Апостол из Санта-Барбары. Удивительное путешествие американца Питера Гиллквиста

Денис Маханько

Журналист, продюсер.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Через Церковь без Христа и Христа без Церкви этот человек пришел в Православие. К 85-летию со дня рождения замечательного американского пастыря и миссионера протоиерея Питера Гиллквиста (13.07.1938 — 1.07.2012).

В декабре 2011 года корреспондент Джон Мэддекс приехал в Блумингтон (штат Индиана), чтобы пообщаться с семьей православного священника Питера Гиллквиста. Поводом для интервью стал уход 73-летнего протоиерея на пенсию. Получилась спокойная беседа в кругу семьи. Никто из ее участников не знал, что этому интервью американского священника суждено стать последним в его жизни публичным выступлением. В этом же доме 1 июля 2012 года протоиерей Питер Гиллквист в окружении своих близких покинул земной мир.

Говоря о фигуре Питера Гиллквиста, принято употреблять термин «путешествие». Но отец Питер путешественником не был, точнее, был таковым лишь отчасти. Он был искренним проповедником Слова Божьего. Именно оно заставило его пройти большой путь.

Впрочем, обо всем по порядку. В этом материале мы будем опираться на биографию протоиерея Питера Гиллквиста, его книгу «Возвращение домой» и то самое интервью, записанное в декабре 2011 года в доме отца Питера.

Церковь оставила царапину, которая не болела

Окончив школу в 1956 году, Питер Гиллквист поступил в Университет Миннесоты. К тому времени он, несмотря на привитую в детстве веру в Бога, охладел ко всему церковному. По его собственному выражению, церковь в нем «оставила царапину, которая не болела».

В университете Питер познакомился со «Студенческим крестовым походом в поисках Христа», сообществом верующей молодежи — и был поражен искренностью студентов-христиан. Гиллквист вспоминал:

Когда я услышал, как эти люди выходили и без смущения рассказывали о том, что значил для них Христос, их слова задели меня за живое. Моя подруга, Мэрилин, за месяц до этого уже приняла твердое решение посвятить свою жизнь Христу, и я знал, что должен буду сделать то же самое… я во время молитвы дал обет посвятить себя Христу. Я знал, что собираюсь действительно следовать за Ним, чего бы это ни стоило.

Вскоре Мэрилин стала законной супругой Питера Гиллквиста. Они были красивой парой, в счастливом браке родилось шестеро детей. Более пяти десятилетий супруги Гиллквист прожили, храня обет, начертанный на их обручальных кольцах. Это была цитата из ветхозаветной Книги Руфь: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (1:16).

Церковь без Христа и Христос без Церкви

Свой детский религиозный опыт Питер описывал как «Церковь без Христа», когда воскресные богослужения превращаются в монотонную благочестивую обязанность. Опыт «Студенческого крестового похода» он охарактеризовал как «Христос без Церкви» — движение отрицало церковные таинство, делая упор на личную веру в Бога. «Только позднее мне было суждено обнаружить, что ни то, ни другое не способно довести до цели», — вспоминал Гиллквист.

Самым главным и полезным занятием, которое по-настоящему увлекало его, Питер считал обращение людей ко Христу. Он занимался этим всегда и везде — в студенческой столовой, на прогулке в парке. «Приведение людей ко Христу приносило невероятное, ни с чем не сравнимое чувство внутреннего удовлетворения и осязаемости результатов своего дела», — вспоминал Гиллквист. Со временем круг его близких знакомых составили такие же увлеченные миссией люди. Например, Дик Бэлью и его жена Сильвия. Однажды их автомобиль сломался в незнакомой местности, и они смогли обратить ко Христу механика в автомастерской.

Изучая Новый Завет, ища в нем вдохновение и указания к действию, Питер и его единомышленники пришли к выводу, что внеконфессиональный и нецерковный характер «Крестового похода» не соответствует духу первой христианской общины. Для того, чтобы стать полноценным сообществом верующих, нужны церковные Таинства.

«Мы хотели отбросить все ограничения и делать «все что делали в первом веке» — крестить наших новообращенных, служить литургию и причащаться, более открыто выступать против зла. Короче говоря, мы больше всего хотели быть Церковью Нового Завета», — вспоминал Гиллквист.

В 1968 году вместе с единомышленниками он покинул «Крестовый поход». Путешествие началось.

Поиски истинной Церкви

Однажды утром Питер Гиллквист встретил на улице юношу, у которого на пуговице рубашки была надпись «Бог жив, но Церковь умерла». «Аминь, — сказал я себе, — вспоминал Гиллквист, — не только новообращенные сбиваются с истинного пути, но и церкви настолько немощны, что не могут направить на него тех, которые приходят к ним. Церковь в плену у невидимого, современного Вавилона!»

Новые общины, основанные Гиллквистом и его единомышленниками, стали практиковать обязательное Крещение и еженедельное причастие, в остальном их собрания мало отличались от собраний большинства протестантских движений.

Одновременно лидеры общины вели большую исследовательскую работу. Их задачей был поиск и реконструкция Церкви Нового Завета — какой она была в первые века и какой может быть сегодня. Исследователи пытались реконструировать ту Церковь, которую создали непосредственные ученики Христа — святые апостолы.

Суть исследования Гиллквист хорошо объяснял на языке архитектуры:

В течение многих лет мы склонялись к тому, чтобы рассматривать Церковь в ее исторической перспективе как некую горизонтальную структуру — длиной в двадцать веков, с фундаментом, перекладывавшемся каждое столетие, чтобы отразить современную культуру. Теперь, кажется, мы начали смотреть на Церковь как на вертикальную структуру, высотой в двадцать столетий, построенную на фундаменте апостолов и пророков со Христом в качестве краеугольного камня. Вместо того чтобы строить новые фундаменты в каждом поколении или каждом веке, мы изо всех сил старались понять, существует ли возможность оставаться на первоначальном апостольском основании, сохраняя веру, однажды и навсегда переданную всем святым, и в то же время построить на этом фундаменте новый этаж для нашего времени, чтобы поселить на нем наших современников.

Исследователи пришли к следующим выводам относительно древней Церкви: во-первых, она была литургична. Порядок богослужений опирался на библейское откровение и был, в сущности, одинаковым по всему миру.

Во-вторых, ранняя Церковь была сакраментальной. Крещение, Евхаристия и Таинство брака понимались как действия, в которых Господь действительно подает людям благодать.

В-третьих, Церковь изначально была иерархичной. Уже на первом этапе ее существования известны три степени священства — диаконы, пресвитеры и епископы.

Подробные доводы и открытия исследовательской группы Гиллквист приводит в своей книге. Стоит заметить, что на первом же этапе его сподвижники незаметно для самих себя отказались от провозглашенного Мартином Лютером принципа Sola Scriptura о превосходстве Библии над церковным преданием. Американцы тщательно штудировали ранних Отцов Церкви в поисках информации о жизни древних христиан.

Многолетние исследования привели Гиллквиста к созданию в 1979 году «Евангелической православной церкви».

Жизнь общины Гиллквиста стала заметно меняться. В воскресные службы стал проникать элементы древнего богослужения — пение, церковные облачения и ладан. Вот как вспоминает об этом сын Питера Гиллквиста Питер Джон:

Мне нравилось расти в разгар «путешествия»… Мы наблюдали, как облачения превращаются из простых белых одеяний с капюшонами на спине во все более и более восточные… Мы пели эти протестантские песни, которые просто великолепно звучали, когда у вас были трубы и гитары, но затем перешли к форме поклонения a cappella и более традиционной форме поклонения, а затем к более восточной форме поклонения. Это было удивительное путешествие. Для меня большая честь, что у меня была возможность вырасти в центре этого… Я чувствовал себя очень взволнованным каждый раз, когда в церкви происходило что-то новое. Я был очень взволнован, потому что это было похоже на то, что мы были археологами, потому что мы открывали эту удивительную Истину, и каждый раз, когда вы видите что-то новое, вы говорите: «Вы знали, что это было там?» Это была радость детства!

Никто не видел до этого такого массового обращения в православие

Развивая собственную общину в направлении древней Церкви, Гиллквист и его сторонники внимательно изучали современное Православие. Они увидели в Православной Церкви то, чего нигде не смогли найти, — апостольский дух первых христиан, к которому так стремились.

Мы потратили десятилетие с 1977 по 1987 год на знакомство с Православной Церковью — ее духовенством и паствой. Казалось невероятным обнаружить точно такую веру во Христа, к какой мы пришли, но она оказалась надежно внедренной в культурную оправу, о которой мы почти ничего не знали. Временами мы опасались, что, возможно, не сумеем установить связь с Православной Церковью в двадцатом столетии.

Все эти годы воспитанные в американских реалиях протестанты с удивлением и радостью открывали для себя такие очевидные для православного человека вещи, как иконопись, крестное знамение и почитание Божией Матери, отвергнутые протестантизмом.

Гиллквисту и его друзьям Православная Церковь по культурному наполнению казалась чем-то инопланетным, настолько все увиденное отличалось от того, к чему они привыкли. Во время визита в Свято-Владимирскую семинарию представители Евангелической православной церкви общались с протоиереями Александром Шмеманом, Иоанном Мейендорфом и Фомой Хопко. Общались с епископом Димитрией (Ройстером), который перешел в Православие из Южной баптистской церкви в Техасе.

Протоиерей Александр Шмеман трижды приезжал к общине Гиллквиста в Санта-Барбару, чтобы пообщаться о вере. После первого же визита отец Александр сказал своей супруге: «Они уже православные, хотя сами еще до конца этого не осознают».

«Говоря по-человечески, — вспоминал Питер Гиллквист, — если можно сказать, что кто-то «привел нас в Церковь» (подобно тому, как человек говорит, что такой-то «привел меня ко Христу»), то отец Александр сыграл центральную роль в приведении нас в Православную Церковь двадцатого века».

Окончательное решение о присоединении к Православной Церкви сформировалось после встречи с Патриархом Антиохийским Игнатием во время его визита в США. «Вероятно, это знакомо каждому, — вспоминал эту встречу Питер Гиллквист, — вы встречаете человека, который сразу же поражает вас тем, что выглядит как христианин. Именно таково было мое отчетливое впечатление от Патриарха. Его лицо было лицом святого и излучало радость. Когда мы приблизились к нему, он протянул к нам руки и улыбнулся».

Питер Гиллквист очень искренне описывает тот момент, когда после обсуждения ряда формальностей наконец было принято решение о приеме тысяч членов «Евангелической православной церкви» к Антиохийскому Патриархату:

Ощущение было такое, что хотелось выбежать на улицу, чтобы танцевать и праздновать. Но люди, которым за тридцать, в воротничках духовных лиц, не танцуют друг с другом (по крайней мере, в православной Церкви). Может быть, нам стоило петь, нанять духовой оркестр или «короновать короля»?

«Ни я, ни вы не были никогда в своей жизни свидетелями такого массового обращения в Святое Православие», — говорил митрополит Филипп (Салиба), начиная свою проповедь в соборе Св. Николая в Лос-Анджелесе в феврале 1987 года.

— Наши отцы принесли православие в Америку, — сказал пожилой антиохийский священник об арабских христианах. А потом добавил: «Теперь ваша очередь привести Америку к Православию».

Вы не можете заниматься миссией, сидя за столом

После миропомазания и рукоположения в священный сан протоиерей Питер Гиллквист возглавил отдел миссии и евангелизации Антиохийской Архиепископии в Америке. Священник часто говорил, что первое слово в завещании, данном Христом апостолам, — «Идите» (Мф 28:19). Он стал современным апостолом для многих протестантов, интересующихся Православием.

«Вы не можете заниматься миссией и евангелизацией, сидя за большим дубовым столом, — говорил Гиллквист. — Вы должны быть там, а это включает в себя обширные путешествия. Это также включает в себя быстрое реагирование, например, когда мне звонит пастор, который говорит: Я верю, что я и моя жена хотим быть православными. У нас есть несколько людей в нашей нынешней церкви, которые очень заинтересованы. Не могли бы вы прийти к нам?Это старая история: куйте, пока железо горячо. Поставить этих ребят в шестимесячный лист ожидания просто не получится… Так что было много дней, когда мне звонили и я начинал собирать вещи в тот день, а на следующий день садился в самолет…»

Апостольское рвение Гиллквиста было знакомо и понятно протестантам. У православных же такой тип миссии нередко вызывал настороженность.

Проводя первую миссионерскую конференцию на новом посту, отец Питер решил действовать не как обычно. Он пригласил от рождения православного священника, который выступил с докладом о том, что миссия и катехизация — это не просто нормально. Это — обязанность современных христиан. Это было гораздо лучше, чем об этом говорил бы сам вчерашний протестант Гиллквист.

Подводя итог своей 25-летней работы в Православной Церкви, отец Питер говорил:

Я вижу церкви, которые действительно ожили, пастырей, которые ожили, мирян, которые взяли на себя ответственность за работу Церкви, и это приносит удовлетворение.

Подводя итог многолетней миссионерской деятельности в своем последнем интервью, пенсионер-протоиерей Питер Гиллквист говорил:

Мы никогда не выходим на пенсию. Мы будем победителями до того дня, когда встретимся с Богом. Когда вы стареете, это означает что-то другое, возможно, означает больше времени в молитве, меньше времени, причиняющего неприятности дьяволу где-то в кампусе или городе, но мы никогда не сдаемся. Мы не закончим гонку, пока гонка не закончится.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle