Апостол рабочих и бедняков, учитель молитвы и братства: к 25-летию кончины священника Жака Лёва

Владимир Шалларь

Автор ТГ- и ВК- ресурса «Либертарная теология».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

25 лет назад, 14 февраля 1999 года, отошел ко Господу священник Жак Лёв, чье наследие, как кажется, необыкновенно актуально для современной христианской России (и не для нее одной, конечно). Попытаемся показать почему, кратко описав биографию свящ. Ж. Лёва.

Выходец из обеспеченных слоев, молодой атеист Жак Лёв обретает веру и становится католическим священником. Перед ним сразу же встает проблема, решению которой он посвятил свою жизнь: проповедь, миссия, апостольство в индустриальной пустыне постхристианского мира.

Дело не только в том, что современное, некогда христианское общество стало обществом массового неверия; оно же есть общество массового недоверия к Церкви, к христианству, к Евангелию. Церковь воспринимается, с одной стороны, как явно отжившая свой век институция, а с другой — как институция властная, корыстная. Как же проповедовать Евангелие в таких условиях? — вот задача, решенная Лёвом следующим образом.

Он не проповедовал извне, он проповедовал изнутри. Он становится одним из марсельских докеров — работавшим так же, как они, — на работе трудной, малооплачиваемой и бесправной — и жившим в тех же грязных нищих кварталах — вместе со своими коллегами, а также мигрантами, изгоями общества и т. п. Лёв назовет это «общностью судьбы».

Не сверху, не извне, а снизу, изнутри Лёв проповедует Евангелие этим докерам — большей частью марксистам-атеистам, относящимся к Церкви с презрением («суеверие», «ложное сознание» и пр.) и ненавистью («идеологический аппарат угнетения» и пр.). Церкви не верят — но ему, своему товарищу, коллеге, соседу, чьи проблемы, чьи горести — их проблемы и горести — верят — и обращаются ко Христу, становятся членами Церкви.

Тут — в контексте науки, контексте марксизма — нужно сделать уточнение: Лёв сам выступает в качестве социолога, скорее даже социального антрополога — и на этой научной базе становится эффективным социальным реформатором. Изначально Лёв попадает в марсельский порт в рамках проекта «Экономика и гуманизм»: Лёв становится докером в качестве полевого антрополога, включенного наблюдателя, исследователя условий жизни и труда марсельских докеров. Спустя год Лёв издает исследование «Докеры Марселя», где формулирует причины бедности докеров и предложения по искоренению этих причин. Предложения Лёва включаются в новый закон, обеспечивающий докерам гарантированный заработок, основные права и т. п.: реальная социальная наука, реальная социальная борьба, реальные результаты. Проповедник досконально знающий свою паству, изучающий её во всеоружии социальной науки; проповедник досконально знающий проблемы своей паствы и реально, практически решающий их. После Лёв, однако, не покидает своих докеров, остается еще на 12 лет жить, работать и проповедовать в Марселе, где организует Марсельскую миссию и движение «Докеры Марселя».

Начинание Лёва подхватывается; организуется братство священников-рабочих: около сорока священников становятся рабочими и проповедуют Евангельскую весть изнутри рабочего класса. «Общность судьбы», преодоление пропасти между Церковью как институцией и современным миром — вот решение задачи; решение, включающее в себе некое изменение самой Церкви — к которой не на пустом же месте рабочие относились с презрением и ненавистью.

Церковная иерархия запрещает братство священников-рабочих: те слишком всерьез, слишком по-настоящему вошли в нужды рабочих, начали участвовать в профсоюзном движении, в левых политических движениях («общность судьбы»). Ватикан распускает братство и приказывает священникам-рабочим покинуть свои рабочие коллективы. Возвращаемся к началу: рабочие-коммунисты относились к церковной институции как к классовому врагу; и эта институция и повела себя как классовый враг, запрещая, уничтожая братство священников-рабочих, мнивших преодолеть такого рода средостения между рабочими и Церковью. Если первая проблема современной миссии — массовое неверие вообще и недоверие к Церкви конкретно, то вторая ее проблема — сама же Церковь, раз за разом уничтожающая то живое, что вырастает из нее.

Лёв уезжает в Бразилию, основывая там Рабочие миссии святых Петра и Павла, готовившие миссионеров, катехизаторов, организаторов общин и т. п. для работы среди бедняков. Быстро Миссии распространяются по всему миру. Наступает эпоха Второго Ватиканского собора; Римская Церковь меняется; Лёв основывает Школу веры во Фрибуге, готовившую миссионеров в духе Марсельской миссии и Рабочих миссий святых Петра и Павла. Последние 13 лет жизни Лёв проводит в монастыре, в затворе (как 13 лет он проводит среди марсельских докеров).

В чем же миссионерский метод Лёва? — о старте, основании мы уже сказали: «общность судьбы» с теми, кому проповедуется Евангелие; миссия изнутри общей жизни, совместное разделение трудов, проблем и т. п. Главное же вот в чем: целью миссии должно быть не массовое обращение с загоном обращенных в приходы, не создание массы потребителей культовых услуг, предоставляемых церковной институцией, а создание общин совместной жизни во Христе.

«Общность судьбы» позволяет «миссионерской группе» (3–5 специально подготовленных — в Рабочих миссиях и Школе веры — христиан, решивших посвятить себя служению беднякам) проводить кропотливую работу в «первичных общинах» (евангельский образец: «миссионерская группа» апостолов и «первичные общины» первых христиан).

