Современное язычество: что мы ставим на место Бога

Священник Николай Конюхов

Клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве.

Марина Филоник

Психолог, руководитель образовательного проекта «Психология для Церкви».

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Идолы. Кажется, это что-то из древности — капища, жертвенники, мифы. А между тем они никуда не исчезли — просто обрели новые формы: успех, любовь, здоровье, самореализацию. Мы по-прежнему поклоняемся, только иначе. Мы — новые язычники. И христианство снова звучит как ответ: нужно вернуть Богу то место, которое заняли другие силы. Говорим об этом со священником Николаем Конюховым и психологом Мариной Филоник.

Первая заповедь — самая главная

Ольга Лебединская: Мы часто слышим: «Не сотвори себе кумира». Но что это значит сегодня? Где проходит граница между любовью и подменой, доверием и зависимостью?

Священник Николай Конюхов: Когда спрашиваешь, какие заповеди чаще нарушаются, обычно вспоминают последние: «Не убей», «Не укради». А ведь первая — главная: «Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня». Это не формальность, а основа жизни.

Слово «идол» по-гречески значит «замещающий» — то, что становится на место Бога.

В центре человеческой жизни должен быть Он. А если туда попадает что-то другое — человек, идея, предмет, — все начинает рушиться. В том числе когда человек сам садится на место Бога — решает, кого судить, кого спасать, кому жить.

Позволить Богу быть Богом

Марина Филоник: Когда человек ставит себя в центр, ему кажется, что все должно подстраиваться под его ожидания. И если удается хоть немного «уменьшиться», позволить жизни происходить не только по моему плану, в сердце появляется место для Бога. Но вот трудность: как понять, что я действительно дала Ему это место?

Священник Николай Конюхов: То, что в психологии называется эгоцентризмом, в духовной жизни — гордыня. Это и есть суть идолопоклонства: человек ставит себя в центр, на место Бога. Вместо доверия — контроль, вместо любви — управление.

Бог создал человека, чтобы тот стал причастным Его жизни. Святитель Афанасий Великий сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Это не метафора, а замысел Творца. Но Бог — не диктатор и не контролер. Он милует, прощает, видит сердце. А мы проецируем на Него свои страхи — превращаем в начальника, которому подчиняемся из страха.

Бог Сам открывает Себя: в Ветхом Завете через пророков, в Новом — через Христа. Он показал это не властью, а Крестом. Это стало шоком для древнего мира: «Для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие» (1 Кор 1:23), — писал апостол Павел. Но именно здесь раскрывается суть: Бог отдает Себя, а человек, наоборот, пытается все взять под свой контроль.

«Я должна спасти сына», — говорит мать. Но спасает только Бог. Мы можем быть Его руками — если уступим место смирению.

Бог предлагает путь уподобления Себе — через любовь, милосердие, творчество. А дьявол — легкий вариант: сила без труда, плод без корня, результат без пути. Это и есть язычество — желание получить все сразу, без преображения.

И когда человек говорит, например: «Я не могу простить», — он берет на себя право решать, кто достоин милости. А прощение — Божий дар, и мы лишь участвуем в нем. С этого все и начинается: позволить Богу быть Богом.

Взросление — умаление себя

Ольга Лебединская: Почему человеку так хочется, чтобы все крутилось вокруг него? И как из этого вырасти?

Священник Николай Конюхов: Это встроено в природу человека. Ребенок рождается абсолютным эгоцентриком — иначе бы не выжил. Но взрослый должен научиться выходить из этого круга. А культура, наоборот, подталкивает: «будь главным», «люби себя», «живи для себя». И вот нам уже сорок, а мы все еще ждем, что мир будет выполнять наши желания.

Христианство предлагает другой путь — освободить место для Бога. Это и есть взросление духа.

Марина Филоник: Взрослеть — это избавляться от идолов. Маленький ребенок требует, чтобы все было «по его». А взрослый учится принимать несовершенство мира, учится смиряться с тем, что я не судья, не спаситель, не центр вселенной.

Священник Николай Конюхов: У Иоанна Предтечи сказано: «Ему надлежит расти, а мне умаляться» (Ин 3:30). Для него это было особенно трудно — ведь его уже принимали за Мессию. Он мог стать «главным», но сказал: «Не я, Он».

Вот этому и стоит учиться — добровольно уступать место Богу. Отсюда и традиции: красный угол в доме, храм, который выше и прекраснее нашего жилья. Это напоминание: в центре не я, в центре — Бог.

Механика разрушения

Ольга Лебединская: Человек может сказать: «Ну и что? Бог не на первом месте — но у меня все хорошо: семья, карьера, здоровье». Что в этом опасного?»

Священник Николай Конюхов: Есть вещи, которые подобают только Богу: хвала, честь, любовь всем сердцем. Когда мы отдаем их чему-то временному — даже хорошему — платим тем, что принадлежит Ему.

