Чаще всего популярная музыка создается для развлечения. Под нее скорее танцуют, чем думают. Но среди шлягеров разных лет попадаются и глубокие, насыщенные смыслами песни. Возможно, и сами авторы не вкладывают в свое творение глубоких мыслей — они словно возникают через наше восприятие. Предлагаем вам сегодня найти скрытый смысл в знакомых с детства популярных песнях.
Алла Пугачева — «Этот мир»
Как-то мне довелось оказаться на детском пасхальном празднике в районном доме культуры где-то в Тверской области. На сцену вышел хор воскресной школы местного храма — девочки в гольфах и мальчики в белых рубашках. Раздались звуки фортепиано, дети запели:
Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной…
Зрители с благодарностью приняли молодых артистов. Им подпевал, кажется, весь зал.
После концерта я спросил настоятеля о выборе репертуара для ребят. Священник улыбнулся: «Мы в молодости не понимали глубину некоторых песен. А ведь мир сотворил Господь». Выяснилось, что он специально подобрал этот номер для праздничного концерта.
«Этот мир» композитор Александр Зацепин написал в 1977 году на стихи Леонида Дербенева. Композиция прозвучала в фильме «Женщина, которая поет». Отличительной чертой песни стало использование игрушечных шарманок. Чтобы достичь интересного эффекта при отсутствии компьютеров, во время записи в студии крутили сразу три шарманки из магазина игрушек.
«Этот мир» стал не только визитной карточкой Пугачевой, но и поистине народной песней. Ее исполняли многие музыканты. И многие, как тот священник из Тверской области, благодаря ей навсегда запомнили, что мир сотворил Господь.
Олег Анофриев — «Есть только миг»
3 июня 1983 года в газете «Труд» вышла разгромная статья под заголовком «Есть только миг?» Авторы критиковали вышедшую десять лет назад песню из кинофильма «Земля Санникова». Якобы она «о слабых людях, которые ноют, что жизнь быстротечна, и заботятся лишь о собственной судьбе». Песня клеймилась как «откровенная пошлость, облечённая, к сожалению, в красивую мелодию и потому легко запоминающаяся».
Такое внимание газеты к знаменитой композиции было вызвано непатриотичным отъездом автора музыки Александра Зацепина во Францию. Но это осуждение никак не повлияло на всенародную любовь к песне «Есть только миг». Ее любил и протоиерей Александр Мень. Сохранилась запись, где знаменитый проповедник исполняет «Есть только миг» в домашней обстановке.
Песня, ставшая знаменитой благодаря неподражаемому пению Олега Анофриева, учит ценить стремительность жизни и помнить о главном.
Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.
Михаил Боярский — «Все пройдет»
После ошеломительного успеха фильма «Три мушкетера» Михаил Боярский стал одним из самых востребованных советских актеров. А поскольку, кроме артистических способностей, Боярский обладал еще и запоминающимся голосом, все эти фильмы были музыкальными.
Мало кто сегодня помнит вышедшую в 1981 году кинокартину «Куда он денется!» Именно там впервые прозвучала песня Максима Дунаевского на стихи Леонида Дербенева «Все пройдет». В те годы был очень популярен стиль диско, а Боярский возлагал на него большие надежды. Когда же актеру впервые показали спокойную и нежную балладу, он назвал ее «непонятной лирикой» и отказался петь. Мол, слишком старомодно. А когда Максим Дунаевский спросил Леонида Дербенева, зачем он написал эту романтическую чепуху, поэт предложил внимательнее отнестись к тексту.
На самом деле в романтической песне спрятаны сразу две мысли, связанные с библейской историей. Фраза «Все пройдет» — отсылка к царю Соломону, который, согласно легенде, носил перстень с надписью «И это пройдет». А слова о том, что любовь не проходит, напоминает фразу апостола Павла из 1-го Послания к Коринфянам: «Любовь никогда не перестает» (13:8).
Михаила Боярского все же уговорили исполнить «Все пройдет», и популярность этой песни удивила артиста. Он часто исполнял ее на своих концертах.
Все пройдет, и печаль, и радость.
Все пройдет, так устроен свет.
Все пройдет, только верить надо,
Что любовь не проходит, нет.
Алиса Фрейндлих — «У природы нет плохой погоды»
Я шел по опустошенному осеннему лесу. Под ногами была затвердевшая от первого заморозка земля. Где-то сиротливо каркали невидимые вороны. Я вышел на опушку. Передо мной покатым косогором стелилось поле. Рыжая стерня, охваченная инеем, серебрилась. На горизонте темнела узкая полоска дальнего леса. Крыши деревеньки высовывались из-за косогора, на котором прочно стояли могучие двухэтажные стога. Освещение было тусклое, хмурое. Серо-синие, низкие облака недвижно повисли над озябшим полем. Казалось, я нахожусь не в тридцати километрах от Москвы, а за тысячи верст, и живу не в двадцатом веке, а лет эдак двести назад.
Свежий сухой воздух покалывал щеки, бодрил, походка была упругой, а душу наполняло беспричинное ощущение счастья. И вдруг сама собой в голове возникла первая строчка:
— У природы нет плохой погоды…
Не успел я изумиться этому явлению, как следом родилась вторая:
— Каждая погода — благодать…
Это цитата из воспоминаний Эльдара Рязанова. Описываемые события происходили в период его работы над фильмом «Служебный роман». Будучи режиссером, Рязанов решил, что предлагать для картины собственные стихи по крайней мере нескромно. И тогда Эльдар Александрович выдал эти строки за стихи английского поэта Уильяма Блейка. В таком качестве он и принес их композитору Андрею Петрову.
В стихотворном тексте Рязанова действительно встречаются слова, нетипичные для советской культуры: «благодать», «благословить». Зато для жившего на рубеже XVIII и XIX веков Блейка такая лексика привычна.
Получившаяся песня очень понравилась Алисе Фрейндлих, которая и исполнила ее в «Служебном романе».
У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить.
Лев Лещенко — «Родительский дом»
«Лёва, привет, я для тебя хорошую песню написал, сейчас покажу!» — около полуночи популярному исполнителю Льву Лещенко позвонил композитор Владимир Шаинский. Он только что сочинил мелодию на слова Михаила Рябинина и спешил поделиться с артистом.
Совершенно сонный Лещенко примкнул ухом к трубке и стал слушать Шаинского. В песне оказалось 19 куплетов. Примерно после того, как был спет десятый, Лещенко прервал композитора: «Надо сокращать!» Поворчав, Шаинский согласился.
В репертуаре Льва Лещенко «Родительский дом» стал одной из главных песен. Певец признавался, что не устает ее исполнять.
Почтение к родителям — это базовая ценность цивилизации, восходящая к Закону Моисея: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх 20:12).
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись,
Мы с тобою в долгу неоплаченном,
Свято помни об этом всю жизнь.
Павел Смеян — «Непогода»
Мне неинтересно стремление поп-исполнителей быть всегда на виду, занять во что бы то ни стало место под солнцем. Там жуткий мир, интриги, улыбка в лицо, проклятье в спину. Зачем мне, убеленному сединами человеку из рок-мира, лезть в этот мирок, ограниченный только человеческими страстями?
Эти слова принадлежат музыканту Павлу Смеяну. Он успешно выступал на театральной сцене, но чаще работал голосом, озвучивая героев кинофильмов.
В картине «Мэри Поппинс, до свидания!» Смеян был голосом чудаковатого мистера Эй, которого сыграл эстонский актер Лембит Ульфсак.
Именно благодаря исполнению Павла Смеяна в середине 80-х стали необычайно популярны песни «33 коровы», «Ветер перемен» и «Непогода».
Гpома гpозные pаскаты от заката до восхода…
За гpехи людские плата — непогода, непогода
Hе ангина, не пpостуда… посеpьезнее беда —
Полгода плохая погода, полгода совсем никуда…
В 1993 году Смеян внезапно бросил карьеру и переехал на Валаам, где посвятил годы в монастыре борьбе с губившими его страстями. Говорят, он вернулся в Москву другим человеком. Его поздние работы полны духовного сосредоточения. Многим планам музыканта не суждено было сбыться: в 2009 году он скончался от рака поджелудочной железы.
Никуда, никуда нельзя укрыться нам,
Но откладывать жизнь никак нельзя.
Никуда, никуда, но знай, что где-то там
Кто-то ищет тебя среди дождя.
«Кино» — «Апрель»
Написанная в 1989 году песня «Апрель» в творчестве Виктора Цоя стоит особняком. Во-первых, в отличие от большинства работ того времени, она не тяготеет к западной музыке. Во-вторых, Цой записал ее практически в одиночку, не привлекая других участников группы. В-третьих, группа «Кино» никогда не исполняла «Апрель» на концертах. Очевидно, что эта песня имела для автора особое значение.
По мнению многих, Виктор Цой пел в ней о Христе. Песню «Апрель» по праву можно назвать христианской, хотя автор сознательно мог и не вкладывать религиозный смысл в ее строки. Но аллюзии на Воскресение, на Пасху, которая, как известно, чаще всего бывает в апреле, напрашиваются сами собой: «Он придет и приведет за собой весну и рассеет серых туч войска»…
Так или иначе, невозможно отрицать, что в «Апреле» поднимаются вопросы страдания, смерти и воскресения. Многих людей эта песня заставила думать и рассуждать.
На теле ран не счесть,
Нелегки шаги,
Лишь в груди горит звезда.
И умрет апрель,
И родится вновь,
И придет уже навсегда.
Все перечисленные песни можно послушать/скачать одним альбомом здесь.