Статьи
Разве Богу не хватает милосердия, чтобы помиловать кого-то без просьб со стороны? Размышления Владимира Берхина накануне Троицкой родительской субботы.
«Отче наш»: читаем, проживая, а не автоматически
Матвей Берхин: Бога нельзя заставить, но можно просить и ждать с надеждой.
Против политической трагедии XX века — богословская «комедия»
Владимир Шалларь: обзор творчества Томаса Манна — к его 150-летиюю. Одно эссе и три романа.
Об исповеди и причащении детей: размышления и рекомендации
Иеромонах Агапий (Голуб): многие из тех, кого в детстве приводили на исповедь и причастие, взрослея, становятся равнодушными к вере. Поневоле приходит мысль, что, возможно, где-то были допущены ошибки.
Вознесение Иисуса: чем это может стать для каждого из нас
Мария Пискунова: то, что совершает один человек, так или иначе касается всего человечества. То, что случилось с Богочеловеком, говорит о предназначении каждого из нас.
«А Я говорю вам»: что хотел сказать Христос в Нагорной проповеди. Почему Господь запрещает клясться
Стефан Парахин: мы призваны к тому, чтобы наша жизнь в соответствии с Божьим словом была бы лучшим поручителем верности и важности слов.
Кондак Пятидесятницы: о том, кто правит народами, и при чем тут Вавилон
Стефан Парахин: о том, почему Господь то разделяет, то объединяет людей, рассказывает Стефан Парахин.
Аудиокниги и радиоспектакли
К имеющимся текстам и аудиоверсиям произведений Достоевского добавили:
— К «Идиоту», второму роману «пятикнижия» (пять великих романов Достоевского): звуковая дорожка телеверсии спектакля Московского театра-студии под руководством Олега Табакова (Табакерка); звуковая дорожка телевизионного фильма в исполнении артистов Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова; сцены, посвященные Настасьей Филипповне, читает Юлия Борисова.
— К «Бесам», третьему роману «пятикнижия»: радиопостановка в инсценировке Александра Плахова.
— К «Братьям Карамазовым», пятому роману «пятикнижия»: Страницы романа. 1976 г. Читает Кирилл Лавров; Главы из романа. Читает Евгений Весник. 1992 г.; Карамазовы и ад. Спектакль Московского театра «Современник»; Легенда о Великом инквизиторе. Звуковая дорожка фильма-спектакля; Великий инквизитор. Читает Игорь Штернберг; Великий инквизитор. Читает Александр Романцов; Великий инквизитор. Читает Борис Плотников.
— К ранним шедеврам Достоевского: Бедные люди. 1985 г. Читает Иннокентий Смоктуновский; Бедные люди. 1983 г. Радиокомпозиция спектакля Приморского драматического театра им. Е. Табачникова; Двойник. Инсценировка 1985 г.
— К «Кроткой», позднему шедевру Достоевского: Кроткая. Радиокомпозиция спектакля Рязанского театра драмы; Кроткая. Читает Олег Борисов; Кроткая. Читает Борис Плотников.
К имеющимся текстам и аудиоверсиям произведений Честертона добавили:
— К рассказам об отце Брауне, классике детективной литературе и шедевру христианского искусства: Тайна отца Брауна. 1989. Радиопостановка Всесоюзного радио СССР
Рассказы о отце Брауне всем известны; менее известны не менее прекрасные сборники детективных рассказов:
— «Человек, который знал слишком много» — поздний сборник детективных историй Честертона, о котором Н. Трауберг писала: «Самые рассказы и герой их — очень печальные, едва ли не безнадежные. Многое видно тут: Честертон уже не верит в политические действия и с особой скорбью любит Англию, и как-то болезненно жалеет даже самых дурных людей. Людей жалеет и отец Браун, но он исполнен надежды, тогда как Фишер — сама усталость». Хорн Фишер («рыболов») — детектив-отшельник, который сам называет себя «человеком, который слишком много знает» о преступлениях сильных мира сего: парадоксальный детектив, чьи разгадки преступлений нужно немедленно скрыть. Добавили: Причуда рыболова. Радиопостановка (в сокращении).
— «Так как во всех восьми рассказах происходящие события описываются мистером Пондом, то главным их действующим лицом становится язык. Именно языковые сбои — те самые «парадоксы мистера Понда», давшие сборнику название, — и становятся завязкой каждого рассказа. «Карандаш был достаточно красный, поэтому и оставлял черные следы», «План маршала Грока не удался из-за образцовой дисциплины в его полку», «Нам бы заметить великана, но он был слишком велик», «Двое пришли к столь полному согласию, что один из них, естественно, убил другого», — произносит мистер Понд, и его собеседники не могут устоять перед соблазном потребовать объяснений. […] В конце концов, все парадоксы мистера Понда, патера Брауна и анархистов на разные дни недели, все словесные игрища Честертона восходят к совсем другому тексту, где ученики приступают к учителю с вопросом: зачем говоришь с народом притчами? И он отвечает: «Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф 13). То же происходит и с парадоксами мистера Понда: «Лишь два типа людей останавливали его с изумлением — самые тупые и самые умные. Тупые — потому что только абсурдность сбивала их с присущего им уровня разумения; так и действует истина через парадокс. Единственной частью его разговора, которую они могли уразуметь, была та, которую они уразуметь не могли. А умные прерывали его, зная, что за каждым из этих престранных противоречий скрывалась весьма странная история», — пишет А. Гаврилов в статье «Г. К. Честертон. Парадоксы мистера Понда». Добавили: Перстень прелюбодеев. Радиопостановка (в сокращении) и Три всадника из Апокалипсиса. Радиопостановка (в сокращении).
Проза 1930-х годов Андрея Платонова (может быть, гениальнейшего русского писателя XX века) — чудеснейшие с литературной точки зрения крипторелигиозно-философские размышления о смысле бытия, о природе души, о попытках построить Царство Правды на русской земле, о Революции, о коммунизме, о будущем человечества. Добавили: По небу полуночи. 1969. Радиопостановка; На заре туманной юности. 1985. Читает Мария Петрова; На заре туманной юности. 1977. Радиопостановка; Третий сын. 1983. Читает Михаил Ульянов.
Стрим
Сергей Комаров и «Пути православия» митрополита Каллиста (Уэра).
Как нужно говорить о православии, чтобы не выглядеть лектором позапрошлого века? «Сегодня молодежь уходит не от Христа, а от языка, на котором о Нем говорят», – считает известный проповедник, блогер и главный редактор издательства «Никея» Сергей Комаров. Недавно в издательстве вышла книга митрополита Каллиста (Уэра) «Путь православия», где о вере говорится ясно, глубоко и по-человечески. О том, как интересоваться прошлым, оставаясь современным, что читать тем, кто не хочет плыть по поверхности, и где найти ответы, когда ощущаешь себя в кризисе.
Содержание:
00:00 Заставка
00:14 Начало
01:18 В чем суть Православия за 30 секунд? — Христос воскресе! Но в принципе религия не подразумевает таких ответов: вопрос как таковой не верен
03:14 Проблема специфически церковных формулировок: «сумма пожертвования». Нужно отказываться от «сладкогласия»
05:27 Молодой человек вряд ли вообще способен приложить со всей серьезностью к своей жизни такие вещи, как вера в Богородицу, иконопочитание, молитвы святым и т. п. — и это нормально
09:11 В вере равно важны и разум и сердце, и теория и практика, и знание догматики и опыт духовной жизни
11:01 О портале «Предание.ру» и книге «Путь православия» митрополита Каллиста (Уэра)
11:47 О митрополите Каллисте (Уэре) — «апостоле Оксфорда»
14:39 Было бы Воплощение без первородного греха? О Троице — через любовь, Бог как Тайна, Бог как Человек: уникально, креативно, современно о Православии без модернизма — именно то, что нужно сейчас. Почему решили перевести «Путь православия»?
17:41 Митрополит Каллист (Уэр) вводит русское духовное, богословское наследие в современный западный контекст
19:13 Как отличить глубокую богословскую книгу от просто хорошо написанной книги?
20:18 О спорном в наследии митр. Каллиста (Уэра)
23:26 Почему у нас так мало обращаются внимание на Апостол? — это сложные богословские, религиозно-философские тексты, они требуют серьезного труда понимания. Без Апостола Евангелия не понять. Необходим особый акцент на апостольских чтениях
26:59 О призвании миссионера и катехизатора: что нужно?
31:06 Часто задаваемые вопросы
33:49 Что Вы никогда не говорите людям?
36:16 Зачем в духовной жизни богословские и др. книги? Душевность и духовность, культурность и церковность, ум и вера
43:22 Что происходит с современной православной публицистикой? — застой
45:34 Книжные рекомендации: что читать уставшему от церковной жизни?
47:10 Книжные рекомендации: что читать неверующим ищущим?
48:09 Что читает сам Сергей?
49:09 Незаменимые недооцененные книги. Интернет и чтение. Книжные клубы
53:46 Окончание

Музыка
«Rosa Mistica. Музыка ломбардских монахинь XVII века» — альбом итальянского женского вокального ансамбля Cappella Artemisia, специализирующегося на музыке, созданной в итальянских монастырях XVII века. В Ломбардии XVII века было создано и опубликовано больше произведений монахинь-композиторов, чем где-либо еще в Италии. Такие женщины, как Isabella Leonarda (автор 20 сборников вокальной и инструментальной музыки), Caterina Assandra (автор нескольких сборников песнопений), Maria Xaveria Perucona, Chiara Margarita Cozzolani, Rosa Giacinta Badalla, а также другие монахини-композиторы из Ломбардии, создали музыкальный мир, столь же прекрасный, сколь и малоизвестеный. Альбом «Rosa Mistica» был удостоен специального упоминания на премии Вивальди Фонда Cini в Венеции в 1999 году.