В этих «первичных общинах» новообращенные христиане учатся совместной жизни во Христе, то есть быть друг другу братьями и сестрами во Христе, практической, реальной любви друг к другу, то есть реальному настоящему опыту церковности-общинности-братства.

Может создаться впечатление, что Лёв редуцировал христианство к его социально-политической проекции; это не так. Не случайной кажется эта рифма: 13 лет в марсельском порту / 13 лет в монастырском затворе. Проповедь Лёва была проповедью молитвы, христианской духовной жизни. В этой перспективе он смотрел и на социально-политические вопросы.

Он считал, что христианам нужно избежать и Сциллы «правого клерикализма» и Харибды «левого клерикализма» — избежать опасности редукции объема христианства к плоскости политики — не суть важно, левой или правой.

Христианская «политика» состоит в создании христианских общин-политий, понятых как реальные присутствия Небесной Политии, Царства Божьего: все царства, все политики прейдут, а Христов Град вечен: нужно стремиться стать его гражданами. Покаяние, изменение сердца, молитва, внутренняя жизнь во Христе, упование на Его Царство — вот что подлинно радикально меняет человека, включая его реальное, практическое поведение, делает способным на милосердное, любовное, с готовностью и радостью идущее на помощь братьям и сестрам. Так Лёв решает «социально-политическую проблему»: церковный духовный опыт есть (если он вообще есть, а не замещен потреблением услуг церковной институции) опыт вечной любви, который христиане в своих общинах актуализируют в братских отношениях друг к другу и к внешнему миру: единство «мистики» и «политики», аскетики и этики, духовной жизни и общинной жизни. Поэтому священник-рабочий Лёв был и проповедником молитвы: увидеть, что тут не только нет противоречия, а, наоборот, — полное логическое совпадение — означает понять наследие Лёва, которое вообще можно описать как ряд диалектических единств: единство социальной теории и социальной практики (успешное исследования условий труда и жизни марсельских докеров, успешное изменение этих условий), единство пастыря и паствы (преодоление пропасти между Церковью и миром, «общность судьбы»), единство провозглашаемого Церковью и актуализируемого в общине (единство вести о Христе и жизнь во Христе, реальная община, реальная жизнь как братьев и сестер во Христе), единство христианской внешней и христианской внутренней жизни (этики и аскетики, общинности и молитвы, «политики» и «мистики»).

Итак: современный мир как огромная ширящаяся индустриальная атеистическая пустыня. Населяющие ее — мучимые жаждой духовной и материальной, массы рабочих, массы бедняков. Разделяющий их жизнь, их судьбу, их тяготы священник — проповедник молитвы, христианской духовной жизни, дающей тот специфический опыт и ту специфическую силу, позволяющую создавать оазисы-общины альтернативной «социально-политической» жизни — жизни братско-сестринской, где отношения построены на реальной любви. Духовная и социальная проблематика, казалось бы, решается Церковью — если бы сама церковная институция не препятствовала бы этому решению. Таков общий узор служения Лёва, очень, кажется, иллюстративный для такого рода проблем. Закончим перечислением трех его книг, переведенных на русский:

«Словно видя Невидимого. Христовы апостолы сегодня» — обращаем внимание, что книга уникальна: русский перевод не издавался и любезно предоставлен его создателем порталу «Предание.ру» — а книга между тем важнейшая. Лёв написал ее сразу после запрета Братства священников-рабочих и пытается осмыслить, в частности, непростые отношения миссионера и иерархии, вообще специфику священнического служения в современном мире. Главная тема — Церковь как церковь апостольская, миссионерская, создающая общины братско-сестринской жизни во Христе — и из них состоящая.

«Будьте Моими учениками» — курс лекций, прочитанный Лёвом в основанной им Школе веры во Фрибурге. Тут как раз излагается методология миссии по Лёву: общность судьбы, миссионерская группа, первичная община. Здесь также Лёв говорит о массовом неверии современного мира, о нищете и пр. социальных проблемах, о христианском отношении к политике и т. п.

«Великие учителя молитвы» — проповедь молитвы от священника-рабочего Лёва. Учителя молитвы по Лёву: Авраам, Иаков, Моисей, Давид, Анавим, Иисус, Павел, Дева Мария, Тереза Младенца Иисуса, Бонхёффер и др.

В качестве финала — цитата из «Словно видя Невидимого»:

«Уважение к человеческой личности обязывает нас принять [такую] трудность: живя среди людей, буквально врастая в их среду и разделяя их судьбу — иначе любовь становится утопической, — уделять серьезное внимание к экономическим и социальным проблемам более широкого масштаба — иначе любовь будет платонической.

Это социальное измерение, без которого человеческая личность не может реализовать себя, должно обнаруживаться и в религиозной сфере. Ничто не может сравниться по важности с превращением прихода в настоящую общину. Но истинная община сынов Божиих, сознающих свою сущность и свои связи, — это не автобус, в который каждый входит, платит за проезд, звонит и выходит, не слишком обращая внимания на других пассажиров, и в котором настоятель прихода и викарий более или менее выполняли бы роль шофера и кондуктора. Человеческая личность находит свое полное завершение в местной Церкви, собрании сынов Божиих. Это не подлежит сомнению и требует от нас постоянных усилий: собрать тех, кого затронули наша жизнь и наше слово, в общину, объединенную связью божественной благодати и братством, которое из нее проистекает, — одна из основных, неотложных и постоянных забот миссионеров».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle