Христианство так пропитало наш мир за две тысячи лет, что плоды его встречаются в самых неожиданных местах. Надо только смотреть повнимательнее. Например, в забавных сказках английского писателя Дональда Биссета можно обнаружить глубокие христианские мысли.
Неожиданное открытие
В детстве я читала и перечитывала сборник детских сказок с загадочным названием «Забытый день рождения». Это короткие истории с неожиданными сюжетами, между которыми размещены беседы автора Дональда Биссета и его знакомого тигра по имени Рррр. Сборник был составлен по мотивам детских передач для британского телевидения, которые с 1953 года режиссировал и вел сам Биссет. Он сочинял сказки, писал сценарии телепередач, рисовал иллюстрации и даже ставил по своим сказкам спектакли для Королевского Шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне.
Все без исключения сказки казались мне очень уютными, сейчас я бы уточнила, по-английски уютными. Одни были смешными. В других прятался неуловимый смысл, что-то очень важное, чему я в детстве не находила названия.
Перечитывая сказки во взрослом возрасте, я обнаружила, что мысли, заложенные в некоторых историях Биссета, очень глубоки, пропитаны христианским взглядом на мир и даже совпадают с идеями святоотеческой литературы.
Детские сказки с богословским подтекстом — это был неожиданный поворот, курьез в духе самого Дональда Биссета. При этом писатель мог не догадываться, какую глубину он вкладывает в свои сказки. Ведь настоящее творчество тем и удивительно, что в нем иногда открываются истины, о которых сам автор может не подозревать.
О гордости и кузнечиках
Сказки Биссета говорят о взаимной поддержке, о дружбе, свободе и вере в чудо. Есть несколько историй, которое посвящены размышлениям о гордости.
Сказка «Кузнечик и улитка» так и начинается: «Жил-был на свете кузнечик, ужасный гордец». Денди от природы был прекрасным прыгуном, и гордясь этим, делал только высокие большие прыжки. Он наотрез отказывался учиться маленьким прыжкам, считая, что таким одаренным кузнечикам маленькие прыжки ни к чему.
«Я кузнечик особенный, не как все», — говорит Денди. Это ключевая фраза, с помощью которой нам дают понять, что главный герой движется в опасном направлении. Он сравнивает себя с другими и находит, что лучше их всех.
Святые отцы полагают, что «гордость подталкивает человека оценивать себя в сравнении с ближним, прежде чем он удостоверится в своем превосходстве, убедиться в различиях и придет к выводу о полном несходстве с ним», — подытоживает святоотеческое мнение французский православный философ и патролог Жан-Клод Ларше в труде «Исцеление духовных болезней».
Плоды гордости не заставляют себя долго ждать. Умение совершать лишь большие прыжки лишает Денди элементарных удобств — в обеденный час он не может попасть в собственное жилище. Кузнечик очень старается, но все время перепрыгивает через свой дом. Гордость заставляет его прыгать дальше, чем следует, туда, куда ему не нужно и не хочется. Бедняга делает прыжок обратно и вновь промахивается. Ослепленный гордостью, он не может получить именно то, что на самом деле хочет. По словам свт. Иоанна Златоуста, «одержимый этой страстью, теряет ясность восприятия», и в другом месте тот же святой говорит: «Гордый не знает себя самого».
Согласно Биссету, быть гордым дискомфортно и неудобно. Это отвлекает и не дает возможности приблизиться к цели, которую по-настоящему желаешь.
В сказке «Сороконожка» еще одно размышление о гордости. Сороконожка прислушивается к лести и начинает воспринимать свою природную способность ходить на сорока ногах как признак большого ума. Это приводит к тому, что существо запутывается в последовательности шагов и просто не может сдвинуться с места.
Бывают люди от рождения особенно одаренные. Это может быть физическая сила, творческие способности, ум или здоровье. Святые отцы предупреждают о том, как опасно считать таланты, полученные от Творца, своим собственным достижением. Это может сбить с толку и даже лишить самих талантов.
Жан-Клод Ларше пишет:
…он заблуждается, похваляясь добродетелями, которыми действительно обладает. С одной стороны, он считает себя источником и обладателем этих добродетелей, хотя они по сути принадлежат только Богу и являются Его дарованиями. С другой стороны, … как только человек начинает хвалиться своими добродетелями, так он перестает быть добродетельным, а значит, хвалится тем, чем больше не обладает.
О смиренной сове
Сказки у Биссета заканчиваются хорошо. Сороконожка, отвлекшись от мыслей о собственном уме, начинает свободно передвигаться. Гордый кузнечик Денди встречает улитку Оливию, медлительную и спокойную. Она сажает кузнечика себе на спину и довозит до дома.
Образ смиренного существа, готового помочь другим, часто возникает в творчестве Биссета. Самый удивительный пример — в сказке «Носорог и добрая фея». Носорог каждый вечер съедает в кровати шоколадные печенья, а затем ворочается и не может уснуть, потому что его колют крошки. Чтобы решить эту проблему, фея превращает мудрую и уважаемую сову в маленькую канарейку. Канарейка каждый вечер должна будет клевать шоколадные крошки, и носорог сможет спокойно спать по ночам.
Самое удивительное в этой истории — то, что птица с радостью воспринимает произошедшие с ней изменения. Мудрая сова, дающая советы жителям леса, превращается в канарейку, дело которой доедать крошки за носорогом. На это можно было бы посмотреть как на унижение, обидеться, расстроиться. Но птица довольна, видит в произошедшем пользу, хвалит крошки и распевает песни. Как объяснить удивительную легкость, с которой она отказывается от своего авторитетного положения и соглашается быть на вторых ролях?
«Отсутствие возмущения в момент, когда он подвергается унижению, свидетельствует о том, что он поистине смиренный. Вот признак еще большего смирения — принятие унижений с радостью», — пишет Жан-Клод Ларше.
Биссет наглядно показывает читателям, почему гордость вредна. И так же наглядно демонстрирует, в чем польза смирения. Сова точно знает, что она любит шоколадные крошки, и получает в своем смирении именно то, что ей нравится.
Об искажении добрых качеств
В сказках Донадьда Биссета то и дело встречается мысль о том, что наши пороки — это следствие искажения данных от природы добрых качеств. Для иллюстрации этой мысли автор выбирает огнедышащих драконов.
В истории «Дракон и волшебник» дракончик Эндрю получает от волшебника по имени Фудзи-сан в подарок чай, чашки и чайник, чтобы иметь возможность приготовить для своей бабушки чай. Однако, этих подарков недостаточно. Потому что Эндрю не знает, как согреть чайник — и тогда волшебник наделяет его способностью извергать огонь.
В другой сказке дракон по имени Комодо находит для своей опасной способности отличное применение — он извергает огонь для того, чтобы зажигать на ночных улицах фонари. И людям становится не страшно ходить по темным улицам.
Способность извергать огонь дана драконам не для злых дел, а для добрых. Чтобы прохожие не оступились на темных улицах и любимые бабушки могли вдоволь напиться вкусного чая.
Это прекрасная иллюстрация святоотеческой мысли о том, что человеческие страсти — результат неправильного использования добрых качеств, которые в нас заложены Творцом.
«…мы сами природные свойства к добру превратили в страсти», — говорит святой Иоанн Лествичник.
Способность извергать пламя символизирует агрессию. Согласно Святым Отцам, даже заложенная в нас агрессия — свойство полезное, оно необходимое для борьбы со злом и для достижения добрых целей.
«Итак, правильное употребление агрессивности позволяет человеку приложить все усилия, необходимые для выполнения его задачи, иными словами, для того чтобы, возрасти духовно и стяжать подобие Божие», — пишет Ж.-К. Ларше.
Когда-то мы извратили наши добрые качества, и теперь, как драконы из сказок Биссета, мы можем искать корни своих отрицательных качеств и находить изначально добрые свойства нашей природы.
О подлинности сказок
Британский литературный критик Стефани Неттелл называет сказки Дональда Биссета бескорыстными и невинными:
Из всех писателей, которые утверждают, что пишут только для себя или для ребенка внутри себя, Биссет — один из немногих, кому я бы поверила. В его стиле, сюжетах (если сюжеты вообще есть, то, пожалуй, точнее будет сказать «последовательность событий»), персонажах и диалогах есть подлинная простота, полное отсутствие выдумки, искусственности…
В этих сказках действительно нет ничего искусственного. Без назиданий, используя яркие образы и забавные сюжеты, Дональд Биссет рассказывает многое о человеке. Сложно представить, что какие-то идеи он намеренно вкладывает в свои истории. Скорее всего, смыслы, которые неожиданно в них открываются, — мировоззрение самого автора. На них строилось его восприятие жизни, общение с окружающими, ими он руководствовался, принимая решения, и этими вечными смыслами он поделился с нами.