В рубрике «Молимся по-русски» — плодовитый церковный писатель, историк и богослов святитель Филарет (Гумилевский). Владыка был богословом не только в академическом смысле, но и автором многочисленных молитв, которые рассеяны в его словах, беседах и речах. Это молитвы-призывы, молитвы-прошения, молитвы-рассуждения — о том, чем мы ценны, чем можем оправдаться перед лицом Господа. Вы можете использовать какие-то из этих молитв, включив их в свое домашнее молитвенное правило.
Господи! к Тебе же, оставляемому нами, обращаемся с преступными, но кающимися, сердцами нашими. Явлен буди не ищущим Тебе. Сам согрей и оживи сердца наши любовью к Тебе, достойною благости, излиянной и изливаемой на нас Тобою! Аминь.
О, Господи! дай нам не умом только, но всею душою, всею жизнью приближаться к Тебе, — с забвением всего приятного на земле, всего дорогого наклонностям нашей души, с отречением от самих себя — идти к Тебе до Иерусалима небесного, как мудрецы востока пришли ради Тебя в Иерусалим земный. Аминь.
Отче, Сыне и Душе Святый! просвети нас светом Твоим, — омрачаемым нерадением о своем спасении и — о Твоих тайнах. Аминь.
Согрешили мы пред Тобою, Господи, суетою мыслей и дел наших! Гнев Твой — над главами нашими, за беззакония наша. Нечестия мыслей и сердец наших умножились без меры. Преклоняемые тяжестью грехов наших, повергаемся пред Тобою, и не дерзаем что-либо глаголать Тебе, как только исповедовать вседействующую власть Твою: у Тебя суд и милость, живот и смерть для нас. Аминь.
Христе Спасителю! Божественными язвами умоляем Тебя, — согрей сердца наши любовью, пригвоздившею Тебя на кресте; в ней все — спасение наше, в ней свет путям нашим, в ней жизнь вечная. Аминь.
О, Боже мой! какой ответ дам я Тебе, — я, которого так часто удостаиваешь видеть Себя в пречистых тайнах Твоих, и которого так холодно сретаю, так недостойно приемлю я?
Нечестия мои труднее начислить мне, Господи, чем песчинки песка морского. Как же избавлюсь от гнева Божия? Как спасусь от неумолимой правды Божией? Покаянием? Но оно не более, как законный плод греха, а соделанный грех остается грехом. Делами милосердия? Но они — мой долг постоянный, и потому не плата за долги мои, за необозримое множество грехов моих. Говорить ли о жертвах вещественных? Они вовсе не моя собственность, — и притом так малоценны сами по себе! Где же сокроюсь от правды Божией? Где найду покров от гнева праведного? Боже вседержителю! — Дерзнет ли грешная тварь, столько прогневавшая Тебя, помыслить, что благость Твоя может еще спасти ее, может явить средство к избавлению её от казней правды? Ужас поражает ее при мысли, каково должно быть наказание за нарушение правды беспредельной. Но, что говорят нам посланники неба, что говорит нам сам Бог о нашем спасении? Тако возлюби Бог мир, говорят они, яко и Сына Своего дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет (Ин 3:16). О, Боже непостижимый! до того ли простерлось милосердие Твое к законопреступной твари, что и Сына Своего не щадишь Ты для спасения её; поражаешь смертельными муками Единородного Твоего. Сыне Отца вечного! Непостижима, беспредельна любовь Твоя к нам грешным, необозримо величие самопожертвования Твоего за бренное заблудшее создание Твое.
Боже Вседержителю! Дерзнет ли грешная тварь, столько прогневавшая Тебя, помыслить, что благость Твоя может еще спасти ее, может явить средство к избавлению её от казней правды? Ужас поражает ее при мысли, каково должно быть наказание за нарушение правды беспредельной. Но, что говорят нам посланники неба, что говорит нам сам Бог о нашем спасении? Тако возлюби Бог мир, говорят они, яко и Сына Своею дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет (Ин 3:16). О, Боже непостижимый! до того ли простерлось милосердие Твое к законопреступной твари, что и Сына Своего не щадишь Ты для спасения её; поражаешь смертельными муками Единородного Твоего. Сыне Отца вечного! Непостижима, беспредельна любовь Твоя к нам грешным, необозримо величие самопожертвования Твоего за бренное заблудшее создание Твое.
Хвала и слава Тебе, благий утешитель наш, Который подает мир и покой, как умам испытующим, так и сердцам верующим, как имеющим нужду в покое совести, так и волнуемым бедами земной жизни. Аминь.
Господи милостивый! да не будет бесплодным в сердцах наших слово о славе Твоей. Аминь.
Господи Иисусе! Ты сияние славы Отчей; Ты Бог и Спаситель наш. Ты показал ученикам Твоим славу Твою, яко же можаху. Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный! Воспламени сердца наши любовью к Тебе, да славим все Твое святое имя и возносим хвалы великим благодеяниям Твоим, которые изливать на нас не престаешь Ты, вкупе со Отцом и святым Духом. Аминь.
Боже разумов и щедрот! Се приносится Тебе жертва сердец, исполненных веры и благочестия! Среди кущей немощи человеческой усердием уповающих на Тебя созиждена святая скиния святых и великих тайн Твоих. Попечением воздыхающих о красоте небесного храма устроен храм во славу имени Твоего и для приношения молитв величию Твоему. Да будут убо, Господи, очи Твои отверсты на храм сей день и нощь (3 Цар 8:29), да будут слышны в нем молитвы печальных и радующихся, праведных и согрешающих, сильных и слабых, великих и малых!
Грешны мы, Господи, пред Тобою; имеем нужду в наказаниях Твоих, твори с нами по усмотрению Твоему; только не лишай нас за грехи наши любви Твоей; помилуй нас по великой милости Твоей; пошли нам благодать Твою, просвещающую и исцеляющую нас! Пусть каждый из нас, братия, вопиет с Давидом, не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой, Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче (Пс 61:2–3).
Беззаконий моих много, их больше, чем волос, на голове моей, виновность моя тяжка, ничего нет у меня, бедного грешника, чем мог бы я загладить ее, но Отец небесный! се агнец Божий вземляй грехи мира — распятый Сын Твой (Ин 1:29); на Него надежда моя, в Нем — защита моя, для веры в Сына Твоего прости грехи мои!
Из сборника «Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского» (1883).