в деле.

Нужно помнить, что мы работаем по желанию и по воле Божией, и труд наш принадлежит не начальнику, а Господу. Когда мы себе это уясним, работа пойдет мирно, без недовольства, потому что нельзя противиться Господу и Его воле.

«Зёрна добромыслия. Мысли и советы на каждый день»

Жизненный опыт дорого стоит, и мы за него дорого платим, а у кого нет опыта, тот не может этого понять. Мрачные дни приходят по попущению или допущению Божьему, чтобы мы приобрели опыт. А иначе как сможем понять несчастия и беды других людей, если сами время от времени не будем переносить невзгоды. И чем больше испытание, тем больше убеждаемся, что ничего не можем без Бога. Каждый, кто хочет благочестиво жить, претерпит большее страдания, чтобы приобрести драгоценный духовный опыт.

«Зёрна добромыслия. Мысли и советы на каждый день»

Любите малые вещи, стремитесь к простому и скромному, а когда душа созреет, Бог даст ей внутренний мир. Он видит вас, и Ему угодно, когда мы ищем Его мира. Пока душа не созреет, Он будет показывать ей, что Он всюду, все наполняет — весь мир, всякое творение, — и как радуется тогда душа! Ни в чем не нуждается! Но потом Господь снова скрывается от нас, чтобы мы стремились к Нему и всем сердцем искали Его.

«Мир и радость в Духе Святом»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle