К Рождественскому посту портал “Предание.ру” подготовил серию роликов «Крылатые выражения из Библии». В них мы будем объяснять значение тех фраз, к которым, как кажется, мы уже привыкли. Но правильно ли мы их понимаем? Первый ролик посвящен знаменитой евангельской фразе Христа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
Сегодня мы поговорим о хорошо известных словах Иисуса Христа «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мк 10:25). Это одно из самых известных евангельских выражений, оно стало пословицей, его употребляют не только люди, которые читали Евангелие, но даже люди неверующие.
Строго говоря, это высказывание Иисуса Христа не является ни страшным, ни трудным для понимания, если его понимать в контексте того, как говорят на Древнем Востоке. Восточный человек любит яркие выражения, парадоксальные фразы, красочные преувеличения, и лишь только западный ум пытается как-то смягчить, уменьшить, масштабировать в соответствии со своей «нормальной» логикой.
В современном греческом языке одинаково произносятся слова, которые в древности произносились по-разному: «камелон» и «камилон» (κάμηλον), и поэтому некоторые толкователи предпочитают переводить не «верблюд», а «морской канат» или даже «морской узел». В таком случае это выражение становится более приемлемым, потому что теоретически можно представить, как кто-то пытается продернуть морской канат сквозь игольное ушко.
В Иерусалиме паломникам рассказывают о том, что существовали некогда врата, которые назывались «игольное ушко», они были низкими и узкими. Вероятно, это могло быть также связано с выражением «тесные врата», которое Господь произносит в Нагорной проповеди.
На мой взгляд, это выражение («удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие») нужно принимать во всей его парадоксальности. Богатство действительно представляет собой непреодолимое препятствие к тому, чтобы войти в Царство Божие. Не зря в Евангелии говорится, что Царство Божие для нищих духом, для людей, которые совершенно свободны от поклонения вещам, от жажды обладания, или от психологии бедности, от проблемы необладания. Они — не заложники, не рабы того, что они имеют или не имеют.
И это объясняет, почему ученики впадают в ступор, почему они чрезвычайно смущены, сбиты с толку и встревожены. Христос лишь только подтверждает: действительно, чтобы спастись богатому, должно свершиться чудо, невозможное для людей, возможное только Богу, а Богу возможно всё.
Потрясающий контраст между микроскопическим размером игольного ушка и гигантским размером верблюда подтверждается и в других словах. Когда Христос обличает книжников и фарисеев в лицемерии, Он вспоминает опять же о верблюде: «вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф 23:24). Здесь мы опять не видим никакой связи между огромным животным и малюсеньким отверстием в сети.
Другое подтверждение можно найти в древнем тексте, в котором говорится, что не может слон пройти сквозь игольное ушко: это излюбленное выражение раввинов того времени.
Таким образом, мы видим, что Христос не просто обличает людей, которые эгоистично чем-то обладают. Он не просто осуждает богатство, как в истории с богатым юношей, но делает это, прибегая к красочному, очень восточному языку. Для Него это очень важно.
Верблюды, как и одногорбые дромадеры, часто упоминаются в Библии. Но все-таки привлекает наше внимание вопрос богатства. Христос не говорит «не может богатый войти в Царство Божие», Он говорит «легче», потому что Бог может спасти всех. В данном случае только Бог может спасти, для Него всё возможно, но для этого человек должен сказать свое «да». В чём проблема с богатыми людьми, например, с тем самым богатым юношей, которому богатство помешало ответить на приглашение Христа последовать за Ним? Обладание: трудно богатому сказать Богу «да».
Христос этими словами нас готовит к тому, что Царство требует от нас полной свободы, всегда помнить, что «где наше сокровище, там и сердце наше» (Мф 6:21).