Кто для меня в действительности Иисус — Бог, которому есть место в моем сердце, или пророк, который подсказывает мне, как жить? Поразмышляем об этом над сегодняшним евангельским отрывком (Лк 9:18–22).
В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия»
«А вы кем считаете Меня?» Вопрос Христа апостолам — это вопрос каждому христианину на каждый день. Кто Ты, пророк, у которого нужно спрашивать, что будет дальше, и ожидать предсказаний? Или Бог Живой, Который есть и во мне тоже? Выбор постоянный.
Однажды я всерьез размышляла о том, как сложилась бы моя судьба, если бы я поступила в другой вуз. Я и в свой-то поступила почти случайно. Тогда еще были экзамены и нельзя было подавать документы в несколько вузов сразу. Довольно мучительно выбирать в этом возрасте — будто пальцем в небо — где тебе учиться. Я выбирала прикладную математику: в «большом» университете или в электротехническом. Почему-то родители не участвовали в этом процессе (тогда в 18 лет ты уже считался взрослым и самостоятельным), а со мной по приемным комиссиям ходила подруга-одноклассница. Мы побеседовали и там, и там, а дальше в моей юной голове сложился парадоксальный выбор.
В ЛЭТИ мне довольно высокомерно намекнули на то, что я не поступлю: не медалист, в аттестате четверки по физике и математике, а на экзамене сложные задачи. В СПбГУ же, напротив, махнули рукой: да поступите вы! Подавайте спокойно документы. Видимо, сработало юношеское упрямство, а может, понравилась дорога по Петроградке до корпусов ЛЭТИ, но все-таки я подала документы туда. Чтобы поступить, отучиться 6 сложных лет, никогда не работать по специальности, на 3-м курсе встретить будущего мужа и связать с ним всю свою жизнь.
А если бы я поступила в СПбГУ? Я бы мужа точно не встретила. И вообще я замуж тогда абсолютно не стремилась. Как бы сложилась моя дальнейшая жизнь?
Я была неверующей и некрещеной, и конечно, я не молилась и не спрашивала Бога, куда мне поступать и что мне делать. Кажется, я и у родителей не спрашивала: они «благословили» технический вуз, а дальше — разбирайся, мол, сама.
Повлиял ли бы Господь на мой выбор, если бы я обращалась к Нему? Была ли в моем выборе Его воля? Как бы все могло произойти, если бы произошло иначе?
Мне нравятся фильмы с параллельным сюжетом. Вот перед ней захлопнулись двери в метро, и она поехала на другой электричке. Не узнала то, что должна была узнать, все закрутилось совершенно по-другому. И так далее, и тому подобное. Я тоже иногда прокручиваю в голове возможные параллельные сюжеты своей жизни. На втором курсе, чуть разобравшись в том, что я действительно хочу, я решила перевестись на филологический факультет, на математическую лингвистику. Я ходила в СПбГУ на собеседование и сдавала экзамен по английскому (да, тогда так можно было). Но меня не перевели из-за того, что предпочтение отдавалось «местным», университетским. А перевели бы, если бы я училась на прикладной математике у них в университете? Как бы дальше развивалась моя история? Я бы не потеряла 6 лет на уже для меня бессмысленной, как тогда казалось, учебе? Не обзавелась бы семьей, едва мне исполнилось 21? Была ли в этом воля Бога?
«Достаточно легко жить, когда все понятно: чего от меня хочет Бог, где я должен учиться, на ком жениться. Но христианство полностью разрушает эту машину. Бог хочет от нас одного: чтобы мы научились быть людьми и любить друг друга. Ценили свободу свою и наших ближних. Христианство — это увлекательное путешествие в неизвестное. Я не знаю, что меня встретит и что я изберу в этой жизни. Но мне важно, как я себя поведу в той или иной ситуации, как я себя проявлю в той или иной трудности, с которой столкнусь», — это цитата протоиерея Дионисия Харина со встречи с философом Александром Секацким «Человек: между свободой и фатализмом».
Мне было важно послушать этот разговор и соотнести свои мысли с их точкой зрения. Я тоже верю, что нет фатальных последствий неправильного выбора. Я верю, что какой бы выбор я ни сделала (конечно, речь о разумных выборах в правовом поле), по какой бы дороге я ни пошла, Бог со мной.
«Уподобляя божественное предвидение нашему человеческому предвидению, мы мыслим его как некий временный акт, предшествующий нашим действиям во времени. Такое понимание божественного предвидения совершенно ложно. Это предвидение пребывает вне времени и, следовательно, не есть предшествующее временным рядам событие во времени, а сверхвременный акт, объемлющий их в себе», — пишет Е. Н. Трубецкой.
Нет причинной зависимости между Творцом и творением, которая не оставляла бы места для человеческой свободы. Мы не можем возлагать на промысл Божий ответственность за результаты собственных шагов. Или на отсутствие промысла Божия.
Единственный выбор, который должен осуществить каждый человек, — это выбор между Добром и Злом. И если мы, христиане, выбираем следовать путем Добра, мы уже идем по Божьему пути.
Христос — не Иоанн Креститель, не Илия, не один из древних пророков, как считал Его народ (Лк 9:19). Мы можем попросить благословить Его наши шаги, быть с нами на жизненном пути. Но не просить пророчествовать, не возлагать на Него ответственность за свою жизнь.
Как же ответили апостолы на вопрос «За кого вы почитаете Меня?» «За Христа Божия», сказал Петр, — за Помазанника, Мессию. Но есть ли у меня дерзновение и смирение открыть глаза, посмотреть внутрь себя и признать, что Христос именно Бог, часть Которого — образ Божий — во мне? Это страшно, это непривычно. Лучше пробормотать целый корпус молитв, «вычитать правило», не сливаясь с этими словами, особо не вникая в них.
Протоиерей Алексий Уминский в своей лекции о молитве обратил внимание на то, как мы воспринимаем слова распространенной молитвы «Царю Небесный». Читаемой, извиняюсь, где надо и не надо — скороговоркой или, к примеру, пропевая на множество разных авторских мелодий.
«Прииди и вселися в ны». Почему в «ны», то есть по-русски «в нас»? Каких «нас»? Где эти «мы»? Стою «я» перед Богом сегодня в эту минуту. Не в каких-то «ны» надо вселиться, а вот в меня. Хочу ли я этого всерьез? Не боюсь ли я этого по-настоящему? Есть ли во мне какое-то место для того, чтобы Он пришел и в меня вселился?
Действительно, если сказать осознанно: «Святой Дух, прийди и вселись в меня!», то это страшно. И ты не всегда к этому готов. Проще прикинуться дурачком и сказать: «Боже, как мне поступить сегодня? Жду Твоей воли!»
И вот, Кто перед тобой, Кого ты в действительности приглашаешь в себя, за Кого ты почитаешь Иисуса — это выбор каждого дня.
Полезно по теме:
Александр Секацкий, священник Дионисий Харин. Человек: между свободой и фатализмом
Протоиерей Георгий Митрофанов. Путь свободы
Тяжесть правила или разговор с Отцом? Конспект встречи-презентации с протоиереем Алексием Уминским