О том, как понимать и применять в жизни главную евангельскую проповедь – Нагорную проповедь Иисуса Христа – рассуждал в минувшую пятницу библеист Владимир Стрелов, ректор библейского колледжа «Наследие».
Более 50 человек присутствовало виртуально на этой лекции, запись лекции в видеоформате скоро появится на нашем сайте в разделе Лекторий.
Нагорная проповедь — это текст, без знания которого невозможно называть себя христианином. При этом, как ни парадоксально, многие совершенно в ней не ориентируются, а уж как использовать ее в повседневной жизни — этот вопрос может поставить в тупик и верующих со стажем. Мы ищем советов старцев, опытных духовников, — и проходим мимо слов гораздо более важных!
По мнению многих, евангелист Матфей в Нагорной проповеди представил квинтэссенцию учения Иисуса. В структуре самого Евангелия она занимает то же место, что Десятословие в Пятикнижии (собственно, она даже названа Нагорной, подобно тому Откровению, что прозвучало с горы Синай).
Открывается Нагорная проповедь блаженствами. Некоторые переводы вместо «блаженны» употребляют «счастливы», но блаженство – нечто большее, чем счастье. Счастье временно, зависит от обстоятельств. Блаженным можно быть, несмотря на обстоятельства. Счастливый человек может совсем не помышлять о Боге. Блаженство связано с твердой верой в то, что Богу угоден наш путь, Он его благословляет и пребывает вместе с нами. И все-таки невозможно быть блаженным и не быть счастливым!
Блаженства можно понимать двояко:
Как возвещение радости блаженства: отныне все, кому плохо, блаженны, потому что Бог о них вспомнил и посетил, и именно им уготовал Царство. Именно так они дошли до Луки – блаженны нищие, голодные, всеми ненавидимые (Лк 6:20-26).
Как предписания, заповеди: будь таким, и ты наследуешь блаженство. Этот путь понимания ближе Матфею.
Иногда очень важно взглянуть на блаженства именно как на возвещение радости. Когда нам самим плохо, или когда мы видим человека в беде и хотим его утешить, вернуть надежду, – такой взгляд очень помогает.
Но давайте взглянем на блаженства вторым способом – как на то, что нам предписано делать. Или даже, как видел это блаженный Августин, как на ступени молитвы, внутреннего пути человека к Богу.
Начинаются блаженства нищетой духа. Не может начаться подлинная духовная жизнь, пока человек полон собой и не чувствует нужды в Боге, Его Духе. Именно с ощущения этой пустоты, собственной малости (в противоположность гордыне), смирения начинается подлинная молитва.
Плач. Когда у человека открываются глаза, он видит не только свою малость, но и то, что он совсем не таков, каким должен бы быть. И он начинает плакать. Это – радостнотворный плач, как его называл Лествичник. Он также не может остаться в стороне от скорбей других, сопереживает и сочувствует каждому, особенно тем, кто далек от Бога, вовсе не судя их.
Кротость. Такой человек приходит к тому, что для исправления жизни ему нужно научиться послушанию Богу (кроткий и укрощенный – одного корня). Он открывает для себя Слово Божие. Другое значение кротости – мягкая сила. Такой человек не разрушает других своим гневом, не живет хищнически, — и Господь о нем заботится.
Жажда правды – это стремление и к внешней справедливости, но еще более — к внутренней праведности. Вслушивание в слова Божии ведет к тому, что у человека меняются приоритеты в жизни. Теперь больше всего ему хочется и самому угодить Богу, и он не может терпеть неправды в этом мире, желая его исправления.
Милость. Исправить мир насилием нельзя. А вот делами милосердия – можно. И совершенно естественно, что милость к другим возникает в сердце того человека, который чувствует нужду в собственном помиловании.
Чистота сердца. Человек, честно пытающийся исполнить все предыдущее, в какой-то момент увидит, что к его мотивации примешивается то, что он совсем не хотел бы в себе видеть. И тогда в сердце рождается просьба о том, чтобы Господь очистил сердце и дал служить Себе искренне, не двоедушно. И Господь отвечает.
Миротворение. Августин понимал это как обретение внутреннего мира, Златоуст – как примирение враждующих, но в любом случае настоящий мир, настоящая деятельность примирения невозможны, пока не пройден весь предыдущий путь.
Гонения за правду. Человек, идущий по пути, указанному Христом, не останется без внимания окружающих. В ком-то он будет вызывать насмешку, в ком-то зависть, в ком-то — раздражение. Безусловно, он будет мешать – просто самим фактом своего присутствия, и свидетельством о Господе. Реакция неизбежна – он встретится с враждебностью и даже гонениями. Но Иисус утешает: в таком случае человек поднимается до уровня пророков и обязательно получит свою награду у Бога.
Поразмышляйте: как использовать блаженства в собственной молитве? Как эти блаженства могут вас утешить? Чего из сказанного Христом вам больше всего не хватает, о чем можно молиться? Как блаженства могут помочь определить свое внутреннее состояние, подготовиться к исповеди?