Однажды я спросил крупного бизнесмена: «Можно ли стать сверхбогатым честно?» Он ответил: «Нет. Чтобы стать сверхбогатым, нужно начать этому служить».

Слово «служить» — ключевое. Христос сказал прямо: «Невозможно служить Богу и мамоне» (Мф 6:24) . Само богатство не грех — среди святых были состоятельные люди. Но беда начинается, когда человек делает из богатства Бога. Так же и с другими вещами. Любая хорошая вещь — семья, карьера, здоровье — может стать идолом.

Лизавета Прокофьевна Епанчина в «Идиоте» говорит князю Мышкину: «Мы все тут больны ею… идол наш — Аглая». И вся семья мучается, потому что любви без свободы не бывает.

Когда из близкого делают идола, он перестает быть живым — и страдают все.

Все просто: то, что ставится на место Бога, рано или поздно рушится — и вместе с этим рушится жизнь человека.

Марина Филоник: То, что вы описываете, в психологии называют зависимостью. Пока я получаю свою «дозу» — успеха, признания, любви, внимания, — мне хорошо. Стоит потоку ослабнуть — начинается ломка.

Любой идол действует по тому же принципу: сначала дает иллюзию полноты, а потом забирает свободу. Не Бог «наказывает», сама жизнь будто отвечает: «Ты вложил туда все сердце — и теперь больно, потому что оно не выдержало такой нагрузки».

Избежать боли любой ценой

Ольга Лебединская: Почему мы так цепляемся за ощущение контроля — будто, если все рассчитать, боль и непредсказуемость исчезнут?

Марина Филоник: Нам трудно выдерживать момент, когда желания не исполняются. Мозг устроен так, чтобы избегать боли и искать легкость. И чтобы не чувствовать страданий и неопределенности, человек строит свой «маленький рай» — мир, где все зависит от него. Тогда появляются вещи, люди, идеи, которые обещают быстрое утешение, но умножают иллюзии.

Потом включается старый механизм идеализации: мы придумываем себе «идеального другого» или «идеального себя» — сильного, безошибочного, управляемого. Это попытка вернуть контроль, уверенность, что можно «сделать все правильно». Раньше для этого приносили жертвы идолам, теперь — записываются на «марафоны желаний» и пишут чек-листы счастья.

Это та же иллюзия контроля. Но жизнь все равно несовершенна. И смирение — это не поражение, а способность принять: мир не обязан исполнять все мои желания. Это трудно, но другого пути взросления нет.

Про чувства и природу фанатизма

Ольга Лебединская: А может ли идолом стать не вещь и не человек, а чувство? Сегодня мы живем в постоянной тревоге — может ли страх занять место Бога?

Священник Николай Конюхов: Может. И не только страх — даже любовь. Бог есть Любовь, но если на первое место поставить не Бога, а само чувство, все переворачивается.

Мы живем в культе эмоций: «главное — чтобы были чувства». Но чувства ненадежны — зависят от сна, еды, погоды, гормонов. Человек путает любовь с влюбленностью, а влюбленность — со страстной зависимостью. И получается, что это не ты любишь, а любовь владеет тобой.

Марина Филоник: А бывает и еще тоньше — идолом становится сам образ Бога. Когда человек подменяет живую веру своей картиной «как должно быть» и начинает воевать за нее: спасает насильно, судит, контролирует. Так вера превращается в форму власти, а не доверия.

Это уже не Бог в человеке, а его собственный «карманный бог». И вот тут главный вопрос — как отличить живую веру от фанатизма?

Священник Николай Конюхов: Фанатизм — это не вера, а ее обратная сторона. Он рождается из страха и гордыни, из желания все контролировать даже в духовной сфере.

Человек вроде бы говорит о Боге, но защищает не Его, а себя. А подлинная вера всегда узнается по любви. Посмотрите на святых: они не проклинали своих гонителей, а благословляли их. Если действие рождается из любви — оно от Бога. Если из злобы или страха — значит, уже нет.

Отдай лучшее

Ольга Лебединская: А как все-таки проверять себя — где граница: я живу и радуюсь или уже начинаю служить чему-то вместо Бога?

Священник Николай Конюхов: Христос сказал: «Отдайте кесарю — кесарево, а Богу — Божие» (Мф 22:21). У каждого из нас есть то, что предназначено Ему: лучшее время, силы, мысли.

Но часто мы приносим Ему остатки — «на Тебе, Боже, что нам не гоже».

Почему Бог принял жертву Авеля, а Каина — нет? Авель отдал лучшее, от сердца. А Каин — сделал вид, что принес. Бог не принимает того, что сделано вполсердца — не потому, что Ему мало, а потому что Ему важно сердце.

