А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
И пришел он по вдохновению в храм.И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его:
се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –
и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.
Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
Евангелие от Луки, 2:22-40
Сегодняшний праздник венчает собой 40 дней торжеств, которое начинается в ночь Рождества и в древности называлось праздниками Богоявления, Эпифании. Бог приходит, открывает Себя нам, и по этому случаю человеческая жизнь, жизнь христианина тоже обновляется, принимает какой-то новый импульс. Так вот, сегодняшний праздник, венчающий это торжество, – праздник Встречи. Иисуса приносят в Иерусалимский храм, Ветхий Завет в лице праведного Симеона встречается с Новым Заветом, Бог встречается с человеком. В нашей жизни эти дни также связаны с приходом весны, весна встречается с зимой и возвращается к нам как некое предвкушение приближающейся Пасхи Христовой.
Все эти ощущения какой-то встречи, какого-то ликования чрезвычайно важны. Потому что в этом празднике Бог открывает Себя как Бог встречи. И каждый, кто вспомнит, как он в сознательном возрасте начал свою жизнь в Церкви, поймет, насколько его жизнь начала меняться, благодаря тому, что в жизни его проявились новые и новые встречи. Встречи, которые добавляют в твое существование смысла, наполняют радостью, счастьем. Но самая главная встреча, которую празднует сегодня Церковь, – это встреча 40-дневного Младенца со своим Небесным Отцом.
Праздник Сретения был настолько популярен у древних христиан, что его праздновали восемь дней – как и полагается великим праздникам, и был он не менее торжественен, чем Пасха. Огромная толпа паломников с зажженными свечами выходила из базилики Рождества Христова в Вифлееме и направлялась к храму Воскресения Господня в Иерусалиме – главной святыни христианского мира. Свечи символизировали младенца Христа. И до сих пор в нашем богослужении остался тот гимн, который тогда пели паломники.
Укрась, Сион, свой брачный чертог / и прими Царя – Христа. / Приветствуй Марию – Небесную Дверь, / ибо Она престолом Херувимским явилась, / Она держит Царя Славы. / Облаком света является Дева, / носящая на руках Сына, / прежде утренней звезды рожденного. / Заключив Его в свои объятия, / Симеон провозгласил народам, / что Он – Владыка жизни и смерти / и Спаситель мира.
И если представить, что мы не просто пришли сегодня в храм, чтобы потом вернуться к каким-то своим житейским делам, но пришли разделить ту радость и ликование, которое наполняло паломников в течение нескольких дней, то, может, этот праздник для каждого из нас оживет и по-новому заиграет смыслом.
Священное Писание говорит о том, что Иисус, Мессия, стал совершенным человеком. Это выражается в том, что Он родился в конкретной семье, в конкретном народе, разделил их традиции, обычаи, обычную человеческую нежность. Он, будучи послушным закону Моисееву, претерпел обрезание, прошел обряд искупления первенца, а также ритуальное очищение Его Матери. И вот сегодняшнее евангельское чтение посвящено этим двум последним обрядам.
Ритуальное очищение матери на 40-й день после родов – это то, что до сих пор совершают благочестивые женщины. Первенец мужского пола искупляется в память о тех первенцах египтян, которые погибли в пасхальную ночь. Для этого существовал обычай: младенца приносят к священнику и платят сумму 5 шекелей серебром. Это предписание соблюдается в народе Израиля до сих пор. Но для этого совсем не обязательно было идти в храм. Любой священник может принять эту плату за искупление первенца. Тем не менее Иисус с Марией и Иосифом идут в храм.
Но интересно, что когда семейство приходит в храм, их встречают не священники – а миряне, Симеон и Анна, два старца. Встречают Младенца и произносят слова благословения его родителям. И этот обычай тоже до сих пор существует в народе Израиля: когда рождается младенец, собирается толпа родственников, друзей, просто братьев по вере – и младенца передают по кругу из рук в руки друг другу. И произносят такое благословение: «Благословен Господь Израиля, даровавший нам тебя. И пусть Он тебя исполнит всяческих щедрот и благодеяний».
И Симеон произносит это благословение – но вместе с тем он произносит нечто большее. Говорящим оказывается само имя этого старца: «Симеон» означает «услышанный». Потому что этот старец ожидал утешения Израилю, радости, свершения обетований – и был услышан.
Скажите, какое благословение можно придумать для человека радостнее, чем пожелание, чтобы ты не умер, пока не увидишь лицом к лицу сияние Бога?!
Благословение, которое произносит Симеон, стоит по ту сторону смерти. Оно говорит о том, что Младенец, Которого он держит в руках, светом озарит все народы.
Итак, Иисуса приносят в храм, Он раб Господень и Он стал тем Священником, о котором говорит апостол Павел. «Нет священников ныне», потому что Он устанавливает новое священство. Не нужен священник из рода Аарона, чтобы исполнить то, что должно исполниться, – потому что приносят в храм Нового Священника по чину Мелхиседека. Отныне человечество переступает порог Закона и входит в Царство Благодати.
И поэтому в сегодняшнем Евангелии трижды произносится слово «закон», но и трижды произносится «Святой Дух». И как печать этой встречи – недаром «встреча» в некоторых славянских языках означает «радость» – ликующая радость, и очень важно прикоснуться сердцем к той радости, которую испытывает сейчас Симеон. Литургия приглашает нас войти в эту радость. Приглашает как будто взять в руки Младенца Христа.
Вы можете себе представить, с каким выражением лица берут люди в руки младенца, которому 40 дней? С широко открытыми глазами, с улыбкой, с изумлением! Иногда ты этого человека просто не можешь узнать. Мрачный, хмурый человек вдруг начинает сиять радостью, потому что он держит в руках такое чудо. И если этот младенец тебя обнимает, то это меняет твое сердце. И это то, что происходит сегодня с Симеоном. Он держит в руках Бога, Который обнимает его! И эта радость этот трепет, это ликование, которое нас преображает, заставляет сердце биться от счастья.
Сегодня ликование Симеона – это наше ликование, и поэтому хочется завершить словами псалма: «Приступите к Нему и просветитеся». Чтобы сияние Младенца, Который вас обнимает сегодня, осветило вашу жизнь радостью и блаженством, которое нам обещано после Воскресения.
Протоиерей Димитрий Сизоненко,
клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга