О «женской нечистоте»: когда Новый Завет не замечает Ветхого

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Сегодня в Церкви существуют различные правила в отношении «ритуальной нечистоты», которые варьируются от прихода к приходу. Священник Алексий Волчков, клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга и преподаватель Ветхого Завета, разбирается, откуда пошла идея «женской нечистоты» и как осмысляются эти предписания в современности.

Священник Алексий Волчков

Сегодня мы поговорим о том, что обычно не является предметом обсуждения. Сразу введу слово, которым буду заменять все, о чем мы будем говорить. Его дает нам сам Ветхий Завет: это слово «нидда» (niddah). У него есть два значения: нейтральное и сугубо негативное. Первый смысл слова «нидда» – месячные, то, что случается с женщиной регулярно. Второе значение, которое является производным и которое влияет на понимание данного состояния, – это нечто скверное, нечистое, то, что вызывает (это не мои слова, так понимает это слово Библия) омерзение. Вполне нормально заменять понятие греха, порока словом «нидда». «Ты, Израиль, грешишь, у тебя есть нидда. Ты находишься в состоянии нидда».

Чистое и нечистое: нет предела «буквоедству»

Возьмем Книгу Левит и почитаем два стиха из 10 главы.

10 чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого,
11 и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея.

Зачем Бог дает Израилю все это многообразие разных правил, постановлений и уставов, связанных со всем спектром жизни человека? Торговля, бракосочетание, разводы, отношения с Богом, с ближним, детьми, родителями – все это является предметом освещения со стороны ветхозаветного закона. Думается, это для того, чтобы все скрупулезно поставить в иерархическое отношение, чтобы дать молодым израильтянам ориентир, как жить правильно. Пристального внимания заслуживает даже вся физиологическая сторона жизни человека. Оказывается, когда мужчина или женщина что-то испытывают в своем организме или касаются чего-то особенного, они могут оказаться нечистыми. В итоге они не смогут участвовать в религиозной жизни, не могут быть «кошерными», годными для культовых взаимоотношений: для молитвы, посещения храма, принесения жертвы. Они не могут быть годными для полноценной социальной жизни.

Что вызывает нечистоту в жизни человека в понимании авторов Книги Левит, живших до Рождества Христова? Например, соприкосновение с чем-то мертвым. Участие в сражении, когда ты убиваешь кого-то, прикасаешься к мертвому телу. Труп животного. Наука в ветхозаветные времена, как мы понимаем, была развита слабо, и поэтому все разнообразие аллергических реакций, кожных поражений и высыпаний на теле сводилось к двум основным диагнозам: лишаю и проказе. Принималась во внимание и женская нечистота. Когда может возникать нидда? Когда у женщины появляется кровотечение. Женщина, у которой есть нидда, является нечистой. Соприкосновение с ней делает тебя тоже нечистым. Скажу более: если женщина села на твою кровать, а потом ушла, и туда же сел ты – ты тоже оказываешься нечистым человеком; нечистота поражает тебя, твое тело.

Что еще может вызывать состояние нечистоты? Это касается и мужчин, и женщин, – разные нездоровые выделения на половых органах, гнойные выделения, которые толкуются комментаторами как заболевания, половые инфекции – это называется «зава» и тоже наделяет человека состоянием нечистоты. Что такое нечистота? Это какая-то заразная болезнь, которая может передаваться от человека к человеку через прикосновения, объятия, обмен какими-то продуктами, предметами. Болезнь имеет холистическую природу, охватывающую всего человека. Она касается его духовных способностей, его духовного качества, религиозной компетентности. Например, ты можешь прикоснуться к своему умершему дедушке, никаких болезненных процессов у тебя в организме не будет, но ты станешь нечистым и не сможешь осуществлять религиозную культовую деятельность.

Каждая нечистота требует своего устранения. Есть три основных элемента, которые помогали и помогают израильтянам избавиться от состояния нечистоты: первый из них – омовение (миква), а второй – жертвоприношение, когда в храм приносили горлиц. Третий элемент – время. Вода, жертва и время – то, что помогает обрести состояние чистоты.

От 15-й главы и до самого конца в Книге Левит муссируются разные аспекты всех этих сюжетов: проказа, лишай, удачные и неудачные роды, кровотечения, семяизвержение у мужчины, половой акт. Все это волнует людей и вызывает разные чувства – стыда, отторжения, любопытства.

«Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; 20 и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто; 21 и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; 22 и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера; 23 и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера; 24 если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста» (Книга Левит, 15:19–23).

В другом месте, в главе 17-й, запрет гораздо более суровый: если мужчина вступает в половой контакт с женой, которая является нидда, то их ждет строгое наказание – изгнание, лишение статуса израильтянина. Как это все практиковалось в жизни, мы не знаем, но постановления, связанные с регулярными периодами в жизни женщины, необычно жестки и жестоки для нашего времени.

Древние не понимали, что происходит

Почему так получилось? Я читал одну статью, в которой проводилась параллель с греческой медициной. У греков месячные назывались очищением и имели позитивное значение: женщина очищается от лишнего, ненужного, отработанного и после оказывается даже чище, чем до. Но в Ветхом Завете возникает негативная перспектива: женщина, которая испытывает это состояние, однозначно воспринимается как грех, мерзость, то, чему не место в жизни Израиля. Почему же так происходит? У ученых, антропологов, психологов, психиатров, библеистов, историков, культурологов есть ряд ответов.

Первое весьма вероятное объяснение: древние не понимали, что происходит. Хлестание крови было связано в их сознании с трагедией и катастрофой – например, с раной от зверя во время охоты. Как можно кровоточить в течение суток после ранения? Ты же умрешь! А у женщин это случается регулярно… Произошло непонимание, а неумение разобраться, конечно же, вызвало негативное отношение мужчин. Вторая версия – связь женского цикла с лунным. Что такое Луна? Богиня, космические силы! Это вызывало у мужчин – а они и были творцами всех этих моделей и смыслов – какой-то ужас. Если связь есть – она хорошая или плохая? Что со всем этим делать?..

Если вспомнить о кошерной пище, кровь животного нечиста, ее нельзя касаться, а только осторожно сливать вниз. А тут кровь оказывается прямиком в центре семейной жизни! Так не является ли женщина источником семейного осквернения? Наблюдая за миром животных, древние не могли обнаружить ничего подобного. Следовательно, с женщиной было что-то не так. Это мы сейчас понимаем «не так» как особенность, необычную черту. У древних же все было просто: есть нормальное и ненормальное, и «нормальные» состояния женщины – быть девушкой-подростком или быть беременной, кормить ребенка или быть умудренной опытом старицей. В эти периоды кровоизлияний у нее нет – значит, она «работает правильно», в противном случае же она производит нечистоту в семье на регулярной основе.

Ээро Ярнефельт. Иисус и блудница, XX в.

Древний мир был миром мужского доминирования, и мужчинам были нужны факты для подтверждения своего доминирования: по их мнению, женщина оказывается ниже мужчины как раз из-за своей нечистоты, она какая-то поломанная, больная, неполноценная. Мужчина может быть левитом и первосвященником, а женщина не может заниматься культовыми делами, потому что в ее организме «поломка». Один остроумный комментатор заметил, что у женщины в Книге Левит есть единственная культовая роль, и она, конечно же, негативная: это роль ворожеи, побиваемой камнями.

Антропологи предположили, что корни проблемы восходят к племенным отношениям. У женщины начинается цикл, он длится 5–7 дней, и в течение этих пяти дней она неприкосновенна. Еще семь дней после по ветхозаветным законам нужно соблюдать ее неприкосновенность, и в итоге у нас получается 12 дней, когда контакта между мужчиной и женщиной нет: потом же у женщины начинается овуляция, и она сразу может забеременеть, чтобы силы мужчины расходовались очень фокусированно. Еще одно антропологическое наблюдение – Вавилонский Талмуд сообщает, что сами женщины-иудейки были на стороне этих принципов и строжайше их соблюдали. Почему? Они ставили границы от мужчин! В этом положении они становились хозяйками: у них впервые появлялось личное пространство. Вплоть до рубежа XIX–XX веков никаких средств гигиены, кроме элементарных, не существовало. Поэтому женщинам приходилось быть в стороне, никуда не ходить и ни с кем не контактировать. Заболела? Сиди дома!

Какой смысл в женскую нечистоту вложил Бог?

А какой смысл вложил в это все Бог Израилев? Везде есть моменты активности и воздержания, и нужно умение повиноваться Богу даже в каких-то непонятных состояниях. Как потом скажут христианские авторы – тема нечистоты должна быть духовно осмыслена. Она должна быть истолкована аллегорически как нечистота не тела, а души! Но это, конечно, будет гораздо позже.

Тема женской крови является проблемной почти во всех древних культурах. Она всегда вызывает недоумение, ропот или вообще истерический ужас у мужчины. Эта ситуация нуждается в каком-то логическом объяснении, должны появиться мифы, привычки, правила – так вот, кое-где правила оказываются еще более суровыми. У зороастрийцев, например, сексуальная связь с женщиной, которая еще не вышла из состояния нечистоты, грозила мужчине смертью. В дальнейшем тема нечистоты получает богословское толкование: нетерпимость к этому явлению становится все отчетливее. Приведем в подтверждение моего тезиса два стиха. Первый из них – Книга Чисел, пятая глава:

«И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого, и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу».

Почему женщина оскверняет стан Израилев? Почему ее ожидает отлучение от религиозной жизни? Дальше – Иезекииль, глубоко уважаемый и почтенный пророк; глава 36, стихи 16–17:

«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял ее поведением своим и делами своими; путь их пред лицем Моим был как нечистота женщины во время очищения ее».

Почему нет такого образа с бородой? Вот, допустим, у мужчины растет борода, это естественно – почему она ничего не оскверняет? Получается, израильтянка виновна в том, что у нее есть нидда.

Исцеление кровоточивой. Византия, XIII в.

Вот что сообщает Иосиф Флавий: Храм Иерусалимский, расширенный Иродом и включавший в себя места даже для язычников, не отводил угла женщинам в состоянии нидда. В Кумране были поселения, где жили заболевшие и нидда, и для них существовало отдельное кладбище. В Талмуде есть цикл сочинений «О чистоте», а в нем – 12 трактатов, где разбираются сюжеты, связанные с нидда. Например, 12 дней в месяце нельзя не только иметь половой контакт, но и просто обниматься или держаться за руки. Мне кажется, это было очень трудно. Ну как же так, когда половину жизни приходится сидеть в разных концах квартиры со своей женой?! А если женщина умирала в этом состоянии, с ней тем более нельзя было соприкасаться. Мужу приходилось смотреть издали на то, как ее хоронят. Скажу больше: женщине приходилось постоянно жить в условиях невроза, опасаясь, а не оказалась ли она вдруг нидда. Может быть, она все испортила, и все пошло прахом?..

Новый Завет меняет дело

Мы помним историю о кровоточивой, она есть у трех евангелистов – Марка, Матфея и Луки. Зная все, о чем мы говорили, можно заметить, что женщина, оказавшаяся в собрании религиозных мужчин и кого-то там коснувшаяся, попирает все имеющиеся правила! Она касается одежды, и Иисус оказывается «нечистым» – а Он ведь учитель, Он молится, проповедует, учит! Но, как мы знаем, Евангелие позитивно оценивает эту коллизию: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». Она, будучи изгоем, недостойным жизни в Святом Израиле, сделала все правильно – таков вердикт Евангелия.

Когда еще поднимается эта тема? В притче о добром самаритянине. То же самое! Почему и левит, и первосвященник прошли мимо раненого? Чтобы не касаться крови. А вдруг он мертвый? Тогда все пропало! Они не могут помочь больному или умершему человеку из религиозных соображений.

