Летом 1942 года жители Варшавы наблюдали необычное зрелище. Две сотни детей и подростков ровной колонной шествовали в сторону железнодорожного вокзала. Над их головами развевался флаг с изображением золотистого клевера. Это были воспитанники Варшавского дома сирот. Шествие возглавлял основатель и директор учреждения Януш Корчак. Он нес на руках больную девочку.
Очевидцы говорили, что в тот момент «рыдали даже камни мостовых». Состав, к которому подошла колонна, ехал в Треблинку — фашистский лагерь смерти. Там в августе 1942 года все они были уничтожены в газовой камере концлагеря.
Ветеран Русско-японской войны, талантливый врач и даровитый писатель, в 1911 году Корчак целиком переключился на педагогическую деятельность. Он создал и построил в Варшаве детский приют, который разительно отличался от всех подобных заведений того времени. К началу Второй мировой войны педагог был известен всей Варшаве как «старый доктор», друг детей, неистощимый кладезь оптимизма и мудрости. Его идеи по воспитанию до сих пор способны принести огромную пользу родителям и педагогам.
К 145-летию со дня рождения Януша Корчака приведем несколько цитат из его книг и вспомним яркие детали биографии «старого доктора».
1. Абсолютная ценность детства
В начале XX века детские приюты очень напоминали тюрьмы. В противовес господствующей системе Януш Корчак создавал в своих заведениях подобие детской республики с самоуправлением, законодательством, судом и прочими атрибутами государства.
Эта концепция была выстроена в согласии с мировоззрением самого Корчака, который говорил: «Я никому не желаю зла, не умею, просто не знаю, как это делается».
В частности, законы Варшавского дома сирот вместо наказания за нарушение большинства правил официально предполагали прощение.
Взрослые считают одни книги полезными, другие — вредными, те — умными, эти — глупыми. Я позволяю читать всякие книжки, не хочу, чтобы читали украдкой. И я заметил, что одни книги пробуждают желание читать, а другие, наоборот, отбивают охоту к чтению.
В основе педагогической концепции Корчака лежало убеждение в абсолютной ценности детства. Счастливое детство, по мнению педагога, является залогом гармоничной и радостной взрослой жизни. Главное правило Корчака — уважение к личности ребенка. В то же время он не был сторонником свободного воспитания, считая, что деспотизм и запугивание со стороны взрослых вредны для ребенка так же, как неограниченная свобода действий.
2. Это чудесное «не знаю»
Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители в неизвестных мне условиях могут воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю — могут, а не хотят, могут, а не должны.
«Не знаю». Для науки это туманность, из которой возникают, из которой рождаются новые мысли, все более и более приближающиеся к истине.
«Не знаю» — для ума, не приученного к аналитическому мышлению, это пугающая пустота.
Я хочу, чтоб поняли и полюбили чудесное, полное жизни и ошеломляющих неожиданностей творческое «не знаю» современной науки о ребенке.
Я хочу, чтоб поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда.
3. Развивать самые прекрасные качества
Януш Корчак сознательно отказался от создания собственной семьи, осознавая заботу о чужих детях своим главным служением. Его считали чудаком или сумасшедшим, настолько все, что он делал, отличалось от общепринятой практики. Однако методы «старого доктора» приносили настолько явные плоды, что к нему стали прислушиваться даже самые непримиримые скептики. После фашистской оккупации Польши Корчак, еврей по происхождению, вместе со своими воспитанниками оказался в Варшавском гетто. Несмотря на ужасные условия, хронический дефицит еды и угрозу скорой гибели, педагог до последнего дня готовил своих учеников к жизни, развивая в них самые прекрасные качества.
…Характер человека и его призвание важны, но, быть может, доброта и честность даже важнее.
Когда думаешь об этом, возникает много трудных мыслей. Но ведь я пишу о правилах жизни. А правила эти такие:
«Не завидовать».
«Не досадовать на себя».
«Не падать духом, упорно стремиться к цели».
«Быть дисциплинированным, всегда выполнять свои обязанности».
Если здоровье, материальные условия, отсутствие школьных способностей или, наконец, семейные обстоятельства не позволяют сделать много, можно и меньше, только хорошо и с ясной душой…
4. «Хороший» не равняется «удобный»
Еще в юном возрасте Януш Корчак понял, что такое нужда и бедность. Он начал подрабатывать репетиторством уже в пятнадцатилетнем возрасте. Его отец нуждался в дорогостоящем лечении от психического заболевания, денег в семье не хватало. Эти обстоятельства отчасти лишила Корчака безоблачного детства, которое он так ценил и которое мечтал создать для всех своих воспитанников.
Хороший ребенок.
Надо поостеречься, чтобы не путать «хорошего» с «удобным».
Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный — хороший.
Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит — плохой.