Так что проверка простая: кому я отдаю лучшее? Если все лучшее — работе, тревоге, соцсетям, а Богу остаются крохи, значит, приоритеты сбились. Вот почему воскресенье — день Господень: чтобы снова поставить все на свои места.

Господи, я злюсь, но будь со мной

Ольга Лебединская: А если человек понял, что им владеет страсть или зависимость, но не может выбраться — что делать?

Марина Филоник: Иногда, когда человек осознает, что его что-то держит, он пытается вырваться усилием — но в духовной жизни это не работает.

Освобождение начинается с внимания. Можно делать одно и то же — готовить, работать, ехать в метро — и либо жить в суете, либо в тихом присутствии, в памяти о Боге. Как будто Он рядом, и ты все делаешь не один. Можно назвать это формой молитвы, можно — перенесением внимания.

Священник Николай Конюхов: В Писании сказано: «Авраам ходил пред Богом — и это вменилось ему в праведность» (Быт 15:6). Вот и весь принцип — жить в присутствии. Когда делаешь что-то с любовью и миром, даже самое простое — это уже молитва.

А если с раздражением — Бог будто отступает в сторону.

Марина Филоник: А если честно сказать: «Господи, я злюсь, но будь со мной» — это ведь тоже молитва. Позвать Бога прямо в раздражение, в усталость — туда, где живем по-настоящему. Потому что нельзя самому себе создать мирный дух. Но можно признать: «Господи, я не справляюсь». И тогда Ему есть куда войти.

Священник Николай Конюхов: Да, мирный дух — это дар. Признание своей немощи и есть начало смирения. Когда человек слезает с пьедестала самодостаточности и говорит: «Я не всемогущий», — в сердце появляется место для Бога.

Марина Филоник: Наверное, это и есть ответ: помнить о Боге даже в самом человеческом — в разговоре, в работе, в раздражении. Когда Он — между нами, все остальное становится на место.

Священник Николай Конюхов: Бога ставят на первое место не анализом, а делом. Мы часто так долго копаемся в мотивах, что ничего не делаем. А ведь нужно просто делать добро — и звать Бога в это. Даже с ошибками. Голодному все равно, с какой мотивацией ты дал ему хлеб — он был голоден и стал сыт. Бог работает с фактами. А потом уже научит и с мотивами разбираться.

Просто попробуйте

Ольга Лебединская: Наверное, все сводится к простому вопросу: если Бог действительно на первом месте — что во мне и вокруг начнет меняться?

Священник Николай Конюхов: Почти все. Когда человек начинает отдавать Богу свое время, силы, внимание — все понемногу становится на место. Уходит тревога, ослабевает контроль, отношения дышат свободнее. И тогда жизнь сама выравнивается — не по усилию, а по доверии.

Просто попробуйте: поставьте Бога на первое место — и посмотрите, как все начинает меняться.

Марина Филоник: А если коротко — не бояться своих идолов, а звать Бога прямо туда, где больно, в самую слабость. Не «исправь меня», а «будь со мной даже в этом». Потому что, может быть, именно так Царство Божие и приближается — тихо, в сердце, которое перестает прятаться.

Вместо заключения

Похоже, все христианство — это искусство расчищать в сердце место, чтобы там мог поселиться Бог. С чего же начать?

5 шагов, чтобы не создавать себе идолов

1. Вспоминать, кому принадлежит сердце.
Отдавать Богу не остаток дня, а лучшее время, силы и внимание.

2. Замечать, где теряется мир.
Все, что выбивает из покоя и делает нас зависимыми, — верный знак: там уже идол.

3. Делать добро — несмотря на сомнения.
Бог работает с фактами, а не с идеальными мотивами. Главное — действовать с любовью.

4. Звать Бога в повседневность.
Варить суп, говорить, работать, отдыхать — вместе с Ним. Тогда даже самое обычное станет молитвой.

5. Принимать несовершенство — свое и мира.
Нельзя исправить все сразу, но можно оставаться с Богом даже в несовершенстве. И, может быть, именно в этом и есть настоящая свобода.

Записано по эфиру «Язычество XXI века. Психология идолов».


Священник Николай Конюхов — клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве. Автор и ведущий программ на телеканале «Спас», участник эфиров Радио «ВЕРА» и телеканала «Союз», автор публикаций в журнале «Фома». Ведет Telegram-канал, где делится размышлениями о вере и жизни. Сын священника, многодетный отец.

Марина Филоник — психолог, телесно-ориентированный психотерапевт и супервизор, совмещает научный подход и христианские ценности. Руководитель образовательного проекта, проводит онлайн‑курсы и живые мероприятия. Автор и ведущая телесно-ориентированных семинаров «Танцедвиж». Ведет Telegram-канал и сообщество «ВКонтакте».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания