Аудио: книги, лекция, музыка
«Наследники милосердия епископа Мефодия (Кульмана)» — лекция о судьбах русской эмиграции, просветительской и благотворительной деятельности епископа Мефодия (Кульмана), его последователях и учениках.
Епископ Мефодий (Кульман, 1902-1974), уроженец Санкт-Петербурга, получивший филологическое образование в Праге, всю свою жизнь прослужил в маленьком храме Всемилостивого Спаса в пригороде Парижа — Аньере. О его деятельности, учениках и последователях, об их влиянии на духовную жизнь русской эмиграции во Франции рассказывает протоиерей Георгий Пименов, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала (Санкт-Петербург), сотрудник Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии.
Выложили аудиоверсию «Апологетики» протоиерея Василия Зеньковского, классического труда по защите христианства перед лицом современных проблем и вопросов. Зеньковский в «Апологетике» защищает христианство перед лицом современных сомнений по следующим пунктам: христианство и современное знание (вера и разум, происхождение мира, жизни и человека), христианство в истории (христианство и язычество, их мнимое тождество, их различие, рецепция язычества христианством), христианство как Церковь («бесцерковное христианство», свобода Духа и Церковь, актуальные проблемы современности).
«Жизнь без жизни» (текст и аудиоверсия) — книга протоиерея Алексия Потокина:
«Перед тобою, читатель, труд, в котором мы попытались выяснить смысл романа Булгакова «Мастер и Маргарита», хотя существуют версии, что смысла у него никакого нет, а имеются в нем только приключения необыкновенные и невероятные. Данное исследование не имеет отношения к литературной критике и богословскому анализу православности данного произведения, так как является мнением частным, субъективным и ненаучным!»
Что это за книга?
«Необычная книга необычного священника. Когда миллионными тиражами издаются “списки грехов”, он пишет о том, что происходит с Церковью, миром, человеком, когда от них уходит жизнь».
О чем эта книга?
По большому счету, можно сказать, что это «неформат». Вероятно поэтому издательства, в которые мы обращались, отказываются ее печатать. Книга не пугает людей загробной карой, не сулит рай на земле, не дает простых ответов на сложные вопросы. В ней нет красивых фраз о «любви Божьей» или «любви к Богу», в ней вообще не употребляется слово «любовь», поскольку сейчас в это слово вкладывают уже совсем иной смысл.
Выложили аудиоверсию статьи протодиакона Андрея Кураева* «Веселый праздник Пурим, или Можно ли праздновать 8 марта»: «праздник Пурим – это не обычный праздник вроде Дня Жатвы или Новолетия. Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию.
*Андрей Кураев внесен в реестр иностранных агентов.
Это не религиозный праздник. Так о нем говорит «Еврейская энциклопедия», подчеркивающая, что этот праздник «не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием».
Хор Издательского отдела Московского Патриархата «Древнерусский распев» исполняет знаменные (строчные) песнопения чина панихиды XVII века.
Комментарий Даниила Саяпина, руководителя ансамбля Ex libris: «Строчное многоголосие в путевой (средней) строке всегда имеет путевой распев, а слово “cтрочное” всегда указывает на многоголосное исполнение, т. е. пение по строкам (голосам). Сама эта панихида трехголосная. Она взята из рукописи ГИМ 220 (Обиход cтрочной), а ирмосы взяты из знаменного ирмология, поскольку в данной рукописи в последовании Панихиды ирмосов нет. <…> Думается, что, каждый голос в троестрочии воспринимался как самостоятельный распев-мелодия, а многоголосие складывалось из одновременного звучание этих cantus firmus’ов. Мало того, согласно историческим документам (чиновники соборов) эти голоса из троестрочия иногда исполнялись как одноголосные распевы, а во второй половине XVII века встречаются гармонизации разных голосов из троестрочия, где низ или верх помещались в партии тенора».
Книги
«Собрание статей 1947-1983» — собрание статей выдающегося богослова XX века протопресвитера Александра Шмемана. Статьи собраны по рубрикам: «Церковь в мире», «Богословие и богослужение», «Церковь и церковное устройство», «Православная Церковь в Америке», «Византия», «Россия», «VARIA», «Статьи о Солженицыне». Составитель книги пишет:
«Предлагаемый сборник, не претендуя на исчерпывающую полноту, является первым столь представительным собранием статей прот. Александра Шмемана. Статьи эти печатались в западных русскоязычных и англоязычных церковных и культурных изданиях, некоторые по-русски публикуются здесь впервые. За пределами сборника остались статьи из французских и греческих изданий, и хочется надеяться, что кто-нибудь возьмет на себя благодарный труд по их собиранию, переводу и публикации».
«Воскресные беседы» — собрание бесед выдающегося богослова XX в. протопресвитера Александра Шмемана: о вере, об Откровении, Символ веры, церковный год, почитание Божьей Матери.
«Отблески Вечного. Неизвестные рассказы, эссе, воспоминания, интервью» — около двухсот раннее не издававших текстов Бориса Зайцева, выдающегося русского писателя первой половины XX века — импрессиониста, «поэта в прозе», если определять литературно; православного христианина, если определять мировоззренчески. Тексты сгруппированы по разделам: рассказы, очерки о Франции, очерки об Италии, очерки о Финляндии, статьи и очери о литературе, статьи о театре, мемуарные очерки, портреты-некрологи, очерки о духовной и культурной жизни русской эмиграции, лирико-философские эссе, заметки к церковным праздникам, полемика, рецензии, интервью и пр.
«Философская мистерия» «София и Китоврас» Валериана Муравьева (российского и советского высокопоставленного дипломата, умершего в советском лагере) — роман в диалогах, где «мистериальные» мотивы (София, Премудрость Божия, Китоврас — персонаж древнерусской апокрифической прозы и т. д.) переплетены с остро актуальными на тот момент темами. В канун Первой мировой и Русской Революции, а также после Революции уже в Советской России представители разных идейных течений спорят о идеальном устроении людей и мира в целом: анархо-индивидуалист, коммунист, либерал-западник, адепт спиритуалистического христианства, адепт теократического христианства и т. д. В итоге все эти позиции оказываются ошибочными, а подлинное (апокалиптическое, активное) христианство выступает как истина, синтезирующая в себе то, что было истинным в каждой из них.
«Ужас реального» — десять бесед современных российских мыслителей Т. Горичевой (православной мыслительницы), А. Секацкого (философа, коему не чуждо христианское мышление, тематика христианства), Н. Иванова, Д. Орлова. Темы бесед: «Русский хронотоп», «Наваждение глобализма», «Экстремизм: формы крайности», Terra terrorum, «Ужас реального», «Мартин Хайдеггер: глубина и поверхность», «Три тезиса Эммануэля Левинаса», «Святые животные», «Измененные состояния сознания», «Судьба и воля».
«От Эдипа к Нарциссу» — книга-близнец предыдущей, десять бесед современных российских мыслителей Т. Горичевой, А. Секацкого, Д. Орлова. Темы бесед: «Презумпция Другого», «О постмодерне», «Реальное и символическое», «Трансгрессия и предел», «О счастье», «О банальности», «Насилие и священное», «Эрос и трагическое», «Метафизика странствий».
Главная прелесть обоих книг — собственно диалогичность, атмосфера живой, не монологической, не письменной мысли. Разговор нескольких голосов на разные темы.
Статьи
«О том, что мир — жилище Бога, о холоде и об огне». Что говорит нам Блок сегодня
Марина Михайлова: Блок — это честный человек, который показывает, как нужно жить, чтобы стать человеком, прийти в большую меру человеческую.
«7 вопросов об апостоле Филиппе»
Диакон Алексей Ремизов: на страницах Нового Завета мы не так часто можем встретиться с личностью апостола Филиппа, хотя его имя носит даже последний из четырех многодневных постов в календарном году. Что мы знаем об этом, одном из ближайших, учеников Спасителя?
«Поумнею и приду. Как я бегала от Бога»
Елизавета Трофимова: когда я долго не хожу в церковь, мне становится не по себе. Мне страшно, и я хочу спрятаться, как некогда Адам в кусты. Не потому что меня накажут. Мне страшно, потому что там — свет.
«”Я обратился не для того, чтобы обрести счастье”. Трудное христианство Клайва Льюиса»
Легко было утешать других и рассказывать о лучшем мире, о всеблагом Боге, а когда горе касается тебя самого, те же слова перестают что-либо значить.
Владимир Шалларь: диалоги о христианстве, истории, музыке, политике, России и т. д.
Владимир Берхин: Бог есть Любовь. И люди, падшие и грешные люди, сотворены из Любви, и она заложена в нас как принцип. Снижаясь и огрубляясь, этот принцип в нас остался: мы живем не целесообразно, а избыточно. Нам мало собственной жизни и просто того, чтобы жить.
«Об «инвестициях» в вечность, о том, зачем человеку творчество и почему в раю нет искусства»
Евгений Водолазкин: если взглянуть на жизнь в ее трагическом измерении, то увидишь, что в трудные минуты человек всегда оказывается наедине с Богом…
«Между Третьим Римом и родным кутом»
Тимур Щукин: главный конфликт в нынешней Белоруссии — не между сторонниками и противниками Лукашенко. Это конфликт национальных идентичностей. Каких? Проще всего сказать «русской» и «белорусской». Но такой ответ будет некоторым упрощением…
«Миссионерский тупик. Чему нужно учить сегодня будущих пастырей?»
Денис Собур: вряд ли нас ждут события, по своей жестокости подобные Октябрьской революции. Общество изменилось. Но как и сто лет назад, православным сегодня нечего сообщить своим согражданам. Как изменить ситуацию?
«Читаем Книгу Деяний: церковная община и жизнь в Духе»
Владимир Стрелов: если мы забываем об общине, если мы христиане-одиночки, то, скорее всего, наше свидетельство достаточно быстро сдуется.