Воскресение Христово, Пасха — это событие, которое осмысляется и переживается разными людьми — писателями, поэтами и, конечно, композиторами. Тема Воскресения Христа вышла за пределы храмов и звучит в разных жанрах. В этой подборке можно услышать как традиционные церковные песнопения, так и музыкальное творчество, вдохновленное вестью о Воскресении Христовом.
Римский-Корсаков — Увертюра «Светлый праздник»
Когда будущего композитора Николая Римского-Корсакова стали обучать игре на фортепиано, он говорил, что колокольный звон и церковное пение вдохновляют его гораздо больше, чем классическая музыка.
Детство Николая Андреевича прошло вблизи Тихвинского Успенского монастыря. Пасхальные звоны этой обители композитор тщательно воспроизвел в увертюре «Светлый праздник», написанной в 1888 году.
В основе произведения — обиходные церковные песнопения пасхального богослужения.
«Чтобы хотя сколько-нибудь оценить мою увертюру, — писал композитор, — необходимо, чтобы слушатель хоть раз в жизни побывал у Христовой заутрени, да при этом не в домовой церкви, а в соборе, набитом народом всякого звания, при соборном служении нескольких священников, чего в наше время многим интеллигентным слушателям не хватает…»
Произведение, тесно связанное с музыкой православного богослужения, действительно дарит ощущение Светлого праздника.
Никола Антонов — Стихиры Пасхи
В русских православных храмах пасхальная служба отличается особой динамикой. Множество энергичных песнопений сменяют друг друга, и почти все они звучат мажорно и торжественно. Но такое приподнятое настроение не свойственно, например, византийской музыкальной традиции.
Там светлые пасхальные тесты звучат размеренно, словно погружая молящихся в глубокий смысл произносимых слов.
Подобный подход существует, например, в болгарской традиции. Болгарская церковь использует в богослужении церковнославянский язык. Это дает нам возможность по-новому услышать понятный текст.
Стихиры Пасхи исполняет специалист по византийской музыке, болгарский певчий Никола Антонов.
Арво Пярт — Вариации на исцеление Аринушки
Если болезнь — это маленькая смерть, то исцеление — прообраз воскресения. В 1977 году композитор Арво Пярт написал фортепианное произведение для своей дочери, которая восстанавливалась после хирургической операции.
Первые вариации, написанные в миноре, сменяет мажорная музыка, символизирующая избавление от болезни.

Арво Пярт начал писать музыку на религиозные тексты еще в советской Эстонии, за что получал порицания от властей.
В то же время, будучи искренне верующим человеком, композитор проявляет свою веру в каждом произведении.
Дмитрий Бортнянский — «Приидите, воспоим, людие»
Пасхальный концерт № 15 Дмитрия Бортнянского делится на три части. Первая и третья — мажорные, а средняя часть повествует о страданиях Христа.
Текст, использованный композитором, не имеет богослужебного употребления. Это именно духовный концерт, и в наше время нередко исполняемый в храмах в пасхальные дни.
Это достаточно сложное вокальное произведение великолепно звучит в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского.
Антонин Дворжак — Te Deum
Авторство молитвенного текста «Тебе Бога хвалим» приписывается святому Амвросию Медиоланскому. В традиции Православной Церкви он поется во время благодарственного молебна. А в европейских странах установился обычай исполнять Te Deum во время общественных торжеств и праздников.
Этот текст — благодарность Богу за его милость к человечеству, за Его воплощение и Воскресение: «Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное».
В 1892 году Антонин Дворжак представил в Нью-Йорке собственную версию знаменитого гимна. Произведение, ставшее выражением личной веры музыканта, отличается необычным для того времени подходом. В третьей его части композитор использовал мотивы, отсылающие к фольклору американских индейцев.
Слушайте, радуйтесь и славьте воскресшего Христа!
Все перечисленные произведения можно послушать/скачать одним альбомом здесь.