Блаженства могли вызвать у учеников смешанные чувства: «однако трудные эти блаженства!» Обычный человек, сообщив такие новости, попытался бы здесь приласкать, утешить. Но Иисус поступает иначе. Он показывает, насколько Он на нас надеется:
13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Соли обычно немного, но как она важна! Она придает вкус, сохраняет от порчи, а в некоторых случаях способна остановить процесс разложения. Но посыпь соль на рану – и будет щипать. Так и христиане: несмотря на пользу для этого мира, их служение и присутствие будет далеко не всегда приятно окружающим!
Многих интересовало, как Иисус относится к закону Моисея. Ходили слухи, что Он отвергает заповеди. Этот же вопрос волновал и первых христиан. Некоторые считали (и сегодня такие находятся), что после Христа главное – жить «по любви», а детали не важны. Но Иисус говорит:
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Вопреки распространителям слухов, Иисус подтверждает, что Он во всем согласен с законом и более того: Он ждет, что Его ученики станут даже более щепетильны в отношении к праведности, чем скрупулезно соблюдающие закон фарисеи. Иота – это буква, занимающая одну четвертую пространства других букв еврейского алфавита. Значит, ни одной мелочью нельзя пренебречь, не то что заповедями, повторенными неоднократно и с серьезными предупреждениями.
«Как на практике это работает?» — спросите вы. И Христос поясняет:
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
Уже фарисеи говорили: если от сказанного горького слова лицо человека нальется кровью, то это все равно, что пролить чью-то кровь. Иисус действует по тому же принципу: берегись, не используй слова, данные ради жизни, для унижения и уничтожения брата своего, благословляй, а не проклинай. Это перекликается с блаженством кротких.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Ты не можешь предстать пред Богом (на молитве, на богослужении), не примирившись с братом – Бог не примет твоего дара. Позднее апостол скажет, что между христианами в принципе не должно быть вражды, а с внешними христианин должен сделать все возможное, чтобы примириться (1 Фес 5:13, Рим 12:18). Это – о блаженстве миротворцев.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Поучение о сопернике выглядит неожиданно. Неужели Христос учит обычной житейской мудрости? В древности распространились толкования, что соперник здесь – это наша совесть, или голос Духа Святого в сердце. Действительно, если мы противимся правде Божией, и не хотим каяться, мы ничего не приобретем, но растеряем все – силы, надежду, радость…
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Господь призывает обращать внимание не только на действия, но и на внутренние побуждения, помыслы. Это перекликается с блаженством чистых сердцем. Златоуст поясняет, что речь идет здесь не в буквальном смысле о членах тела, а о тех людях, общение с которыми нам дорого, но которые отрывают нас от Бога и толкают ко греху.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
В иудейской среде было две точки зрения на развод. Шаммай считал, что только прелюбодеяние является причиной к разводу, а Гиллель — что можно дать жене развод за плохо приготовленный ужин. Иисус выступает здесь за святость брака, и к строгому мнению Шаммая добавляет: разводясь, ты подаешь повод ко греху (а значит, сам грешишь), поскольку связь между двумя, возникающая в брачном союзе – это всерьез и навсегда, а сам брак — драгоценен пред Богом, и разрушить его — все равно что разрушить жизнь.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Живи так, чтобы тебе не потребовалось клятв, пусть слову твоему доверяют и без этого. Живи по правде. Известно, что русским старообрядцам не требовалось заключать договоров – слову верующего можно было доверять.
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
Не отвечай на зло — злом.
На определенном этапе развития общества возмездие было необходимо, чтобы сдержать животные инстинкты. Но, как говорил Вл. Соловьев, если за убийство наказывать убийством, будет только два трупа, а вовсе не восстановление жизни. Впрочем, насколько правомерно переносить поучения Христа, данные лично, на политику государства — вопрос дискуссионный.
Возможно, здесь присутствует и тот смысл, что в правую щеку можно бить только тыльной стороной ладони – это не больно, но оскорбительно, и использовалось для выражения религиозного презрения. Иисус призывает потерпеть, если тебя оскорбляют за твою веру.
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
Верхняя одежда использовалась как одеяло, ее нельзя было отбирать, согласно законам Пятикнижия. Но Иисус здесь гиперболизирует ситуацию – не спорь, даже если ты и прав, предай суд Богу.
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Римские воины имели право заставить жителей оккупированных земель нести свою амуницию – но строго определенное расстояние. Иисус предлагает к римлянам не относиться как к врагам, как к эксплуататорам, — а вместо этого отнестись к ним так, как ты бы отнесся к лучшему другу, помогая ему сверх меры.
Собственно, уже здесь намечено, как относиться к тем, кто нам досаждает и обижает:
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
И что же будет нам за это? – спросят некоторые.
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Если будет поступать так, вы уподобитесь Самому Богу.
Златоуст, рассуждая над словами Нагорной проповеди, приводит такую лестницу возрастания в добродетели:
Первая степень – не начинать обиды,
Когда она уже причинена, не воздавать злом обидевшему,
Не только не делать обижающему того, что ты претерпел от него, но и оставаться спокойным,
Предавать себя самого злостраданию (подставить другую щеку),
Отдавать более, чем хочет взять причиняющий обиду,
Не питать к нему ненависти,
Даже любить его,
Благодетельствовать ему,
Молиться о нем Богу.
Можно было бы многое еще говорить об этом удивительном поучении, но важно сказать главное: все сказанное становится понятным по мере того, как мы начинаем этим жить.