Кажется, что Закон и Бог против помощи ближнему. Но когда на стороне Любви выступает Иисус Христос, этот Закон не работает. Все нужно пересмотреть и изменить.

В окружении Иисуса Христа были женщины. Это факт. Никто не отправлял их домой, тем самым тема нидды была там неактуальна. Важно вспомнить и беседу с самарянкой. У евреев было два мнения: либо самарянки постоянно кровоточат, либо очень легко к этому относятся и могут, например, спокойно выйти к колодцу. Но Христос не спрашивает у самарянки о ее состоянии, Он избегает нездоровой зацикленности на интимной теме и спокойно общается с женщиной. Апостол Павел тоже никак не касается этой темы: он говорит о еде, обрезании, соблюдении субботы, но о женской крови не упоминает ни разу.

Мефодий Олимпийский, автор рубежа II–III веков н. э., пишет следующее:

«Ясно, что тот, кто когда-то был очищен через новое рождение (крещение), не может быть более запятнан тем, что в Законе упоминается».

Раз вы уже очищены Крещением, то нечистота не может вас ничем осквернить! Следующий литературный памятник – «Дидаскалия Сирийская», написанная в III веке:

«Если вы думаете, что женщины лишены Духа Святого в течение семи дней после вашего очищения, то тогда, если бы вы умерли в это время, вы отошли бы пустыми и безо всякой надежды».

Очень хорошая мысль! Есть другие авторы, и все они высказываются в пользу того, что эту тему не надо поднимать вообще: пускай она остается в Ветхом Завете, а мы будем толковать все аллегорически. Нужно заменять физическую ритуальную нечистоту на моральную, этическую – и бороться с грехами.

«Обыкновенное женское» и современность

Но параллельно возникает обсуждение в христианской среде, и конечно же, вновь получает вес все то, о чем мы говорили раньше: страх и непонимание мужчин, неразвитая гигиена и прочее. Эти факторы не отменились, и поэтому иудейские правила снова стали проникать в толщу христианской жизни. Апокриф «Первоевангелие Иакова», описывающий детство Марии и праздник Введения во храм, говорит, что Мария жила в храме до двенадцати лет, а затем у Нее началось «обыкновенное женское», и Она была удалена от храма. И потом Дионисий Александрийский неоднократно пишет, что «им хорошо бы воздерживаться от полноценной церковной жизни». Не надо ходить в церковь, надо сидеть дома, потому что женщина в таком состоянии неполноценна и негодна для религиозной жизни. Самое смешное, что и Дионисий, и «Дидаскалия» ссылаются на один и тот же сюжет, а именно – исцеление кровоточивой. Дионисий обращает внимание на то, что она коснулась лишь одежды Христа, а не Его тела: так как же ты можешь причащаться Тела Господня, если ты нечиста?

Живопись Елены Черкасовой (XXI в.)

Сделаем маленький вывод. Кто у нас не причащается на богослужении? Две категории: язычники и грешники. Получается, нидда – либо язычница, либо грешница. Появляются каноны, прописывающие невозможность полноценного церковного жития для женщины во время месячных, когда она является нидда.

Современные приходы по-разному решают эту проблему. Где-то женщинам запрещено входить в храм вообще, а где-то они могут свободно молиться и причащаться. Чаще всего встречается нечто среднее: заходи и стой хоть у иконостаса, но не причащайся и не участвуй в Таинствах. Думаю, библеистам, медикам и психологам стоило бы собраться и попробовать дать ответ: почему современные христианки не могут причащаться?

Надо сформулировать и обосновать это, потому что на данный момент мы опираемся на полупервобытные предпосылки, получившие медицинский ответ: уже понятно, что это не болезнь и не грех.

Если мы опираемся на Книгу Левит, то у меня возникает вопрос: почему мы оставили главу 15, но отказались, например, от обрезания, от верности кошерным представлениям о пище? Почему мы оставили закон о нечистоте, а другие убрали? Я хотел бы, чтобы это оказалось предметом современного осмысления и дебатов.

Подготовила Елизавета Трофимова

Оригинал лекции здесь

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle