Очередной выпуск цикла «Крылатые выражения из Библии».
Сегодня мы поговорим о выражении «тесные врата». Оно встречается в Евангелиях от Матфея и Луки. Матфей, 12-я глава, 13-й стих: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель; и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их».
Когда Христос говорит языком метафор, сравнений, образов, то, конечно, Он рискует быть превратно истолкованным. Такова особенность метафор. Например, выражение «ловцы человеков» двусмысленно, оно может быть и положительного свойства, может быть и очень сомнительного свойства. Так и с образом тесных врат: чтобы понять его во всей глубине и точности, необходимо понимать контекст и, главное, понимать, что имеет в виду, что хочет сказать оратор, к какой реальности он применяет этот образ. Здесь возникает несколько удивительных параллелей.
Все это очень напоминает историю с богатым, которому трудно пройти сквозь игольное ушко, с отверстиями, сквозь которые верблюд не пройдет, и т. п. Здесь возникает вопрос: что такое богатство? Богатство — это то, за что человек цепляется, то, что становится балластом, не дающим протиснуться сквозь тесное отверстие. Поэтому входить тесными вратами означает встать на путь отречения, обрести свободу и силу расстаться с тем, что не имеет никакого отношения к жизни, что совершенно не является необходимым для спасения. Эта внутренняя свобода, это отречение и есть умение войти сквозь тесные врата.
Здесь возникают и другие интересные параллели: говорится о двух вратах; одни ведут в жизнь, другие как будто не открываются вообще ни для кого. Это напоминает образ двух путей и дорог — образ, часто встречающийся в Библии. Одна дорога ведет в жизнь, в спасение, другая ведет в никуда. Поэтому, в сущности, дорога только одна, потому что та дорога, что ведет в никуда, это никакая не дорога. Поэтому здесь всегда есть такая парадоксальность, потому что нет выбора между жизнью и погибелью. Но не каждый находит это правильное решение.
Здесь, в скобках, я сказал бы,что образ этой двери связан с такой картинкой: представьте себе дворец, в котором пребывает Бог или царь: царский дворец, в нем есть парадный вход,через который все хотят проникнуть, все ломятся, поэтому не хватает места, как в метро в час пик: всем тесно, и нужно быть хитрым, ловким, чтобы протиснуться. Но суть дела в том, что есть боковая дверь, которая известна только членам семьи, через нее входит сын царя. И вот Христос предлагает нам в духе сыновства проникать в Царство Небесное. Тут не надо толпиться, как все толпятся у парадного входа. Нужно входить во дворец, как в дом отца входит сын: через боковую, мало кому известную дверь — дверь, которая для сына всегда приготовлена.
Другой образ, который возникает в связи с метро в час пик, это, конечно, то, что есть путь и есть дверь, а дверь — это короткий отрезок пути, где нужно претерпеть некое неудобство, пробиться, протиснуться: момент перехода. Идея в том, что спасение или новое рождение никогда не бывает безболезненным: человек испытывает муки тесноты, и об этом говорит Христос. Когда рождается ребенок, он неизбежно испытывает эти муки тесноты, испытывает не только он, но и роженица; точно так же, когда мы умираем, нашей душе становится тесно.
Но самый главный вопрос, может быть, состоит не в том, как преодолеть этот кризис, совершить этот переход — «пасху», а в следующем: многие ли спасутся или немногие?
Христос говорит, что количество спасенных — это не ваша забота; ваша забота — это то, что вы можете сделать для себя, для своих близких — сегодня, сейчас, здесь, лично вы.
Но в любом случае для того, чтобы что-то получилось, нужно побороться. Через эти слова Христос приглашает нас последовать за Ним в конкретных обстоятельствах жизни: необязательно все свое имущество раздавать бедным, как это требуется у богатого в Евангелии; может быть, от каждого из нас Христос ждет чего-то другого. Но мы не можем ожидать, что это произойдет без борьбы, без муки тесноты.