Независимо от самочувствия, новорожденные бывают от рождения наделены большей или меньшей терпеливостью. Одному довольно единицы неприятных ощущений, чтобы отреагировать десятью единицами крика, другой на десять единиц недомогания реагирует единицей плача.
Один сонный, движения ленивые, сосет медленно, крик не энергичен, без надрыва.
Второй легковозбудим, подвижен, спит чутко, сосет взахлеб, кричит до посинения.
Заходится, захлебывается, приходится приводить его в себя, иной раз с трудом возвращается к жизни. Я знаю: это болезнь, мы лечим ее фосфором, безмолочной диетой. Но эта болезнь не мешает младенцу вырасти во взрослого человека, наделенного сильной волей, сокрушительным упорством и гениальным умом. Наполеон в младенчестве, бывало, заходился криком.
Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.
«Послушный, воспитанный, добрый, удобный…»
И мысли нет о том, что вырастет безвольным и не приспособленным к жизни.
Сиротский дом, построенный Корчаком, имел определенную структуру, подчиненную его педагогическим принципам. До мелочей было продумано расположение комнат и учебных классов. Здание окружал сад, создавая особую атмосферу. Комната самого «старого доктора» находилась под крышей здания. Дверь в эту комнату никогда не запиралась. Любой воспитанник мог обратиться к директору при первой же необходимости. Сохранились трогательные воспоминания о том, как Корчак селил в своей квартире больного ребенка, чтобы круглосуточно следить за его здоровьем.
5. Разглядеть индивидуальность в новорожденном
Пока смерть косила рожениц, о новорожденном думать было некогда. На него обратили внимание, когда асептика и помощь при родах стали гарантировать жизнь матери. Пока смерть косила новорожденных, все внимание науки было сконцентрировано на бутылочках и пеленках. Может, недалек тот час, когда мы заговорим не только о вегетативном, но и о психическом развитии ребенка до года, о его личности, о его жизни. Сделанное до сих пор ничтожно, это еще даже не начало работы.
Бесконечен ряд психологических задач и задач, находящихся на границе между соматикой и психикой новорожденного. Наполеон страдал родимчиком. Бисмарк был рахитиком. И, уж бесспорно, каждый пророк и преступник, герой и предатель, прежде чем стать зрелым человеком, был младенцем. И собираясь исследовать истоки мыслей, чувств и стремлений, узнать, что они собой представляли, пока не развились, дифференцировались и определились, мы должны обратиться к нему, к новорожденному.
Только при вопиющем невежестве и верхоглядстве можно не заметить, что в новорожденном воплощена некая четко очерченная индивидуальность, складывающаяся из врожденного темперамента, силы интеллекта, самочувствия, жизненных впечатлений.
6. Мать может услышать чудесную песнь в молчании
До начала немецкой оккупации Корчак был очень медийным человеком. Он выступал с лекциями, вел программы на радио, печатался в газетах. Свои педагогические идеи Корчак излагал в книгах. Самая известная и яркая из них — «Как любить ребёнка». Для знакомства с многогранной личностью писателя можно рекомендовать его «Дневники», написанные в период жизни в еврейском гетто. А в книге «Наедине с Богом» писатель и педагог рассуждает о том, с какими разными молитвами, вопросами и проблемами обращаются к Богу люди различных возрастов и разного социального статуса.
Ребенок вносит в жизнь матери чудную песнь молчания. От долгих часов, проведенных возле него, когда он не требует, а просто живет, от дум, которыми мать прилежно окутывает его, зависит, какой она станет, ее жизненная программа, ее сила и творчество. В тишине созерцания с помощью ребенка она дорастает до озарений, которых требует труд воспитателя.
Черпает не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее.
Вместо послесловия
В 1970 году поэт и бард Александр Галич посвятил памяти Януша Корчака пронзительную поэму «Кадиш». О трепетном отношении Александра Аркадьевича к знаменитому педагогу говорит тот факт, что при исполнении поэму Галич всегда подчеркивал, что кадиш в еврейской традиции — это молитва сына за умершего отца.
Уходят из Варшавы поезда,
И скоро наш черед, как ни крути,
Ну, что ж, гори, гори, моя звезда,
Моя шестиконечная звезда,
Гори на рукаве и на груди!
Окликнет эхо давним прозвищем,
И ляжет снег покровом пряничным,
Когда я снова стану маленьким,
А мир опять большим и праздничным,
Когда я снова стану облаком,
Когда я снова стану зябликом,
Когда я снова стану маленьким,
И снег опять запахнет яблоком,
Меня снесут с крылечка, сонного,
И я проснусь от скрипа санного,
Когда я снова стану маленьким,
И мир чудес открою заново.
…Звезда в окне и на груди — звезда,
И не поймешь, которая ясней,
Гудят всю ночь, прощаясь, поезда,
Глядит в окно вечерняя звезда,
А я прощаюсь с памятью моей…